Героический труд джабинцев и Ярали буба

Первые, самые тяжелые годы Великой Отечественной войны. Председатель колхоза Ярали буба днем и ночью занят работой. Степень его ответственности очень высока. Часто он и ночью не доходит до дома, а спит разложив свой овечий тулуп на большом гладком камне рядом с годеканом. (Позже этот камень сельчане назовут его именем - « Ярали буба къаткай къван», т.е. «камень, на котором спал Ярали буба»). Проспав от силы пару часов, он снова в деле – занят организацией сельчан по всем направлениям работ, для обеспечения фронта и  населения всем необходимым. Все трудоспособное население на фронте, остались, в основном, одни женщины, старики и дети. Но председатель ясно осознает создавшуюся ситуацию. Он чувствует: впереди тяжелые времена и если проявить слабость, могут наступить страшные последствия, например, голод. Поэтому, главное, чего он будет добиваться – объединять людей в крепкий кулак и занять их созидательной работой. И конечно, обеспечить строжайший контроль над общественной собственностью. Только так можно организовать достойную помощь фронту и выжить самим.
... В селе еще не было мельницы, люди мололи пшеницу  в соседних селах. Они носили ее туда в мешках на спине, редко кто мог позволить себе лошадь. Ведь большинство сельчан, после недавней кампании коллективизации находились в бедственном состоянии.
Как-то утром, возвращаясь от фермы в село, Ярали увидел спускающихся из села женщину, ведущую за узды лошадь, и ребенка. Он сразу опознал колхозную лошадь. От шедшего снизу мальчика Ярали узнал, что это его жена и дочь  везут на лошади пшеницу в соседнее село на мельницу. Этого он никак не ожидал! Он быстро догнал их, снял груз с лошади и со словами: «Вы для меня ничуть не дороже остальных сельчан, будете носить свою пшеницу на мельницу как все! »-, забрал лошадь с собой обратно в село. На ближайшем собрании, по предложению председателя, правление колхоза объявило выговор бригадиру,позволившему колхозную лошадь использовать в личных целях.
Сельчане вспоминают еще одну историю, связанную с председателем. Рассказывают, что как-то,  в отсутствие Ярали в селе, правление колхоза выделило его семье  дойную корову. Вернувшись, Ярали сразу  отвел эту корову во двор к вдове сельчанина,  погибшего на фронте, оставшейся с тремя малолетними детьми.
После таких историй сельчане все больше убеждались, что не существует ничего такого, что сможет помешать твердому намерению председателя - достойно провести сельчан сквозь трудности военного времени.
Вот подтверждение государством достижений колхоза в годы войны:
«Ярким примером роста общественного богатства колхозов служит сельхозартель им. К.Маркса высокогорного аула Джаба Ахтынского района. За годы войны колхозники этой артели, успешно выполняя все планы государственных поставок и сдав огромное количество скота и животноводческой продукции сверх плана в фонд Красной Армии, добились роста поголовья всех видов скота.
Крупного рогатого скота к концу войны в колхозе стало на 150 голов больше (по отношению к 1940 году почти 50% роста), количество овец и коз увеличилось в 2,3 раза. При общем значительном сокращении конского поголовья по республике в целом, в колхозе им. К. Маркса поголовье лошадей выросло на 5%.
За счет прикутанных посевов посевная площадь под зерновыми культурами возросла за эти же годы на 68%, а валовый сбор зерна на 40%. Все это позволило колхозу в годы войны осуществить большое капитальное строительство. Здесь были построены мельница, электростанция, помещение для крупного рогатого скота на 75 голов, сделана хорошая грунтовая дорога, организован обжиг извести, вместе с тем улучшились и условия жизни колхозников.» ( Дагестан в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945гг. авторы: Г.Ш.Каймаразов, И.К.Керимов, Г.С.Койстинен, А.Г. Мелешко., под ред. Г.Д. Даниялова, Махачкала,1963,стр.229
Ведь это все достигнуто джабинцами, по большей мере, благодаря организаторскому таланту Ярали буба!
В своих воспоминаниях первый секретарь Ахтынского райкома партии Садыков Абдулмуталиб наряду со сказанным выше отметил, что председатель колхоза в годы войны получил орден Трудового Красного знамени, а колхоз им. К.Маркса не раз удостаивался переходящего Красного знамени Совнаркома ДАССР и обкома партии и заносился на республиканскую Доску Почета. (Дагестан в годы Великой Отечественной войны. Воспоминания участников событий, Махачкала, 1962 г., стр. 35.)
Как видим, страна высоко оценила достижения колхоза, которым руководил Ярали буба, достойную оценку дала и труду самого председателя.
Но мне всегда было интересно, почему имя такого человека в самом селе вспоминали не так часто. То, что его наградили орденом Трудового Красного знамени, я также узнал недавно, из приведенных выше воспоминаний секретаря Ахтынского райкома. Имя председателя вспоминали в связи с отмеченными выше случаями. Но с годами становится понятным, что это объяснялось как скромностью характера этого человека, так и свежестью ран, нанесенных войной людям. Может кто-то, по недопониманию, жесткость Ярали буба в военный период, принимал за жестокость? Но ведь, если в тяжелейшие годы войны, председатель оказался бы не жестким, смог бы он решить стоящие перед народом проблемы? Добился бы он этих успехов? Ведь, благодаря такому жесткому правлению, удалось не потерять ни одного человека от голода, когда в других селениях такие случаи были.
Ярали буба, которого  знал  я (1960-1970 гг.), был очень спокойным пожилым человеком. Впоследствии он какое-то время проживал в Ахтах. Его ахтынские соседи тоже очень тепло о нем отзываются. Его дети и внуки, где бы они не работали, показали и показывают себя воспитанными, достойными, трудолюбивыми людьми. Одна из дочерей Ярали буба добилась больших успехов в труде,была знатным виноградарем, заслужила высокие государственные награды, была депутатом Верховного Совета СССР.
Думаю, нами до сих пор по достоинству не оценен героический труд наших сельчан в период ВОВ под руководством Ярали буба. Есть опасность, что такое отношение может отдалить наше молодое поколение в сторону от славных страниц нашей истории, превратить их в манкуртов.
Как говорили наши деды, большое видится на расстоянии, настоящая оценка большого дела приходит со временем. Я думаю, такой день наступил, нам надо собраться и на сельском годекане поставить памятник Ярали буба. Он бы символизировал героизм джабинцев, проявленный ими в годы Великой Отечественной войны в тылу у нас в селе. Что вы думаете по этому поводу, уважаемые сельчане?


Рецензии