Полярная звезда огня, или под грифом Совершенно се

--- Полярная звезда огня, или под грифом «Совершенно секретно» ---
 
«Полярная звезда огня» – кодовое название одного совершенно засекреченного объекта, даже сейчас известного очень узкому кругу людей. Тема долгое время была под строжайшим запретом. Однако и почти сто лет спустя открыта далеко не вся скрытая подоплека. Нам удалось лишь чуть-чуть приоткрыть завесу тайны…
Началось же это дело с обычного мальчика, которых к концу тридцатых годов прошлого века по Мурманску бегало немало. Вот и наш герой изо всех сил старался не упустить ни одного важного события из жизни такого же юного, как он, города. И вот однажды…
Впрочем, так начинаются все таинственные истории. Не исключение и наш рассказ про Постреленка, как его ласково называла мама.
Так вот, ранним летним утром Постреленок вместе с товарищами пешком отправился на центральную площадь города. Ребятам было не по карману ехать по-богатому на автобусе. Так что до Пяти Углов ребята добирались, как говорится, на своих двоих. Впрочем, ради знаменательного события – демонстрации новенькой пожарной машины – пацаны готовы были идти хоть до самой Колы - старейшего города на Мурманском берегу!
Посмотреть на новинку отечественного автопрома собралось тогда немало желающих. Мальчишки с трудом пробирались сквозь толпу зевак.
– Посторонись! Дайте пройти! Да пропустите же человека! – пролезая вперед через ноги взрослых, приговаривал Постреленок.
В конце концов его попытки протиснуться сквозь толпу увенчались успехом, и наш герой оказался в первых рядах зрителей. Алая машина завладела всем вниманием мальчика. Не отрывая глаз, он с восхищением рассматривал новую пожарную технику.
– Ух, ты! – воскликнул пацаненок. – Вот это я понимаю – махина! Все есть для работы – и трехколенная выдвижная лестница, и заборные рукава, и шанцевые инструменты. С такой техникой даже я мог бы пожары тушить! – бравируя знаниями специальных терминов, рисовался перед товарищами и зеваками Постреленок.
Слова мальчика не остались без внимания уже немолодого огнеборца. Он стоял возле кабины машины и с интересом наблюдал за ребенком.
– Думаешь, уже готов вступить в бой с огнем? – с улыбкой спросил пожарный.
Постреленок гордо посмотрел на тушилу и уже хотел дать короткий, но исчерпывающий ответ, как вдруг осекся. Пожарный был ему незнаком. Да и что-то в его внешнем виде смущало мальчика.
«Не наш! Может, переодетый шпион!» – от этой мысли Постреленка аж в жар бросило. Словно прочитав мысли раскрасневшегося мальчика, огнеборец сказал: «Из Москвы путь был долгим, но приятно встретить в глубинке таких знатоков пожарного дела».
– Правда?! Из самой столицы? – удивлению Постреленка не было предела.
– Машина, которую ты видишь, необычная, – продолжил незнакомец. – Она легкая и подходит для тушения возгораний в небольших домах и бараках, коих пока в вашем городе еще очень и очень много.
«Уже и город успел рассмотреть! Точно – шпион!» – решил Постреленок. Однако следующие слова незнакомца развеяли подозрения мальца.
– Меня направили к вам, чтобы оценить возможности новой техники в условиях Севера, - доброжелательно добавил тушила.
– Да, и так видно – машина хорошая! Вон, и фонарь - «летучая мышь», как раз пригодится в полярную ночь, – почти не задумываясь, выпалил Постреленок.
– Мне понравились твои слова, – дружески потрепав по взъерошенным волосам мальчика, сказал столичный пожарный. – Не каждый в твоем возрасте знает так много о пожарных машинах.
Он ненадолго задумался, после чего хитро произнес: «На память о нашей встрече вот тебе моя парадная каска», – и… водрузил на голову опешившего мальчика пожарный шлем. От неожиданности Постреленок аж дар речи потерял.
– Каска непростая, – продолжил незнакомец. – Выходил в ней на парад огнеборцев, которым руководил сам начальник пожарной охраны Москвы!
