Дела чертёжные

(На Фотографии одна из "декабристок" - Светлана Ивановна Бычкова-Сенокосова) 


При подготовке и проведении учения, анализе его результатов необходимо оформлять большой объём документов, а так же наглядной информации в виде плакатов. На плакатах показывались сведения о противнике, замысел учения, результаты подготовительного этапа учения и его результаты. Кроме того, эскизные плакаты готовились к облётам, стрельбам, для проведения занятий и пр.
 
Для оформления плакатов в состав научно-исследовательской группы института всегда включались чертёжницы-оформители от РИО (редакционно-издательский отдел) и из управлений. Девочки-чертёжницы облагораживали наш мужской коллектив, делали отношения между нами, мужиками, более тёплыми. Их стойкость и самоотверженность помогали нам, офицерам, переносить тяготы и лишения полигонной жизни, работу по 14 и более часов в сутки. В число этих «декабристок», в разные годы, ездивших с нами на учения, входили: Марина Авдеева, Зинаида Бабинцева, Светлана Бычкова-Сенокосова, Любовь Зырина, Гера Лаврентьева, Регина Николаева, Антонина Сидорова,  Елена Тарасова, Антонина Шешко.Работали они самоотверженно, порой, круглосуточно – днем и ночью. До сих пор, при встречах тепло вспоминаются времена, проведённые на учениях. Учения породнили наши души.

Эскизные плакаты нужно было готовить к каждому облёту и стрельбе. На них отражался замысел облёта, стрельбы, действия войск. После проведения облётов и стрельб рисовались плакаты с их результатами: где были обнаружены и обстреляны цели, кто выполнял боевую задачу и пр. Одновременно делались заготовки плакатов по результатам подготовительного этапа и самого учения.
 
Вплотную с девчонками-чертёжницами (их на каждом учении было двое, максимум трое) работали наши офицеры, художники от природы, Илья Семёнович Блинов и Игорь Александрович Приступюк. В результате своих способностей они стали заложниками обстоятельств, то есть они не пропустили ни одного значимого учения. Меня постигла та же участь, только по другой причине. С ними тесно сблизился и подружился, так как порою «и хлеба краюшку и ту пополам».Хочется особо сказать об этих моих боевых товарищах.
 
Илья Семёнович Блинов прибыл лейтенантом во 2 ЦНИИ и наше управление ЗРВ в середине 70-х годов и сразу же показал свои отличные знания, проявил себя большой работоспособностью и ответственностью за порученное дело. На учениях проявлял разумную инициативу, всегда чувствовал и знал, что нужно делать, умел организовать ребят на выполнение различных неотложных работ. Ребята под его руководством могли работать ночи напролёт. Кроме того, он был весёлым, задорным, умел пошутить. Для меня он был кладезем анекдотов. Несмотря на огромную занятость на учениях и испытаниях, Илья защитил настоящую, востребованную кандидатскую диссертацию. За огромный вклад в развитие отечественного вооружения Илья Семёнович стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации.

Игорь Александрович Приступюк прибыл во 2ЦНИИ в 1974 году по окончании МВИЗРУ с золотой медалью. Внешне он был скромнее Ильи. Помимо грамотности, организованности, большой работоспособности, он был хорошим художником. Так же как и Илья проявлял разумную инициативу, всегда чувствовал и знал, что нужно делать, и делал это, не ожидая особых указаний. С Ильёй Игорь дружил, и их тандем в работе был особенно продуктивным. Так же как и Илья, несмотря на огромную занятость, Игорь защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. Необычайно ценен был Игорь в компании. Он хорошо пел под гитару, в том числе и свои авторские песни. С Игорем нас сближало то, что оба были белорусами, оба окончили МВИЗРУ. Игорь родился в Гродно, где я служил лейтенантом в 1963-1966 годах. Безвременно ушёл из жизни этот замечательный человек. Светлая ему память.

Вспоминаю свой неудачный анекдотический чертёжный эпизод. Вдруг в класс, где я работал, вошёл мой начальник управления генерал И.К.Коваленко:
– Власов! Чем занимаешься?!
– Анализирую результаты облётов, – чувствуя неладное, проблеял я.
– Ясно! Ничем! Идем со мною.

Привёл он меня в чертёжную комнату, где девчонки склонились над плакатами, и поставил мне задачу, нарисовать на миллиметровке плакат на предстоящий облёт. Рисунок был не сложный. Но и художник был никудышный. Я попытался  уклониться, честно заявив:
– Я рисовать не умею.
– Рисуй! – приказал генерал.

Я стал переносить эскиз на достаточно большой плакат. Вспомнился эпизод из фильма «Двенадцать стульев», когда смелый и ответственный Остап Бендер рисовал свой агитационный плакат. Через время, с контрольными функциями, генерал возвратился. Увидев мою мазню, он рассвирепел:
– Вон отсюда!
 
(Этот эпизод имел продолжение. Я уже уволился из армии, утром пью кофе и слушаю местное радио. Оно предлагает слушателям рассказать что-либо смешное из своей жизни по телефону. От нечего делать, поведал им этот Остаповский случай. Затем, по просьбе ведущего, рассказал радиослушателям пару анекдотов из своей коллекции и повесил трубку. В конце передачи мне позвонили, и сообщили, что я выиграл приз, билеты в кино на два лица).

Но продолжим о девочках. Больше я к рисованию не привлекался. А девчонкам нашим доставалось здорово. Ведь всё выполнялось тушью, плакатными перьями. Нужно было перенести эскиз плаката на ватман размером 120х180 (позже размер плаката возрос в 2 раза – 180х240). Затем всё написать, нарисовать графики и таблицы. При этом не допустить ни одной ошибки. А чтобы плакат заиграл, его нужно было подкрасить (оттенить). Для этого использовались цветные карандаши, которые строгались на бумажку, измельчались, а затем на плакат ваткой наносились тени. При этом, очень серьёзно обсуждался цвет. В результате, плакат расцветал.

В бытность Юрия Ивановича Любимова, с каждым плакатом, предназначенным для доклада высшему руководству, он знакомился сам. Интересовался, что и для чего помещена та или иная информация. Автор плаката давал ему пояснения. Несколько раз приходилось это делать и мне. Однажды на моём плакате Юрий Иванович поставил птички. Я смутился, подумал, что что-то не то. Ю.Т.Алёхин меня успокоил: «Любимов ставит птички для того, чтобы во время доклада обратить на это особое внимание.
 
Для доклада руководству учения в конференц-зале вывешивалось до 20 плакатов. При докладе Ю.И.Любимов без бумажки последовательно переходил от одного плаката к другому, чётко и доходчиво докладывал, обращая указкой внимание слушателей на плакат, на график, таблицу или какую-либо цифру. Плакаты для него служили тезисами доклада. Он чётко знал и понимал то, что находится на плакатах, на что нужно обратить особое внимание слушателей. Отличное знание предмета позволяло ему импровизировать. Доклад для главкома отличался от доклада сотрудникам института, который он делал для ликбеза по окончании учения.

С уходом Юрия Ивановича из института, создавать плакаты и искать докладчика стало труднее. На плакатах нужно было изображать не только информацию в виде заголовков, рисунков, графиков и таблиц, но и толкование изображённого. То есть, докладчик ходил от плаката к плакату и зачитывал то, что на них было написано.


Рецензии