C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Часть 29. 1865 год

Часть 29
Январь 1865

Первый день нового 1865 года! И день то какой красивый и ясный! Ещё вчера шёл снег, мела метель, а вчера на самом деле это в прошлом году. Именно в эту новогоднюю ночь такое и происходит, что вчера, это не только прошедший день, но и целый год! Тем она и чудесна эта новогодняя ночь, что происходят такие чудесные превращения! И погода сделала резкое изменение в течении одной ночи. В первый новогодний день проповедовал Д. Хамм-с текстом Амоса 4:6,7,11,12, а на Крещение. Иоан Классен. Во второй половине дня прошла Миссия Исследования. К середине месяца были урегулированы все офисные счета, Мартин тоже принимал в этом участие. Всё кругом было хорошо, лишь одно беспокоило. Так это их сын Якобус, он страдал от боли в животе. Уже в течение нескольких недель. Вчера снова давали ему лекарство, но помогало не на долго. Второй сын Михаель и сама Мария с кашлем, им тоже давали лекарство. Маленькая Елена одна была здоровой. Состояние Якобуса ухудшалось, он выглядел так плохо и не ходил в школу. Он не мог пойти к Х. Янцен с посещением и остался с матерью дома. Для семьи Марии и Мартина в феврале наступило очень трудное время их сыну Якобусу становилось всё хуже. Ребёнок угасал на глазах. Большую часть времени он был в постели и боли не оставляли его. К ним приходили и их родители, и родственники, но никто не знал, что с ним делать, как ему помочь. Родители Мартина пригласили венгерского доктора Andreas N. Этот доктор поставил диагноз от которого нет излечения (Лейкемия?) Ходить на службу они не могли, ребёнка нельзя было оставлять, они ходили по очереди. Во второй половине месяца, кажется ему было чуть лучше, и Мартин пошёл к Эсау, дома оставалась Мария. У Эсау был Я. Хамм, разговор зашёл за Пеннер, которого он с Хорн посетил накануне. Результаты были очень грустными. Пеннер очень резко высказался против церкви. Он и его семья отрезали себя от дальнейшего общение и разрывают связь. Никакие слова утешения или предупреждения не имеют смысла. Кажется, что он попал под влияние торговцев, он говорит не своими словами. Человек и даже адвокат не поможет, всё напрасно, если Господь не убедит его, он потерял время и вечность. Господь Иисус, будь милостив к нему! Корнелиус Фрёзе пошёл с Мартином в Варенбург к доктору. Он дал капли для Якобуса облегчения боли.
Март День рождения у отца, ему72 года, но несмотря на такой возраст, выглядит он как обычно хорошо, но хуже аппетит и начинает меньше есть, меньше путешествует, теряет слух, хотя он по-прежнему принимает участие в различных мероприятиях. Да сохранит Господь его благополучие! Доктор из Варенбург сам прибыл, чтобы посмотреть Якобуса. Он считает, что болезнь не опасная, хотя, возможно, длительная. Но Якобус слабеет с каждым днём. Вчера он попросил Мартина спеть для него гимн: «Кто знает, когда закончится мой путь.»
