Династия. Часть 14. Становление

Предыдущая часть   http://www.proza.ru/2017/10/27/1102

Биографические очерки династии лесоводов Капперов. Воронеж 2017 г.

На коллаже:  Фото 1 - И.О. Боговая, фото из личного дела, 1967 г. Фото 2 - 
Стенд, посвящённый И.О. Боговой  на кафедре Садово-паркового и ландшафтного строительства СПбГЛТУ им. С.М. Кирова.  Фото 3 – Лекция И.О. Боговой, 1967 г.  Фото 4 - Стрельна, Панорама центральной части Константиновского дворца и парка.  Фото 5 - Природная часть Константиновского парка.  Фото 6 – Группа руководителей государств большой восьмёрки в Константиновском парке.

Глава 5.7. Становление

                Работу над диссертацией «Группы из деревьев и кустарников в объёмно-пространственной композиции паркового пейзажа» Инна  Оскаровна Боговая продолжила в 1953 г, а с октября 1954 года поступила на работу в Проектный институт «Лен НИИпроект» на должность  старшего инженера городского зелёного строительства. Фото 2 на коллаже.

                Период работы в архитектурной мастерской ЛенНИИпроект  был не только напряжённым, но и очень плодотворным. С 1954 по 1967 г Инна Оскаровна стала автором более 200 проектов, из которых 110 были осуществлены. Наиболее значимыми были "Проект реставрации Константиновского дворцово-паркового ансамбля в Стрельне" (140 га), "Проект реставрации Шуваловского парка" (140 га), "Реставрация Баболовского парка в Царском Селе" (110 га), "Реконструкция Таврического сада", "Проект озеленения Пискаревского мемориального кладбища", "Озеленение парка Авиаторов", "Озеленение Московского проспекта", "Сады-музеи Московского района", "Сад Института имени И.Е. Репина". Проект "Благоустройства территории советско-финской таможни" под руководством проф. СБ. Сперанского получил Государственную премию СССР.
                Окончательно созревает методика и приёмы   восстановления великолепных пригородных усадеб и резиденций Петербурга.
 
                Вот как об этом пишет сама Инна Оскаровна Боговая в Сборнике работ по обмену научно-производственным опытом «Зеленое строительство». (1972 г.):
                «В задачи ландшафтной архитектуры входят не только строительство новых объектов, но и формирование насаждений в садах и парках XVIII, XIX и XX веков.
                Парк – это постоянно меняющееся произведение искусства. Парки, заложенные 10–20 лет тому назад или в XVIII–XIX вв., требуют различных приемов восстановления насаждений.

                Вокруг Петербурга В XVIII веке возникло кольцо великолепных пригородных усадеб и резиденций. Большинство дворцово-парковых ансамблей (в Пушкине, Петергофе, Павловске, Стрельне, Ропше и др.) в настоящее время находится в состоянии, требующем принятия экстренных мер для их сохранения, восстановления и реконструкции. Древостой в парках достиг предельного возраста. Отдельные деревья гибнут от старости, вредителей, болезней, сказываются последствия войны (ранение снарядами, изменение грунтовых вод, заболачиваемость). Регулярный уход за насаждениями в парках многие годы отсутствовал, а в некоторых случаях отсутствует и сейчас. Поэтому лучшие пейзажи парков утрачены: отдельные перспективы, поляны, очертания древесно-кустарниковых групп и куртин искажены разросшейся молодой порослью и отсутствием деревьев, определяющих композицию.

                Усугубляются и так тяжёлые условия существования старых парков: заводы, котельные, потоки машин загрязняют воздушный бассейн. Вокруг парков поднимаются новые многоэтажные жилые кварталы, влияющие на уровень грунтовых вод, которые в свою очередь сказываются на состоянии насаждений и режиме водных устройств (например, в Таврическом саду исчезли проточные пруды с каскадами, высыхают пруды парка Лесотехнической академии, соединенные когда-то протоками с Серебряным прудом). Ввиду изменившихся условий зрелые и старые насаждения замедляют рост, начинают суховершинить и полностью отмирают: на 30% погибли сосны в Сосновском лесопарке, на 90% – в парке Лесотехнической академии.
                Кроме того массовая посещаемость парков с явной перегрузкой (в Петергофе, Пушкине, Павловске и др.) губительно сказывается на состоянии древостоя, дорогах, а соседние менее известные парки в 50–200 га пустуют. В некоторых случаях трассируется дополнительная дорожная сеть, что также приводит к выпадению древостоя (например, в Таврическом саду было 3% дорог, теперь– 16%).  Наблюдается также неравномерность в распределении посетителей по районам парка».
 
                Являясь продолжателем дела своего учителя Т.Б. Дубяго основателя учения о садово-парковом искусстве, Инна Оскаровна Боговая посвятила свою жизнь изучению и развитию науки реконструкции и реставрации парков и садов.

