Игры разума чистой ментальности

Диалог с тенью или самоопределение в пространстве Сознания и философии Небытия.
 
Вчерашнее посещение лекции философа и психолога Олега Кармадонова в рамках определения "технологий активизации мыслительной деятельности" привели к любопытным, на мой взгляд, размышлениям и выводам, спровоцированным последующей беседой за чашкой ароматного зелёного чая в буфете Молчановки.

***
Трансцендентальный поворот от философии игр чистого разума и высоких материй практического мышления к бытийной ментальности психологических манипуляций обыденного рассудка приводит, в конечном итоге, к утверждению в мысли, что "ничего нет" - как нет объекта познания, так нет и познающего субъекта, а следовательно и самого факта символического мышления и смысловой коммуникации между ними.

Последний тезис сложнее всего в понимании и осмыслении проблем самоидентификации  и отражен в буддийской философии Нагарджуна: «Понятие «Я», которое в силу заблуждения означает привязанность к существованию и свидетельствует о ложном самомнении по типу «я есть». Само понятие «небытие» во многом двусмысленно, поскольку по форме оно означает отрицание бытия и, значит, вторично по отношению к бытию. Но отрицать в данном случае некому и нечего: «Я ничего не отрицаю, потому что нет ничего, подлежащего отрицанию. Никаких вещей нет, а, следовательно, нет и постижения». Поэтому пространство мышления есть физическая пустота, что в свою очередь подводит к парадоксу "когнитивного диссонанса" лимбической системы рептильного мозга и так называемого "R-комплекса". В то же время неокортекс или рациональный разум обладает феноменом пространственного мышления, поскольку именно здесь возникают визуализированные картины мира, сосредоточенность на его будущем, процедуры его исследования и анализа, отражающие действительность в символах и образах, а количество различных комбинаций, в которых они могут находиться, представляет собой число 2, помноженное само на себя десять триллионов раз и это даёт представление о размерности физической степени "пустотности" ментального пространства и спекулятивного (от speculate - размышлять, обдумывать) образа жизни.

Таким образом, принятие определения "пустоты" в терминах критической плоскости пространства мышления приводит к ряду парадоксальных умозаключений. Во-первых, устойчивые ассоциации с физическим вакуумом, который, как выясняется, на самом деле не пуст. Физика работает с вакуумом, логика с отсутствием, онтология с небытием. Во-вторых, полярность понятия "пустоты" - по крайней мере, в русской культуре несет в себе устойчивый отрицательный смысл. "Пустые слова", "пустой человек", "пустые хлопоты", "опустошенность" ... В-третьих, чем более "пусто" высказывание, тем сильнее оно утверждает нас в смысловой наполненности символического пространства Сознания и физической пустотности знаковой материи Бытия.

Вышеперечисленные утверждения приводят к необходимости постановки ряда вопросов парадоксальной онтологии пространства материальности пустоты. Так ли на самом деле пуста философская пустота с помощью которой акцентируется условность существования внешнего мира? И реальна ли сама пустота? Можно ли утверждать, что небытие есть и составляет категорический императив бытия сознания? Или бытие присутствует лишь в сознании, как норма отношений внутреннего мира субъекта мыследеятельности и внешней реальности объекта познания? Ну и "et cetera" - следовательно, "пустота" становится агентом псевдокультуры, именуемой "философским дискурсом" в то время, как внешний мир превращается в один большой постструктуралистский проект, где философия покидает носителей этого дискурса, иллюстрируя собой модель вечного возвращения к своим истокам, к себе самой и по сути - к вечной проблеме отношений бытия и сознания в ряду последовательных переходов  развертывания шагов мышления в понятиях и суждениях глобальной диалектики, в противовес интуитивному схватыванию целого ещё до выявления и характеристики его частей.

***
В этом смысле философское творчество транслируется  психотехническим приёмом, которым каждый уважающий себя homo sapiens в своей деятельности формирует соответствующее отношение к жизни и в процедурах рефлексии проверяет, насколько ему это удалось. Исходя из самой природы философии, позиция свободного мыслителя обеспечивает относительную анонимность и отрицает случайную возможность подхода к философии как бесконечному процессу трансляции отношений "пустого" и "порожнего". Этот процесс вполне соответствует парадоксу новейшей истории, как продукту современной агностики с её разложившимися формами информационного насилия и смыслового вакуума и, следовательно, отрицает саму возможность существования "пустоты" пространства вариантов символической карты мира, её культурного осмысления с иных позиций переопределения момента психических сопереживаний.

***
Поиск и самоопределение в пространстве Сознания логически привели нас к выходу за границы событийного понимания в осторожной попытке преодоления ограничений и снятия противоречий одновременно в нескольких точках. Отношение к номинации комбинаторики осмысления уровней «нулевого времени» и «мистического пространства» сформировалось у меня под влиянием ОК. Именно в разговорах с ним и стала обнаруживаться возможность «дедукции» самого понятия «комбинации», т.е. возможность его сведения к определению элементарного содержания пространства вариантов изменения сознания.

К примеру в отношении комбинации мистического уровня сознания такие имена как Сократ, Кант, Маркс - лишь обозначения, обезличенной Силы Сознания, которая в момент определенного времени обнаруживается в конечных точках пространства, получивших имена - Сократ, Кант, Маркс и этот факт не менее интересен, чем содержание знаний этих комбинаций точек, а собственно феномен их появления и функционирования рассмотрен в контексте  общей детерминированности процесса развития и логики движения материи.

***
Мир за окном размеренно проплывал в своей устойчивой обыденности внутреннего порядка и неспешной стабильности бытового уклада. Мы тепло распрощались почти на пороге дома и черный внедорожник профессора  растворился в пустоте дворов вечернего "Флагмана".  Приближался Новый год, а за ним и смена привычного образа жизни, новые перспективы отношений и обновленные вызовы смыслов дальнейшего построения вечных игр Вселенной разума чистой ментальности под общим названием "жизнь".


Рецензии