Учение Горизонт 83, Балхашский полигон

Не успел осмотреться, после написания отчёта по учению «Горизонт-82» как было объявлено о подготовке нового учения. Оно было названо «Горизонт-83» и проводилось на базе небольшой группировки, развёрнутой на площадке №1 всё того же Балхашского полигона.

Накануне учения, в марте 1983 года по распоряжению ГУВ из 2 ЦНИИ были командированы на полигон Балхаш (площадка №40) я (от управления ЗРВ), Геннадий Григорьевич Оверченко (от управления РТВ), Кенсорин Дмитриевич Шадрин и Валерий Сечин (от управления РЭБ) с задачей: спланировать помеховую обстановку на предстоящее учение.
 
Работу возглавил относительно молодой, некомпетентный, амбициозный представитель ГУВ. Приехал он явно с определёнными установками руководства ГУВ, которые должен был отстаивать несмотря ни на что. В результате была проделана большая, бесполезная работа. Спорили, что-то друг другу доказывали, даже ругались. Были разработаны какие-то документы, которые впоследствии, на учении, не пригодились.
 
Но мы неплохо, около двух недель пожили на полигоне в гостинице Люкс-2, где нормальные условия для проживания и отличное, по умеренным ценам питание, поставляемое из ресторана «Россия» Приозёрска.
 
 Я все свободное время проводил в семье родных для меня Бичелей. Мои друзья любили по вечерам расслабиться в ресторане «Россия».
 
К учению привлекался Северодвинский зрп, оснащённый ЗРС С-300П. К своему стыду, я только тогда узнал, что в Северодвинске находится наша Беломорская военно-морская база и знаменитая верфь по строительству подводных лодок, защищать которые было доверено ЗРС 300П. О значении объекта, прикрываемого родной ЗРС С-300П, узнал значительно позже, с появлением всёзнающего Интернета.

(Краснознамённая Беломорская военно-морская база Северного флота  дислоцирована в городе Северодвинске (Архангельской области).

Строительство базы в районе Молотовска (ныне Северодвинск) началось в июле 1940 года, а уже 2 августа 1940 года база стала называться Беломорской военно-морской базой Северного флота. В состав базы были включены части и учреждения Северного флота, дислоцированные в Белом море.

Создание базы было обусловлено началом строительства в 1938 году крупного судостроительного и судоремонтного центра и других важных объектов, которые нуждались в надежном прикрытии и защите.

Части Беломорской военно-морской базы дислоцированы преимущественно в Северодвинске, где сосредоточены крупнейшие предприятия судостроительного и судоремонтного комплекса — ОАО «Севмаш» и Центр судоремонта «Звёздочка».

В Белом море проходят испытания новейшего морского оружия, в том числе стратегического. В 2010—2011 году подводниками Северного флота были осуществлены пуски баллистической ракеты «Булава», которая в перспективе составит основу морских стратегических ядерных сил России.

На Беломорской военно-морской базе проводились государственные испытания и ввод в состав российского флота новейших подводных ракетных крейсеров стратегического назначения «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» и многоцелевой атомной подводной лодки «Северодвинск»).

Учения проходили в июле 1983 года. В это время в пустыне Бетпак-Дала очень жарко. Температура достигала 50о С в тени. Хотелось постоянно пить. Но пить местную воду в сыром виде нельзя по медицинским соображениям и её вкусовым качествам. Плохо опресненная вода полусолёного озера Балхаш  поступает на первую площадку по 120 километровому водоводу. Пили её только в виде чая, который несколько перебивал её вкус и цвет. Постоянно в мыслях была родниковая дачная вода: «Вот прилечу домой и напьюсь её до отвала». В эту 50-ти градусную жару пили чай и обтирались полотенцем. От всезнающего Ильи Блинова узнал, что значит пить чай с полотенцем. Оказывается, нужно пить чай и потеть до тех пор, пока с полотенца начнёт капать пот.

Как и на учении «Горизонт-82», облеты и стрельбы проводились при высоких уровнях помех.

 Накануне облёта, как было принято, был установлен запланированный уровень помех. Во время облёта, не обнаружив цель на расчётной дальности, приказал измерить уровень помехи. Её уровень оказался запредельным. Доложил на ЦКПП (Центральный командный пункт полигона), где находился Пащенко, поддерживающий связь со своими подчинёнными. Уровень помехи снизился до запланированного. Во время следующего облёта картина повторилась.
 
На разборе облётов Пащенко отнекивался, одновременно утверждал, что наша методика измерения уровня помех с помощью самой РЭС не верна. И это не смотря на то, что верность её была доказана на заводских и государственных испытаниях ЗРС С-300П. Чтобы доказать обратное, он шёл на всякие уловки и подлоги.
 
Учение прошло как-то незаметно. Оно даже не вошло в реестр наиболее весомых по масштабу и задачам опытно-исследовательских учений, организованных и проводимых 2 ЦНИИ МО.


Рецензии