Кошибеевский Святой источник Параскевы Пятницы

Снимок Александра Жулина

Кошибеевский Святой источник великомученицы Параскевы Пятницы


«Услышь - заступница моя.
Прости грехи и научи - молиться.
Дорогу эту выстрадала я,
Чтоб в роднике твоем живой воды напиться».
«Девятая Пятница»
Татьяна Овчинникова


Кошибеевский Святой источник Параскевы Пятницы широко известен и популярен не только у населения  Сасовского района, но судя по публикациям и отзывам в интернете, далеко за его пределами.


По преданию, здесь была обретена икона святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей. Теперь, во вновь построенной у Святого источника часовне, находится икона Параскевы Пятницы, написанная в 2002 году сасовским художником Вячеславом Георгиевичем Уткиным. Говорят, что икона мироточила.
В том же году летом источник был освящен архимандритом Феодосием настоятелем Архангельского храма г. Сасова в честь великомученицы Параскевы, нареченною Пятницей.


Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: "Святая Параскева, нареченная Пятница". Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.
Поэтому в народе источник часто называют: «Святой колодец», родник «Девятая Пятница», Святой источник великомученицы Параскевы Пятницы, Кошибеевский источник.


Дни памяти великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей осенью – 10 ноября и летом - в Девятую Пятницу по Пасхе.
Этот источник расположен в 150 метрах от озера под названием Барская река, в 1.1 км западнее села Кошибеево Сасовского района Рязанской области, которое находится на правом берегу реки Цна к северо-востоку от райцентра Сасово. Кстати существует мнение, что название Цна в переводе с мордовского означает «вкусная вода».
 

Есть мнение, что озеро это не что иное как старица – старое русло реки Цны. Сам источник расположен в овраге, заросшем деревьями, рядом с видимой площадкой для стоянки транспорта, которой заканчивается   дорога, ведущая к источнику. Вдали виднеются крыши домов села Кошибеево.
Выезжаем из Сасова по мосту через Цну в сторону Авиагородка, далее по асфальтированному шоссе на Демушкино через села Сенцово, Бастаново. За селом Бастаново нужно найти поворот налево по грунтовой дороге добраться до родника.


Ранее, в шестидесятых годах прошлого века, существовал ещё один путь. В селе Устье,  через реку Цну ходил канатный паром, который позволял с дороги Сасово – Кадом - Ермишь переправиться на правый берег Цны, а там и Кошибеево рядом, ведь от Устья до Кошибеева всего 4 км. Но когда это было, в те времена и Цна и Мокша были судоходными реками, по которым ходили баржи в основном со строительными материалами: лес, песок, щебень, бутовый известняк. В настоящее время Цна сильно обмельчала, и судоходство стало невозможным, только рыбаки на резиновых лодках и старинных деревянных плоскодонках рыбачат по затонам, да молодежь в жаркое летнее время лихачит на моторных, современных лодках.

   
Родник известен с XVIII-XIX века. Еще ранее, в стародавние времена, в 1760 году в Большом Ценском лесу, который находился на территории Тамбовского и Шацкого уездов появились разбойники в таком количестве, что практически парализовали движение по окрестным дорогам. А Елатомский, Шацкий, Кадомский, Темниковский и Спасский уезды находились фактически на осадном положении. По дорогам с барабанным боем маршировали войска, двигались набранные из местных мужиков охотничьи команды. Но у разбойников везде были свои глаза и уши и "воровским шайкам" удавалось ускользать от правительственных войск.
Здесь, на берегу реки Старая Цна, находился "городок разбойников" — городище, окруженное с трех сторон оврагами, а с четвертой — валом. По преданию, тут жили разбойники, грабившие суда на реках Цне и Мокше.


Когда-то рядом с родником была построена деревянная часовня с колоколом. На Девятую Пятницу после Пасхи у почитаемого источника, при большом стечении людей происходили богослужения. Сюда стремились паломники со всей округи и из дальних весей. Многие паломники по вере своей получали, что желали.
Считается, что вода в источнике богата серебром,  является целебной, долго стоит и не портиться. Это обстоятельство тоже было важно для людей приходивших сюда, пешком, за многие километры.

 
В годы богоборчества, в 50-х годах прошлого века часовню снесли и построили здесь птичник, который во время грозы был поражен молнией и сгорел. В 1957 году местная власть приняла решение засыпать родник. Источник несколько раз засыпали, но вода снова и снова пробивалась, и паломничества продолжались. Верующие со всей округи писали жалобы в Совет по делам РПЦ при Совмине СССР, собирали средства на строительство молитвенного дома. Однако в статье «Заботы атеистов» напечатанной в центральной газете «Правда» от 6 июля 1969 г, ликвидацию Кошибеевского источника представили как серьезную победу атеистов. Но люди все равно посещали Кошибеевский родник с верой на помощь и исцеление, ведь родник уничтожить не удалось.


