Евр. 10, 22 Святилище или дом Божий?

Сегодня на утреннем разбор по Евр.10 у меня возник вопрос: святилище и дом Божий, о которых пишет Павел, в подразумеваемых им смыслах – это одно и то же или нет?

«Да приступаем с искренним сердцем» (Евр.10:22). В переводе РБО: «Так будем туда приближаться с преданным сердцем». Приближаться или приступать куда – в святилище (о входе в него чуть выше в этой главе) или в дом Божий (о котором в предыдущем стихе)?

Дом Божий (храм) ведь свят – он в Ветхом Завете святилищем и называется. Но в предыдущих главах послания домом Божьим называлась церковь (см., например, Евр.3:6: «а Христос - как Сын в доме Его, дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца»), а святилищем – небо, в которое вошел Иисус Христос в присутствие Божье для первосвященнического ходатайства о нас (см., например, Евр.9:12: «и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» и Евр.9:24: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие»). Кажется, что это два разных места и понятия. Но мой сегодняшний предварительный, предположительный рабочий ответ: святилище и дом Божий в послании Евреям – это все-таки одно.

Я исхожу из того, что небо, о котором пишет Павел, это не пространственный материальный объект (об этом я, кажется, писал немного раньше), и на него не распространяются законы и ограничения физической реальности. Библия говорит о том, что мы входим в присутствие Бога во Христе и Бог входит в наши сердца, опять же во Христе – и это происходит не в разных местах как разные факты, это один факт духовной реальности. Первый (наше вхождение в присутствие Бога во Христе) связан со святилищем, второй (вхождение Бога в нас) – с домом Божьим. Возможно, от исходной точки зрения и вектора движения и зависят разные наименования, но в целом это одно действо, по-разному описанное и названное.

«В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин.14:20) – это ведь не о трех разных локациях, но об одной.

И в связи с этим попутно напишу о всеобщем священстве. Почему-то кроме стиха в послании Петра (1Пет.2:9 «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»), ясно и развернуто в Новом Завете об этом не пишется. Может быть, эту тему можно понимать следующим образом? Во времена Ветхого Завета народ входил в первосвященнике во святилище, первосвященник был представителем народа. В новозаветный период мы входим в небесное святилище в нашем Первосвященнике – Иисусе Христе. Еще раз: мы входим во святилище к Небесному Отцу во Христе, а Небесный Отец входит в наше сердце тоже во Христе. Христос – идеальный Посредник, Он представитель нас для Отца и Отца для нас.

Павел, кстати, говорит об этом следующим образом: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр.3:1). Иисус – Посланник нашего исповедания.

25.11.2017


Рецензии