Чёрт

   Случилось это давно, когда мне, молодому, не сиделось на одном месте и я вдевался в разные авантюры с возможностью посмотреть отдалённые углы нашей Родины забесплатно, тогда ещё СССРа в эпоху развитого социализма. Занесло нас с женой и группой учащихся в известный тогда всему Союзу городок на Украине. Бывшие школьники во время войны в нём придумали объединиться в организацию мстителей и, спалив биржу и комендатуру, а также несколько раз расклеив по посёлку листовки, были вычислены гестапо и безжалостно уничтожены способами, которые человеку нормальному просто в голову не придут.

   Жили мы в этом городке неделю. Осмотреть там всё хватило бы и одного дня. Музей, организации и места казней можно обойти пешком в полчаса. Но тогда, в отличие от нынешних времён, воспитанию патриотизма на подвигах, особенно молодёжи, отдавалось должное. И мы весь городок буквально излазили, а также и близлежащие Ровеньки, и столицу области - город, тогда ещё Ворошиловград.

   Наиболее же запомнившейся, стала экскурсия на обыкновенное угледобывающее предприятие, попросту шахту. Нам дали в гиды настоящего шахтёра и он не казённым, а живым языком рассказал, как добывается уголь на их шахте. Кстати, конечно не простой, а самой современной. Гид оживил экскурсию несколькими байками, которые очень рассмешили и скрасили нашим детям официальность мероприятия.

   Особенно развеселила легенда о чёрте, от которого бежали мастер и новичок-инженер, посланные в дальнюю выработку с задачей, осмотреть её состояние и возможность продолжить угледобычу новым способом - гидромониторингом.

   Мастер и инженер шли неспешно по полутора километровой выработке, светя себе шахтёрками*, между делом переговариваясь о состоянии крепежа сводов. Их внимание привлёк какой-то шум в конце выработки, куда не доставал свет ламп. Мужички насторожились. Шум под землёй произвести некому, и он всегда - предвестник неприятностей. В заброшенной галерее шуметь нечему и некому, поэтому когда всё успокоилось, работники продолжили свой путь. Через несколько шагов выработка делала поворот, и вдруг из-за него с диким воплем в свет шахтёрок вылетело какое-то существо! Мастер и инженер сходу признали в нём чёрта. С рогами, бородой и горящими во тьме красными глазами оно неслось к ним стуча копытами.

  Глаза их ещё смотрели в сторону приближающегося существа, а ноги уже автоматически несли - в противоположную. За сколько секунд они пробежали полтора километра не очень ровной выработки - известно одному Богу. Наверняка какие-нибудь Саид Ауита или Валерий Борзов**, бегали на Олимпиадах медленней их. Чёрт, конечно, приотстал, но, не переставая утробно вопить, гнался за ними. Только на площадке у освещённого дневными лампами ствола шахты раскрылась тайна существа.

   Им оказался обычный поселковый козел, сильно уже отощавший. Выработка проходила в верхних горизонтах шахты и, что часто случалось, её конец, ближе всего проходящий к поверхности земли, имел провал, и скотинка с земли угодила в шахту.

   Пнув несколько раз голодную скотину, погнавшуюся за людьми в надежде на корм и спасение, потратив изрядный запас слов, которые гид приводить не стал, инженер и мастер дождались клеть***, загнали перепуганное животное в неё и вместе с ним поднялись на гора. Так счастливо закончились подземные приключения козла, признанного в тусклом свете шахтёрок хозяином подземного чистилища.
 
   *Шахтёрка - налобная лампа.
  **Ауита и Борзов - олимпийские чемпионы по бегу в то время.
 ***Клеть - подъёмная машина в шахте.


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.