– Ого! Это, почитай, она с самой Красной площади?! – Постреленок, для которого Кола была самой дальней точкой странствий, с уважением посмотрел на никелированную «путешественницу».
– Да! Каска полагается только для комсостава.
Постреленок стал внимательно рассматривать подарок. Каска была явно царского времени – парадный головной убор брандмейстера, а вот кокарда… Недоуменный взгляд мальчика на знак не прошел мимо внимательного огнеборца.
– Кокарда необычная, взамен царской с императорским гербом. Ее разработали уже после революции, – объяснил огнеборец. – Видишь, на пятиконечной штраловой звезде – рельефное изображение статуи Свободы.
– А как же Вы? Без защитного головного убора? – вдруг подумал Постреленок.
– Не волнуйся. У меня теперь другая каска – новый образец. На кокарде выбит девиз «Всегда готов!».
– Всегда готов! – отдав пионерский салют, выпалил мальчик и с жаром добавил: – Готов бороться с огнем!
– Ну, вот и славно, а я пойду. Дела, брат огнеборец!
Пожарный так быстро скрылся в толпе, что Постреленок не успел спросить его имя и поблагодарить. Малец долго искал неизвестного дарителя, но того, словно след простыл.
– Обидно, – расстроился наш герой. – Что ж, пойду, пацанам подарок покажу. Вот позавидуют!
Вечером Постреленок не мог глаз оторвать от пожарной каски. Даже спать в ней лег. Уж как мама его не ругала, а все равно подарок остался на голове пацаненка.
– Я мужчина! Мне решать! – твердо заявил пацаненок родительнице.
Мальчик долго не мог заснуть, все вспоминал разговор с неизвестным огнеборцем. Лишь под утро задремал. Неожиданно его сон прервало странное чувство, словно его кто-то звал, и очень настойчиво. Постреленок медленно встал и как был в каске, так и пошел на зов. Тихо, чтобы не разбудить родных, проскользнул в дверь и… Тут он увидел, как из соседнего барака в светлое ночное летнее небо поднимается черный столб дыма.
– Пожар! Вставайте! Горим! – изо всех сил закричал мальчик.
Разбуженные соседи, кто в чем был, выскочили из охваченного огнем дома. Собравшись за оградой, люди стояли в замешательстве и растерянно смотрели на все более разгорающееся пламя. Только Постреленок не испугался. Схватил ведро, из огромной бочки набрал воды и передал ее оторопевшему соседу.
– Давайте, вставайте все в цепочку! – мальчик, как истинный тушила, стал уверенно руководить взрослыми. – Подавайте ведра!
Как по команде соседи выстроились в ряд и стали заливать огонь, а Постреленок бегал между ними и все подбадривал: «Ну-ка, дружнее! Туши, кто чем может!»
Когда приехали профессиональные бойцы с огнем, пожар был уже потушен.
– Молодец! – похвалил мальчика, лично приехавший на тушение, начальник пожарной команды и неожиданно окатил пацана водой.
– За что? – расстроился Постреленок.
– Такова традиция: молодого бойца крестят водой из брантспойта. Теперь ты – настоящий огнеборец!
– Ура! Постреленку-тушиле! – закричали соседи, благодарные мальчику за спасение.
После этого случая жизнь юнца изменилась. Если где-то возникал пожар, Постреленка, как магнитом, тянуло на место возгорания. Он словно чувствовал огонь.
– Постреленок-пострел и тут поспел! – шутили тушилы, завидев мальчика в пожарной каске.
Шло время. Полярный день сменился осенним сумраком, а потом началась зима с ее долгой полярной ночью. С приходом на Кольский Север самого темного периода времени парнишка стал замечать, что кокарда на его любимой каске стала светиться! Вот только непостоянно. Мягкое голубое сияние появлялось перед пожарами и сохранялось, пока тушилы усмиряли вышедшее из-под контроля пламя. Чем страшнее буйствовала огненная стихия, тем ярче горела штраловая звезда.
Однако ни пожарные, ни погорельцы, ни даже вездесущие зеваки не замечали странного свечения, которое излучала каска. В пылу пожара им было не до мальчика, пусть даже такого бедового, как Постреленок.
