Жертва эпохи

   Лет десять назад довелось мне пересекаться с одним весьма примечательным человеком. Неуравновешенный и неадекватный, свое поведение он объяснял так: «Да, не совсем нормальный, и справка у меня есть. Могу многое сделать, но мне за это ничего не будет». И все равно общаться с ним приходилось. В силу необходимости, по работе, общения было не избежать.

   Однажды он разговорился.


   После школы Сергей без труда поступил в институт. Экзаменаторы – люди опытные. Да и кто бы такого отважился не принять: отличник, спортсмен, общественник, комсомольский лидер, всегда на первых ролях. К тому же из «правильной», рабочей семьи. Настоящий советский гражданин. Будущее страны.

   Факультет выбран был с дальним прицелом. Да-да, вы не ошиблись. Факультет марксизма-ленинизма. Парню в ближайшем будущем светило стать членом партии, а там открывалась прямая дорога по карьерной лестнице, всё выше и выше.

   Он был умен. Просчитал всё. Еще в школе понял, как надо себя вести, что делать и что – не делать. Одного предугадать не смог.

   Когда развалился Союз, это стало для Сергея потрясением. Но осознание всей глубины катастрофы пришло не сразу. Следом за СССР стали распадаться выпестованные системой структуры, атрибуты эпохи. Тихо почил комсомол. Пропали, словно и не было их, пионеры. Коммунистическая партия осталась, но кризис превратил ее в жалкое подобие самой себя.

   И Сергей, заканчивавший обучение в ВУЗе, отличник, в ближайшей перспективе – краснодипломник, остался не у дел. Не стало ничего. Блестящие перспективы, руководящие должности – всё это, казавшееся таким близким и достижимым, ушло, кануло, растворилось в небытии. Да что там перспективы! Он со своим красным дипломом никому не был нужен. Не требовались больше стране специалисты по учению Маркса и Ленина. «Капитал» и труды Ильича пылились на полках, в ход пошла иная литература.

   Известно, что начало девяностых и распад страны Советов больно ударили по многим. Люди, которым десятилетиями вбивались в головы определенные идеалы, не могли так просто перестроиться на иные, диаметрально противоположные ценности. Но мне в жизни не приходилось встречать такого, как Сергей. Он озлобился. Проклял и продолжал проклинать страну, в которой родился, не за то, что она БЫЛА, но давала ему не те знания, а за то, что не вовремя распалась.

   Напомню, мы с Сергеем общались во второй половине двухтысячных. С момента раскола СССР прошло уже больше пятнадцати лет. За эти годы Сергей успел пережить многое: тяжелейший развод, проблемы в личной жизни, потерю друзей. Но именно гибель Союза он воспринимал как самую большую жизненную неудачу, прочее его волновало мало. Думаю, именно из-за утраты ориентиров и невозможности самореализации у него начались проблемы с психикой, срывы, проявления агрессии. И мне, не смотря на неприятие Сергея как человека жесткого, даже жесткого, бескомпромиссного, ищущего только свою выгоду (представляете, сколько судеб он мог сломать, кабы дорвался до столь желанной власти? Хотя больших дел тоже мог наделать, способности позволяли), было жаль этого мужчину.


Рецензии
Да, не он один, столько блестящих перспектив у людей в одночасье отняла перестройка.
И сколько другим — дала.
Ведь, казалось бы, знаток "Капитала" и трудов Ильича должен был бы без труда сориентироваться в условиях капитализма, найти, откуда извлечь прибавочную стоимость?
Или мудрых преподавателей слушал он невнимательно, больше думая о партийной карьере?

Мария Гринберг   23.12.2017 11:46     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Мария.
Для того, чтобы сориентироваться, нужен определенный склад ума. Нет, в какой-то части он свое от жизни взял. Открыл фирму "купи-продай", работал. Но, видно, размах был не тот. И власти особой не оказалось в руках.
С уважением!

Ольга Тинне   26.12.2017 21:22   Заявить о нарушении