Лексикон. Ф

ПАВЛОВ А.Н.

ЛЕКСИКОН ПРОСТЫХ ИСТИН.Ф.
(навеяно Г. Флобером)

Фазан. Очень шикарно к обеду.
Флософия. Следует издеваться.
Флаг (национальный). Заставляет биться сердце
[Флобер. Лексикон прописных истин.]

ФАЗАН.
– Фазана посадил, – прошептал старик, оглядываясь и надвигая себе на лицо шапку. – Мурло-то закрой: фазан, – он сердито махнул на Оленина и полез дальше, почти на четвереньках, – мурла человечьего не любит.
Оленин ещё был сзади, когда старик остановился и стал оглядывать дерево. Петух тордокнул с дерева на собаку, лаявшую на него, и Оленин увидал фазана. Но в то же время раздался выстрел, как из пушки, из здоровенного ружья Ерошки, и петух вспорхнул, теряя перья, и упал наземь. Подходя к старику, Оленин спугнул другого. Выпростав ружье, он повел и ударил. Фазан взвился колом кверху и потом, как камень, цепляясь за ветки, упал в чащу. [Л.Толстой].

ФАЗИЛЬ Искандер.
У моего друга, художника Бориса Жутковского, есть серия портретов, которую писатель Фазиль Искандер, также в неё попавший, назвал «Последние люди империи. Эти люди, уйдя из жизни остались портретами в галерее Жутковского. [А. Городницкий].

ФАКТ.
– Доказывает то, что меня с детства вывихнули.
– А ты себя вправь! на то ты человек, ты мужчина; энергии тебе не занимать стать! – Но как бы то ни было, разве можно, разве позволительно – частный, так сказать, факт возводить в общий закон, в непреложное правило? [И. Тургенев].

ФАЛЯ.
Ко мне не так давно, заходил Лёшка П. Пришёл вечером. Весь какой-то расстроенный. Спросил:
– Фаля, можно я у тебя переночую?
– Конечно, Лёша. О чём ты говоришь.
Пошла на кухню, сделала яичницу, собрала на стол и мы сели, как говорят казаки, вечерять. Он вынул из портфеля маленькую, выпил пару рюмок. Посудачили о том, сём. Я постелила ему на раскладушке, сама легла на свой диван-кровать. Выключила свет. Ворочаюсь. Не спится. Слышу, Лёшка тоже крутится. Прошло сколько-то времени. Он мне и говорит:
– Фаль, а Фаль! Ты не спишь?
– Нет, – отвечаю, – не сплю Лёша.
– Фаля, а ты на меня не обидишься?
Я немного помолчала:
– Да нет, Лёша, не обижусь.
Он тоже немного помолчал, потом сказал как-то неуверенно:
– Тогда, Фаля, я маленькую-то допью.

ФЕЙХОА.
Плод фейхоа – крупная и сочная ягода, которая имеет аромат и вкус киви и клубники одновременно.
Маленькая Света обращается к бабушке:
– Бабушка! Дай мне фейхуёвого варенья. Я так его люблю.

ФЕЛЬДФЕБЕЛЬ.
Фельдфебеля рассчитывали людей. Фурштаты забивали колья для коновязи. Квартирьеры, как домашние люди, сновали по улицам и переулкам, указывая квартиры офицерам и солдатам. Тут были зеленые ящики, выстроенные во фрунт. Тут были артельные повозки и лошади. Тут были котлы, в которых варилась каша. Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель. [Л.Толсмтой].

ФЕЛЬДШЕР.
 Позже, уже летом, ехал в открытом кузове. Приятный ветер в лицо. Видимо, надуло. Зуб снова разболелся. В это время мы базировались в горной армянской деревушке. Только фельдшерица. Она и терапевт, и хирург, и стоматолог, и акушер. А что делать? Врач там не полагался по штату. Пошёл к ней на приём. Посадила в кресло.
– Боюсь, – говорю.
– Ведь одни стенки там. Ну как сломаете. Что тогда?
Она в ответ:
– Зачем сломаю. Я аккуратно. За стеночку возьму сбоку.
Женщина средних лет. Худощавая. Невысокая. Жилистого склада. Хорошие добрые глаза. И я решился. Приготовился терпеть. Подошла… Даже «ох» не успел вякнуть. Всё было сделано. В лучшем виде. Аккуратно и чисто. Мы расстались почти друзьям. Не знал, как и благодарить. Запомнил эту экзекуцию на всю жизнь. И не потому, что она была мучительной, а наоборот – безболезненной. Профессионально сработано.