Первый день апреля был тёплым, поток воды в канале находится на самом высоком уровне. Вечером сорвало мост и оттащило на другое место. Школа была закрыта, Страстная пятница, Мартин и Мария пошли на службу, хотя Якобус хотел, чтобы они остались дома. Начался Весенний сев, но пошёл сильный дождь, который шёл большую часть дня, задержал полевые работы. Для посева он мешал, но для травы был необходим. Якобусу снова хуже, большие боли, и в воскресенье Мария пошла на службу одна, а Мартин остался с ним. Мать Марии тоже у них, с ней произошёл несчастный случай. Был очень сильный шторм и, когда мать вышла, её ударило с такой силой, что она упала и скатилась по ступенькам. К счастью, она была одета в шубу, это защитило от удара. Женщина, которая была рядом, привела её к ним домой. Якобус находится на грани. Почти постоянно в постели, надежда только на Господа. На 72-й день рождения матери Мартина были приглашены все, однако Мария осталась с Якобусом, и жена Д. Классен из-за болезни их дочери Екатерины, не могли пойти. 15 апреля Мартину сорок пять, ещё один год в этой жизни, когда оглянешься на прожитые годы, кажется, как будто они улетели, как один миг. Прошедший год также был одним из многих благословений. О! Господи, веди меня ежедневно с невыразимой любовью, пусть и наступивший год будет полон благодати для меня и моего дома. Аминь! Пришло срочное сообщение, большое горе постигло Царство России, умер Его Высочество великий князь Николай Александрович и наследный Принц. (Николай Александрович Романов (родился 8 (20) сентября 1843 в Царском Селе - умер 12 (24) апреля 1865, Ницца, Франция) - Цесаревич и Великий Князь, старший сын императора Александра II, атаман всех казачьих войск, генерал-майор свиты Его Императорского Величества, канцлер Гельсингфорсского университета. В начале 1860-х годов в сопровождении своего воспитателя графа С. Г. Строганова совершил ознакомительные поездки по стране. В 1864 поехал за границу в путешествии по Италии занемог, у него начались сильные боли в спине, от которых он вскоре слёг в постель и умер от туберкулёзного менингита (от туберкулёзного воспаления спинного мозга) в Ницце в 21 год.) Мартин передал с Марией это сообщение. Чтобы распространили у себя в посёлке. А между тем они сами получили сообщение, что у брата Мартина Д. Классен умерла дочь Екатерина. Их Якобус становится заметно слабее и слабее. О! как трудно думать об уходе детей.
Мария пошла с маленьким Михаелем к Классен, а Мартин остался один на один с Якобусом, он воспользовался возможностью, чтобы поговорить с ним.
Отец, я готов умереть, такова воля Спасителя. Мартин утешал сына замечательным Словом Божиим, и пытался подготовить его, чтобы развеять страхи смерти. Мартин встал на колени у его кровати и молился. Якобус молился со сложенными руками, он рассказал о своей долгой болезни, и оба со слезами обратились к спасителю. О, дорогой Спаситель! Ты слышишь наши молитвы, помоги нашему ребёнку! Аминь!
В мае снова открылась школа, времени стало меньше, работу в саду можно делать урывками. Якобус очень болен. Он теряет силу. Мария вынесла его на улицу, день был тёплый, а он постоянно дома. Он был довольный, весёлый, Мария носила его вокруг, чтобы он мог все видеть. Вечером были родители Мартина и все пришли к решению, надо получить подробную консультацию у доктора в Варенбург. Брат Дитрих с Мартином отправились в Варенбург, но, к сожалению, доктора не было дома, надо ждать его. Они пошли на рынок и там встретились с доктором. Он описал болезнь как проблемы печени, вероятно, желчный камень, и он дал капли для Якобуса, и заверил Мартина, что ребёнок не умрёт от этой болезни. В течении недели Якобус был, довольно весёлый и Мартин мог уделить внимание ученикам. По их просьбе он взял их в овраг на прогулку. На обратном пути Мартин купил "Kiselircka» водка, это было для Якобуса как лекарство. После обеда Мартин пошёл на стройплощадку нового здания местного офиса, повторно измерить прилегающее крыло. Кирпичи уже были привезены, и котлован для строительства был выкопан. В Коппенталь волки напали на корову, они вообще ничего не боятся, заходят прямо в сёла. Охотники снова пошли на охоту. Подходило время экзаменов, Мартин готовил экзаменационные буклеты и вклеивал чистые листы, где ученики будут писать ответы. Времени нет совсем, заболела Мария, целый день в постели с сильной головной болью. Якобус с сильной болью в левом боку почти всю ночь не спал. Наша горничная также заболела и пошла домой. Это был тяжёлый день, просто невыносимо тяжёлый!