Но внезапно пришла большая беда... летней ночью 1941 года. Постреленок проснулся от внутреннего призыва: «Вставай! Сейчас же! Не то будет поздно!». Этот тревожный зов был не мягкий и манящий, как на первом для парнишки пожаре, а очень болезненный, словно в голове мальца бил набат. Да и любимая каска вдруг засветилась, как яркий фонарь.
– Ой, что это? – застонал юнец, но как только мама склонилась, над скорчившимся от боли, мальчонкой, их дом сотрясся от страшного взрыва. Потом еще, и еще…
Так началась война. Для Мурманска наступили тяжелые дни. Бомбардировки множились, вместе с ними усиливалось свечение каски Постреленка. Она уже постоянно горела синим пламенем, а от звезды на кокарде шли голубые лучи в том направлении, куда падали бомбы.
– Расскажу об этом друзьям-огнеборцам, – решил Постреленок. – Может моя каска им поможет?!
Помощь от Постреленка пришла тушилам вовремя. Светящиеся лучи от звезды на кокарде точно показывали направление, куда необходимо ехать огнеборцам. Ведь вражеские самолеты массово сбрасывали на мирный город бомбы. От этих адских машин деревянные строения города загорались, как спички. Пожарные только успевали выезжать на тушение пожаров, возникающих от авианалетов.
– Давай! Гони на север! Видишь, куда свет направлен, – в очередной раз инструктировал Постреленок водителя пожарной «полуторки».
– Не командуй! Мал еще! – с улыбкой в усы приговаривал шофер, но вел машину точно туда, куда показывал мальчик.
Так продолжалось почти год. Каска мальчика ни разу не ошиблась. Постреленок стал для пожарных, как указующая звезда для моряков. Однако все изменилось 18 июня 1942 года…
Мальчик устал от бесконечных дежурств, и, чтобы хоть немного отдохнуть, ушел в лес. Взобрался на высокую сопку, откуда город был виден, как на ладони, и стал смотреть на залив, где в порту разгружали очередной арктический конвой.
– Жарко сегодня, и каска горит, как раскаленная печь. Точно будет налет, – обеспокоился Постреленок и посмотрел в белесое от яркого солнца небо. В этот момент на горизонте появились черные точки вражеских самолетов.
– Точно коршуны летят… Да сколько же их?! – воскликнул мальчик.
От массированной бомбежки город содрогнулся. Уже после первых разрывов Постреленок понял: произойдет что-то ужасное. В голове застучал знакомый набат, но вместо указующего луча на кокарде вся каска превратилась в яркий факел голубого огня. От невыносимой боли обжигающего свечения Постреленок упал на колени.
Сквозь затуманенные от страдания глаза, мальчик увидел, как его любимый, родной город уничтожает неистовая огненная стихия. Вначале от многочисленных взрывов загорелись дома в центре Мурманска, а затем это пламя, подхваченное сильным ветром, превратилось в гигантскую зажигательную волну, которая устремилась на север, поглощая все на своем пути. И вот уже весь город превратился в сплошное море огня.
– Пожар не остановить… – горестно простонал Постреленок.
Огненный шторм превратил город в печальное пепелище. Только остовы печных труб возвышались над белой от пепла землей, где еще недавно стояли жилые постройки. Не пощадил огонь и дом Постреленка.
– Теперь уже точно отправят в эвакуацию! – расстроился мальчик.
Перед отправкой на «большую землю» Постреленок оставил друзьям-огнеборцам свою каску.
Вначале ее сияние было ярким, но чем дальше уезжал мальчик, тем слабее горела звезда на кокарде, а после и вовсе угасла. После этого каску, как объект особой ценности и важности, передали в отдел пожарной охраны. Там, в секретном отделе, она и хранилась, пока не оказалась в Галерее безопасности Мурманской области.
Сейчас история Постреленка превратилась в легенду, а его защитный головной убор – в раритетный музейный экспонат. Вот только в особо темные ночи можно увидеть, как окна пожарно-технической выставки озаряются чудесным голубоватым сиянием от каски.
Может она ждет тебя?!


Рецензии