Но вот наступили долгожданные времена перемен, в 2000-х годах, когда антирелигиозные страсти улеглись, источник был благоустроен стараниями начальника Сасовского летного училища Наприенко В.Г. — говорят, его жена излечилась от болезни с помощью вод родника. Территория была очищена от мусора и кустарника, источник заключен в каптаж, состоящий из крытого бетонного кольца, которое ограждает родник, бьющий из земли. Из каптажа выведена труба для слива родниковой воды. А в целом ансамбль источника стал прекрасным уголком для отдыха от сует земных.


Не знаю, совершает ли кто в настоящее время паломничество к святому источнику пешком – приезжают всё больше на машинах. Когда машина остановится на стоянке, у оврага с ансамблем Святого источника, первое, что паломнику предстает перед его взором - это часовня красного кирпича,
с небольшой луковкой, увенчанной крестом. Часовню построил глава администрации Сасовского района Рыбин Алексей Алексеевич в память о трагически погибшем сыне.


Рядом, в овраг, к роднику ведет длинная лестница, а внизу открывается вид на каптаж собственно родника, закрытый от атмосферных осадков четырехскатной крышей, на четырех столбах и купальню.

 
Крыша каптажа венчается луковкой с крестом. Из каптажа родниковая вода по трубе стекает в купальню, которая находится слева. Родниковую воду отбирают из мощной струи, бьющей из трубы. Рядом с трубой лежит большой гранитный камень, на котором написано:  "Чистая водица из недр земных струится. И нет полезнее водицы для человека, зверя, птицы!". Из купальни родниковая вода самотеком попадает в то самое озеро под названием «Барская река».
 
 
Достойны вниманию паломников и читателей народные приметы, связанные с днем почитания Параскевы Пятницы:
Кто прядёт в пятницу, у того на том свете будут слепы отец с матерью.
Женщинам в пятницу не разрешалось ни чесать, ни мыть голову.
По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут.


Для завершения всей картины Святого источника необходимо коснуться истории окружающего пространства родника, где центральным местом является село Кошибеево.


По одному довольно распространенному мнению название Кошибеево относится ещё к временам татаро-монгольского ига. Для сбора дани, которая называлась «кошь» и в каждом районе находился чиновник, называемый «бей», отвечающий за контроль над данным процессом. Возможно, название и образовано от одновременного произношения этих двух слов. По другой версии, возможно, некий татарский мурза Кошибей, в период XIII - XVI веков владел этой тогда мордовской деревней. Отсюда и название – Кошибеево.

 
В III ревизии 1764 года в селе Кошибеево проживало 159 человек мужского пола. Помещицы Прасковьи Нееловой 59 душ. Помещиков Петра, Ивана и Лариона Свищевых 3 души. Порутчика Ивана Мосолова 31 душа. Порутчика Семена Свищева 66 душ.
По данным 1897 года село Кошибеево было значительным населенным пунктом - в нем проживало 1267 жителей. Владельцы древнего села братья Владимир и Дмитрий Тараскины. В селе была каменная церковь, церковная библиотека. После революции в селе был организован колхоз «Обновленная земля». Первым председателем был избран Ф.М.Грибков.  Впоследствии колхоз был переименован  в колхоз имени С.М.Кирова.

 
С 1861 г. деревня Кошибеево входила в Ласицкую волость Елатомского уезда Тамбовской губернии. С 2004 г. и до настоящего времени село входит в состав Дёмушкинского сельского поселения Сасовского района. До этого момента являлось административным центром Кошибеевского сельского округа. На 2010 год численность населения в Кошибеево составило 262 человека.
Село находится в северо-восточной части Сасовского района, в 17 км к северо-востоку от райцентра на междуречье Цны и Мокши. Ближайшие населённые пункты: село Барашево в 2,5 км по грунтовой (4,5 км по асфальтированной) дороге к востоку; село Бастаново в 7 км по асфальтированной дороге к юго-западу; деревня Старое Амесьево в 3 км к юго-западу по грунтовой дороге; посёлок Новое Амесьево в 6,5 км к западу по грунтовой дороге; село Устье в 4 км к северо-западу, на противоположном берегу Цны (переправы через реку сейчас не существует). Ближайшая железнодорожная станция Сасово в 17 км к юго-западу по асфальтированной дороге; ближайшая ж/д платформа — 383 км — в 13 км к юго-западу.


Рецензии