У Марии началась лихорадка, она, похоже, переутомилась, от такой нагрузки не удивительно. Якобус последние дни довольно весёлый, но его сила убывает. Он не может подняться или перевернуться без посторонней помощи. Ночью начали следить за ним, так как думают, что Якобус может оставить их в любое время. Мартин перед сном зашёл к сыну пожелать ему спокойной ночи. Но что-то ему подсказало, что нельзя ему сейчас уходить. Якобус открыл глаза и так внимательно посмотрел на отца, и ещё несколько секунд пристально смотрел. От такого, взгляда отцу стало не по себе, нет это не просто сын смотрит на него перед сном. Он уходит от нас, он прощается. Мартин пересилил себя. Не стал подымать панику, а наоборот, тихо присел на стул возле кровати сына. Я побуду с тобой сынок. Якобус закрыл глаза и казалось, уснул. Стало тихо, доносился шум с других уголков дома, но среди этого шума Мартин слышал дыхание сына, но потом ему показалось, что стало тихо во всём доме и в спальне сына тоже. Он подскочил и наклонился над сыном, и в этот момент Якобус сделал глубокий вдох, но почему он не выдыхает. Через какое-то время сын повторил и сделал ещё один вдох, но уже ни такой глубокий. Мартин застыл в ожидании. Или ему показалось, или он от ожидания так подумал, что сын ещё раз вздохнул, но дальнейшие ожидания ни к чему ни привели. Якобус лежал тихо, может спит. Но больше он не проснулся. 22 июня, стал его последним днём, а вечером его не стало. Что есть тяжелее, чем хоронить своего ребёнка
Семнадцать семей были на похоронах, а также ученики. Отпевание началось с гимна # 40, после чего Д. Хамм дал утешительное сообщение, а затем чтение некролога, который написал Мартин. В конце пели гимн # 42. Шествие было следующим: В передней части катафалка, и ученики школы, во главе с Дитрихсен. Затем последовали катафалк, украшенный гирляндами, запряжённой двумя величественными Прусскими лошадьми, по бокам свисали толстые гирлянды, и ещё одна висела над спиной. Лошадей дал г-н Тирзен. Следом шли дети родственников, во главе с бывшими студентами, Анна и Мария Хамм и Агата Классен. Мария и Мартин шли вместе с их детьми, бабушки и дедушки и братья, и сестра, а за ними остальная часть гостей. Гроб несли Н. Хорн, Х. Гоерц, Х. Альбрехт, Jac . Хамм мл., Х. Ризен и Питер Янцен. После того, когда гроб стоял рядом с могилой, Д. Хамм произнёс благословение. Потом Мария и Мартин дали своему ребёнку благословение, и прощальный поцелуй. Гроб опустили в могилу. Наконец могила была закрыта, и на холмике были размещены гирлянды, в том числе те, которыми были оформлены катафалк и лошади, это делали Анна, Мария и Агата. Весь день была прекрасная погода, Всевышний видел, кого сегодня хоронили! Вечером Мартин пошёл с Майклом к могиле Якобуса, они возложили венок. Школа открылась, Мартину было тяжело идти на занятия, но он понимал, что это не обходимо.
А дома не легче, маленькая дочка Элен очень больна. Мартин переживает за Марию, только что похоронили сына, уже второго, а теперь дочь на грани. Вечером она и Мартин пошли посетить могилу Якобуса. Мартин специально позвал её, хоть немного сменить обстановку. Кладбище сплошь покрыто кузнечиками, они съедают всё на своём пути. На следующий день в полдень первые кузнечики пришли из погоста к ним в сады. Мария разбрасывала пепел по саду. В саду Абрама Фрёзе кузнечики съедали от листьев картофеля, до кустов и деревьев, но бороться с кузнечиками в этом саду некому. Абр. Фрёзе безнадёжно болен. А жара не спадала, просто всё и погода, и обстановка и горе всё смешалось. Превозмогая боль и горе, Мартин ходил в школу, давал уроки и проводил экзамены. Начались экзамены в Ханс-Ау, потом в Фрезенхайм, потом Линденау у учителя Фот. Мартин вместе с учителями Дитрихсен, Гисбрехт, Хоркель пошли на ужин к Филиппсен. Они ещё были за столом, когда пришли гости. Это был сюрприз, о котором никто не знал. Молодой Бергманн вернулся из поездки с Пруссии, и привёз с собой друга, Давида Фрёзе. На следующий день они пришли к ним в гости. Новости у них были очень интересные. А потом пошли посмотреть новый кукурузный завод Якова Хамм, он стал опробывать свой завод немного рано, но это из-из кузнечиков.