ФЕТРОВАЯ ШЛЯПА.
Падает снег, на синюю шляпу ложится –
Лёгких пальцев касанье? Шёпот невнятный?
Дух ли сакэ хмельной? Аромат ли мятный?
Слёз мимолётных следы на милых лицах? [Кихатара Хаккусю].

ФЕШЕНЕБЕЛЬНЫЙ ОТЕЛЬ.
В отеле фешенебельном из труб весёлый дым,
Над крышей ветер мелкий снег взметает.
Лиловый светится фонарь, душе необходим,
И слёзы сердца, как снежинки, тают…[Кихатара Хаккусю].

ФИ! ФИ!

– Фи! фи! – воскликнула Дарья Михайловна, – как вам не стыдно это говорить, старый вы грешник! Истины нет? Для чего же жить после этого на свете?
– Да уж я думаю, Дарья Михайловна, – возразил с досадой Пигасов, – что вам во всяком случае легче было бы жить без истины, чем без вашего повара Степана, который такой мастер варить бульоны! И на что вам истина, скажите на милость? ведь чепчика из нее сшить нельзя! [И.Тургенев].

ФИЗИОНОМИЯ.
Космополитизм – чепуха, космополит – нуль, хуже нуля; вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет. Без физиономии нет даже идеального лица; только пошлое лицо возможно без физиономии. [И.Тургенев]

ФИЗИЧЕСКИЙ ОТДЫХ.
– После нравственного удовольствия физический отдых столь же благодетелен, сколь полезен, – возразил добрый немец и выпил рюмочку водки. [И. Тургенев].

ФИЛИППОК.
… мать сказала ему: «Куда ты, Филиппок, собрался?» – «В школу». …
Филиппок пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине. …
Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уже знал и немножко читать умел.
– Ну-ка, сложи своё имя. Филиппок сказал:
– Хве-и - хви, ле-и - ли, пе-ок - пок. Все засмеялись.
– Молодец,- сказал учитель.– Кто же тебя учил читать?
Филиппок осмелился и сказал:
– Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель остановил его и сказал:
– Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу.

ФИЛОСОФСТВОВАТЬ.
Недели через две рыженький статистик Дрягин – милый и умный – принес мне рукопись и сообщил:
– Короленко думает, что слишком запугал вас. Он говорит, что у вас есть способности, – но – надо писать с натуры, не философствуя. Потом – у вас есть юмор, хотя и грубоватый, но – это хорошо! А о стихах он сказал – это бред! [М.Горький].

ФИЛЬМ.
Вообще у нас, как ни странно, антивоенный фильм. Действие происходит в рамках войны, а он – антивоенный.…Потому что война – это страшно. Это не круто убивать. …И я думала о том, когда говорят про ад, так он был уже. Страшнее, чем война, ничего невозможно себе представить. [Юлия Пересильд. Исполнительница роли Людьмилы Павличенко в фильме «Битва за Севастополь». Интервью. Российская газета. 2 апреля 2015].

ФИНКА.
 В нашем доме проживал парень, кажется, из ФЗО (школа фабрично- заводского обучения). Для меня он был взрослым человеком. Теперь я понимаю, не такой уж он был взрослый, иначе бы попал в армию. Тётушка, с которой я жил, давала мне в школу бутерброд. Конечно, что-то простенькое. Время было голодное. Я решил попросить у этого парня достать мне финку за два завтрака. Он согласился. Спустя несколько дней, я стал обладателем, настоящего финского ножа. Это было отличное стальное лезвие с канавкой, крепкое и длинное. Ручка наборная из цветного плексигласа. От лезвия она отделялась красиво изогнутым блестящим усиком.

На следующий день смело пошёл навстречу мальчишкам, поджидавшим меня на улице у своих домов. Они надвинулись на меня. Достал финку. Я не смог бы ею ударить, да и не собирался. Но они этого не знали. Их как ветром сдуло. Я стал ходить в школу спокойно.