                Создавая уникальные проекты парков, Инна Оскаровна давала этому направлению дальнейшее развитие союзу архитектуры и садово-паркового искусства. Она создаёт методику восстановления парковых насаждений |2|.  В ней применяются и осуществляются разные подходы к реставрации.
                Полная, как в случае регулярных садов Константиновского парка с его рядами стриженых лип , линиями каналов, фонтанами и партерами, которые органично вписываются  в лесные массивы с живописными лугами. Фото 3 и 4 на коллаже. ( Архитекторы Себастьян Чиприани – первоначальный план; Жан-Батист Леблон; Николо Микетти; Андрей Никифорович Воронихин)

                При необходимости выполняется полная и частичная реконструкция. Её проводят при необходимости объединения существующих насаждений,  восстановление их по сохранившимся документам. Или в случае объединения разнохарактерных участков по состоянию взятых на данный момент за основу как, например, в период реконструкции Константиновского парка под Резиденцию Президента.
                В начале 2000-го года президент В.В.Путин решил вернуть Стрельне былой блеск и устроить резиденцию в полуразрушенном Константиновском дворце.
                И через шесть лет в июле 2006 года во «Дворце Конгрессов» проходил петербургский саммит «большой восьмерки». На фото 5 коллажа запечатлена группа руководителей государств «восьмёрки» на фоне Константиновского дворца. В период реконструкции по проекту И.О. Боговой использовали все имеющиеся методики реставрации. В результате воссоздан уникальный, современный дворцовый ансамбль садово-паркового искусства, один из лучших не только в России, но и в Европе.

                Другой проект Инны Оскаровны, о котором она много и увлечённо рассказывала – это Шуваловский парк в посёлке Парголово, бывшем имении графов Шуваловых, на севере территории современного Санкт-Петербурга. (Фото 6 на коллаже). К большому сожалению, мне не удалось побывать в этом парке, занимающим 142 га к северу от реки Старожиловки.
                В этом парке районы с регулярной планировкой искусно вписаны в общую канву лесного пейзажа. Поэтому проект предусматривал несколько видов реставрации. В лесном районе еловый подрост освобождался от сорных пород, не меняя полноты древостоя, проектируя перспективу на окружающий ландшафт. В районе "Парнас" по проекту восстанавливалось каждое утраченное дерево подсадкой к сохранённым группам елей. Утрату старых посадок предусматривалось восполнить и провести  полную реставрацию парка |2|.
                Рассказывая о проекте реконструкции Шуваловского парка,  Инна Оскаровна горько сожалела, что ввиду отсутствия финансирования реконструкция не была осуществлена. Остаётся только пожелать, чтобы президент решил открыть несколько резиденций, но уже в Шуваловском и других парках.
               
                Баболовский парк в Царском селе , к которому Инна Оскаровна относилась с большой любовью - самый большой (286,6 га) из всех  пяти парков г.Пушкина. Как правило, туристы посещают только самый ухоженный и реконструированный Екатерининский парк и я не был исключением.  После рассказа Инны Оскаровны сильно пожалел, что не был в Баболовском, пейзажном парке, проект реконструкции которого она выполнила после Шуваловского парка. Этот парк уникален тем, что создавался в модное время перехода "английских" парков в парки с "естественным" пейзажем. Во время войны парк сильно пострадал, а после войны за ним не следили. Он интенсивно заболачивался, дренажная система не работала группы деревьев зарастали самосевом . Но и в таком виде он остаётся привлекательным его любят отдыхающие за его "дикость," уединённость тишину и покой .
                В этом парке проект Инны Оскаровны предусматривал другую методику реставрации в сравнении с двумя предыдущими. Предусматривалась расчистка самосева, выделение пейзажных групп, применена частичная реставрация с объединением существующих оставшихся насаждений. В 2012 г часть парка хотели отдать Гольф-клубу, но к счастью проект не состоялся, а в 2014 г 22 га парка решили отдать инвестору для строительства коттеджного  посёлка. Жители района сумели отстоять парк. В настоящее время завершается процесс передачи всего Баболовского парка и его Дворца в ведение Государственного музея-заповедника "Царское село", что позволяет надеяться на восстановление парка.

                Проектная работа  по ландшафтной архитектуре ведущих объектов Ленинграда дала Инне Оскаровне Боговой огромный опыт по проектированию и строительству, необходимый для подготовки специалистов в области зеленого строительства, а разработанная ей  методика восстановления парковых насаждений по настоящее время является настольной книгой для ландшафтных архитекторов и пособием для лесничих.
 
                В 1967 г. Инна Оскаровна принимает приглашение Ленинградской лесотехнической академии им. Кирова и переходит на преподавательскую работу в качестве доцента кафедры Озеленения населённых мест и садово-паркового хозяйства.

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/12/12/1246

Используемая литература (источники):

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
2. Г.А. Пахомова. «Эпоха Т.Б. Дубяго – И.О. Боговая». Сборник чтений Дубяго, посвящённые памяти И.О. Боговой


Рецензии
Бороться за жизнь парков и ансамблей реконструкцией,реставрацией - это кажется нормальным: годы берут своё и в случае деревьев и куртин. Тем более войны, перепланировки районов — всё сказывается на здоровье и посадок тоже.
Но необходимость бороться за сохранение парков - вот это печально.
Ещё одна интересная глава, Борис Анатольевич!

Наталия Шайн-Ткаченко   27.11.2017 11:02     Заявить о нарушении
Всё живое имеет, к сожалению, начало и конец, а деревьям и кустарникам ещё повезло: имеют возможность радовать не одно поколение. Просто никто не задумывается, что мы теряем. Если хотим сохранить - надо раскошелится и создать спецподразделение по восстановлению уходящей красоты.
Мы даже то, что даёт природа бесплатно не можем обустроить... Спасибо за отзыв, Наталия.

Вадим Гарин   27.11.2017 12:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.