Здание бизнес-офиса продолжали строить, Мартин как-то безучастно на всё смотрел, ему страшно было возвращаться домой. Маленькая Элен так мучается, это почти невыносимо видеть. Душевные раны Марии и Мартина в связи с кончиной их дорогого Якобуса ещё не зажили, в чём они провинились перед Господом. Он послал им, почти столь же болезненное наказание. Он всё же забрал их младшую, любимая дочь Элен в возрасте 9 месяцев, 18 дней, так внезапно и неожиданно. Пусть это печаль благословит наши сердца. Аминь. Утром сделали подготовку для похорон. И во второй половине дня рядом с могилой дорогого Якобуса, похоронили Элен. Теперь они отдыхают рядом, два любимых их сердцу ребёнка, они оба дали им столько радости во время их короткой жизни с ними. Теперь они отдыхают в благословенном общении с дорогими ангелами, их земные спутники и опекуны дорогого пастыря, Иисуса Христа, который любит своих ягнят.
Рано утром Мартин и Мария пошли на кладбище, чтобы украсить могилы дорогих детей. Погода стала прохладнее, уже август, особенно ночью и на рассвете, поэтому долго не могли там быть, чтобы не застудить Михаеля и Маленькую Марию. И они отправились на службу. Во второй половине дня пошли к Д. Клаассен и позже к Д. Хамм на кофе. У Хамм были ещё и другие посетители. На другой день во второй половине дня они были приглашены к Дитрихсен на празднование дня рождения. Сестра Марии Анна больна. Мария не могла раньше навестить сестру, получилось, что, живя рядом сестры были в разлуки. Анна понимала какое горе пережила её сестра. Гость из Пруссии Д. Фрезе начал готовится к отъезду в Пруссию в ближайшее время. Мартин готовит длинное письмо для Шульц, он описал болезни и смерть их детей. Семья Фрезе организовала прощание с Давидом Фрезе, Мартин был тоже там. И утром гость уехал в Пруссию. 11 человек поехали в Саратов проводить его. Для многих это была первая поездка на пароходе. Гость уезжал из Саратова вечером. Так что весь день было время, и они весь день бегали за покупками. В книжном магазине Мартин и Д. Хамм хотели, получить библиотечные книги, пока ждали заказ, увидели в аквариуме золотую рыбку. Вечером гость сел на корабль. Они сопровождали его до парохода, уже на пароходе сели, чтобы выпить вместе чашку чая. Потом вышли на палубу, по сидели там некоторое время, пока не был дан вызов, чтобы оставить корабль в это время они покинули корабль. Это был грузовой называется " Sirmoslaw " Фрезе намерен остаться в Самаре дней на 14, или дольше. Утром встали в 5 утра и поехали к Волге, в 6 утра они пили кофе в Kosakenstadt и уехали в 11 часов утра. В 6 часов вечера, вернулись домой. Слава Богу, все прошло хорошо. Родители Мартина были у них в течение всей его поездки. Мартин, чтобы отвлечься, усиленно занимался школой. В перерывах между другими делами, он писал Прусскую историю. В воскресенье после службы была встреча Братство, рассматривали вопрос Якова Энгбрехт из Хохендорф. Результат был очень суровый- отлучение. Он очень упрямый. Дай ему Господь покаяние и просветление. Этой ночью был первый заморозок, он нанёс ущерб в саду, да, сезон урожая закончился, наступает сентябрь и снова школа. Но посещаемость очень низкая.
В воскресенье неожиданно у них был дорогой гость Зудерманн из Пруссии и его жена из Kladowe. Они прибыли в субботу поздно вечером с Молочна. Преподобный Зудерманн утром уже проповедовал у них. Вечером отец и А. Фрезе были у Мартина. Они обсудили много вопросов, но особенно была озабоченность по поводу помолвки (Polterabende). Всё острее стал вопрос касающийся употребление алкоголя на празднование. Похоже, что большая буря назревает в отношении этого вопроса. Д. Хамм видит проблему, как это, не странно, не так остро. За определённую порцию употребления алкогольных напитков высказывались и другие. В конце месяца установилась настоящая зимняя погода, холодная со снегом, или дождь с мокрым снегом.