Уже тогда в девять лет инстинктивно осознавал, от финки надо срочно избавиться. Вниз по нашей улице находился мост через речку Кашинку. После школы я побежал туда и закинул финку в реку. Может она и сейчас там лежит.

ФЛАГИ.
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе. [А.Пушкин].

ФЛИНТА.
Взглянув на кордон, он остановился.
– Гей, Лям! – крикнул он на собаку таким заливистым басом, что далеко в лесу отозвалось эхо, и, перекинув на плечо огромное пистонное ружье, называемое у казаков флинтой, приподнял шапку.

– Здорово дневали, добрые люди! Гей! – обратился он к казакам тем же сильным и веселым голосом, без всякого усилия, но так громко, как будто кричал кому-нибудь на другую сторону реки. [Л.Толстой].

ФЛОРЕНСКИЙ.
 Павел Александрович Флоренский. Расстрелян в Соловках – печально известном узилище под названием «СЛОН». Убогая «тройка» УНКВД ЛО решила его судьбу. Им не дано было понять, что жизнь и труды о. Павла были таким восхождением, что никакой тартар не мог для него оказаться дном. «СЛОН» был лишь его Голгофой. А за ней, как известно, следовало воскресение. И оно наступило. Флоренский – гений мировой культуры, называемый теперь русским Леонардо. А где его палачи? Будем надеяться, что там, на самом нижнем этаже тартара.

ФОМА НЕВЕРУЮЩИЙ.
26. После восьми дней опять были в доме ученики Его. И Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27. Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой. [Евангелие от Иоанна. Гл.20].

ФРАЗА.
... Среди работавших были какие-то странные, сухие, бронзовые фигуры в
красных чалмах, в фесках, в синих коротких куртках и в шароварах, узких у голени, но – с широкой мотней. Это, как я узнал, анатолийские турки. Их гортанный говор мешался с протяжным, растянутым говорком вятичей, с крепкой, быстрой фразой волгарей, с мягкой речью хохлов. [М. Горький].

ФРАНЦУЗСКИЙ БЛЕСК.
– Луначарский вернётся в партию, он – менее индивидуалист, чем те двое. На редкость богато одарённая натура. Я к нему «питаю слабость» – чорт возьми, какие глупые слова: питать слабость! Я его, знаете, люблю, отличный товарищ! Есть в нём какой-то французский блеск. Легкомыслие у него тоже французское, легкомыслие – от эстетизма у него. [М. Горький].

ФРОСЯ.
В один из дней, я пришёл из школы раньше обычного. Застал Фросю в комнате около шкафа. Она увязывала вещи. Опешила. Подхватилась и посмотрела не меня. Я похолодел. Что-то звериное и страшное было в этом взгляде. Описать трудно. Но я чувствую его до сих пор, хотя прошло уже шестьдесят лет.

Не знаю почему, но мой дядя по своим каналам решил проверить, кто есть наша Фрося. Оказалось – шесть судимостей, три последних за вооруженный грабёж. Кто нам её подсунул? Зачем – понятно. Она исчезла из нашей жизни. Потом были нормальные женщины с бытовыми статьями.

ФУДЗИ.
Вспоминаю стихи,
чтобы с чувством древних поэтов
соразмерить восторг –
предо мною в снежном убранстве
гордый лик божественной Фудзи!...[Ёсано Тэккан].

ФУКУСИМА.
11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами на АЭС Фукусима-1 произошла крупнейшая радиационная авария.

Землетрясение и удар цунами вывели из строя внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы, что явилось причиной неработоспособности всех систем нормального и аварийного охлаждения и привело к расплавлению активной зоны реакторов на энергоблоках 1, 2 и 3 в первые дни развития аварии.

ФЫРКАНЬЕ.
  Я должен сознаться, что образ её не выходит у меня из головы, и я едва ли не с тем намерением стал писать к тебе письмо, чтобы иметь возможность думать и говорить о ней. Я слышу фырканье и топот лошадей: это мне подают коляску. Еду к ним. Кучер мой уже не спрашивает меня теперь, куда ехать, когда я сажусь в экипаж, – прямо везет к Приимковым. …
Шиммель недаром говорит со свойственною ему скромною торжественностью, указывая на дом, где живет Вера: «Это обитель мира!» В этом доме точно поселился мирный ангел... [И. Тургенев].


Рецензии