Октябрь наступил с красивой осенней погоды, Мартин вышел рано утром на улицу, и погода просто поманила его дойти до могилы их дорогих детей. Некоторое время, он провёл в молитве, в этот день было бы день рождение их маленькой Элен. Мартин взял несколько венков с собой на её могилу. Погода простояла не долго, через неделю началась метель и дождь. В саду всё было испорчено. В воскресенье после проповеди, которую вёл его отец, все собрались к ним на ужин. А потом Яков Классен, Петер Дук Мартин и его отец пошли смотреть новый бизнес-офис. Оттуда пошли на кладбище, а потом вернулись назад на кофе. Они спели несколько гимнов, и вообще было очень приятное время общения. Спасибо Господу за этот прекрасный день! Утром Мартин встал рано, а когда вышел на улицу, стал свидетелем необычно красивого восхода солнца. Он не мог оторваться от этого зрелища. Давно в его сердце не было столько радости и восторга. В прошлое воскресенье вечером, когда Мария и Мартин посещали Д. Хамм, они оставили детей с их горничной Екатериной, а она оставила их одних, и дом тоже открытым, и пошла в деревню. Это засвидетельствовали другие нанятые в помощь работники. И поэтому она была за решёткой в бизнес-офисе в течение 24 часов. Это было шокирующая новость, их служанка в заключении, но что могло случится с детьми. И как можно вообще так поступать. В течение некоторого времени были выявлены другие нарушения, совершенные наёмными работниками, к примеру, разбитые окна, перерезанный жгут в упряжи у лошади, да и просто много праздношатаний вокруг. Районный офис и хозяйственники запретили наёмным работникам вечером выходить, не поставив работодателя в известность. Работодатель несёт за них ответственность и обязан знать их местонахождение.
Анна Хамм снова сильно болеет и Мария пошла побыть с ней. А вечером пошли к могиле, чтобы посетить умерших детей, возможно, в последний раз в этом году. Вечером Мартин пошёл навестить Эсау, который тяжело болеет. Кто знает сколько он ещё протянет. В воскресенье день всех святых Д. Хамм проповедовал о блаженстве вечной жизни, хор пел гимн: «Блаженны наследники неба. Природа полностью перешла на зимний пейзаж, конечно, вокруг всё очень красиво. Но Мария страдает от влажной и холодной погоды. Но как бы не было, её срочно вызвали к сестре Анне, ей стало хуже и Мария пошла туда.
Декабрь последний месяц уходящего года и начался он со свадьбы. Свадьба была у Хорн. Гостей было не много приглашено. Вообще декабрь всегда напряжённый месяц. Начинается подготовка к рождественским праздникам и готовятся прямо с первых дней месяца. Эсау совсем плохо, Мартин остался у него на одну ночь, но он уже не узнавал присутствующих, Мартин читал молитвы, просил всевышнего облегчить его муки. Через день получили сообщение, что Эсау скончался. На улице весь день была метель, поэтому похороны было непросто провести, но всё организовали и проблем не возникло. Репетиция хора к новому году продолжалась. Были заняты все. Кто наряжал ёлки, кто оформлял зал, кто переписывал поздравления. На репетиции хора произошёл несчастный случай, один ученик оступился, упал. Был приглашён И. Дук, который установил, что у ребёнка сломана нога. Дай Бог ему исцеление! 24 декабря с Божьей помощью снова праздновали Сочельник. Получилось очень красиво. Украшенные ёлки, хорошо подготовленные и рассказаны всякие рождественской истории, стихи, рождественские гимны. И аудитория была хорошей, они поддерживали выступающих, а гимны пели вместе. На следующий день праздник продолжился, в гости к Мартину и Марии пришло пять семейных пар. А Сильвестр (новый год), впервые праздновали в новом храме. Так закончился ещё один год, очень тяжёлый год для Мартина. Проводив гостей, и оставшись одни, Мария и Мартин вспомнили уходящий год, они вспомнили своих детей и не сговариваясь обратились к Богу. Они просили его защитить их, взять под своё крыло.


Продолжение будет


Рецензии