Фирменный поезд

   Неспешный перестук колёсных пар поезда номер один «Россия», только что отошедшего от железнодорожного вокзала Владивосток и набирающего ход, настраивал на размышления и вносил лиричную грустинку.
 
   Константин Веселов возвращался домой – с востока страны на её самую западную окраину. Его давнишняя мечта побывать здесь – наконец была  реализована. Радовало, что именно железнодорожным транспортом, возвращаясь обратно, удастся ещё раз пересечь и созерцать могучие просторы необъятной Родины. Объём полученных за неделю, но не разложенных ещё по полочкам, богатых впечатлений приятно переполнял и вызывал чувство глубокого личного удовлетворения. Даже злополучный тринадцатый номер купейного вагона не насторожил, а напомнил о длительном счастливом проживании в доме номер тринадцать.
Константин – бывший флотский офицер, отслуживший более тридцати лет и ушедший на пенсию. В дальнейшем работал на различных должностях в акционерной компании «Российские железные дороги». Несмотря на возраст, сохранил жизненную активность и юношескую романтичность.

   Соседей по купе не было – взаимно делиться впечатлениями было не с кем. Отрывочные приятные и яркие воспоминания о прошедшей неделе накрыли его. Порадовало знакомство с домом-музеем любимого в детстве писателя В.К. Арсеньева. Контрастные и широкие пейзажи города и острова Русский, с батареей Ворошилова на нём, врезались в память. Живописный вид окрестностей, открывавшийся с высоты птичьего полёта, со смотровой площадки в районе памятника первопечатникам Кириллу и Мефодию, завораживал и снимал напряжение. Внизу вольно раскинулась бухта Золотой Рог со строгими силуэтами военных кораблей, а также знаменитая лодка-музей «С-56» у штаба Тихоокеанского флота. Посещение академического театра имени М. Горького, где шла постановка комедии «Чао, мне надо жить!» с участием Ольги Аросевой, оставило для осмысления её эксцентричную фразу: «Живи не как надо, а как хочешь!», которая, как заноза, вызывала внутреннее отторжение. Запомнилось и понравилось выбитое у вокзала изречение В.И. Ленина: «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский!» Отдохнувший и посвежевший, Веселов чувствовал здоровое желание реализовать накопленную энергию.

   - Поезд прибывает на станцию Уссурийск. Стоянка поезда восемнадцать  минут.

   Голос диктора отвлёк от размышлений. Было шестнадцать часов двадцать семь минут. Константин через окно вагона увидел лёгкий, светло-зелёный с белыми колоннами вокзал, который хорошо гармонировал с голубизной летнего неба. По шести ступенчатому спуску центрального входа спешили пассажиры.

   Дверь купе от смелого рывка, резко стукнув о переборку, сразу нарушила покой и существовавший уют уединения. В проёме показались двое молодых, энергичных парней, пышущих здоровьем, но с измятыми лицами и известным синдромом проведённого плотного и удалого застолья.  Бегло поздоровавшись, они занялись обустройством, откровенно обмениваясь мнением о проведённых с товарищами по службе днях, после увольнения из части спецназа.
 
   Веселов из их разговора понял, что Абдуллин Артур ехал до Тюмени, а Краснов Алексей - до Кирова. Звали они друг друга упрощённо и значимо – Арт и Лёха. Оба прослужили по контракту 3 года. В разговоре часто употребляли броские выражения из спецназовского лексикона.

   Одеты были в спортивные костюмы, Артур – светлый, Алексей – тёмный; с массивными цепями на шее. Безусые, гладко выбритые, но с полосами следов от бритвы, они выглядели энергичными и самоуверенными. Артур – татарин по происхождению, роста ниже среднего, круглолицый, с гладко выбритой головой и многочисленными порезами на ней – видно в спешке постарались  «подзагулявшие» друзья. Алексей – русский по происхождению, был подстрижен коротко под машинку, среднего роста, с простецким выражением лица. Держались они, как братья, хлебнувшие из одного котелка. Верховодил Артур – более подвижный, заводной. Энергия била из него «ключом», но было понятно, что зачастую бесцельно. У обоих просматривалось отсутствие жизненного опыта в контрасте с самоуверенной оценкой самого себя Артуром и сомнениями Алексея.

   Константин отметил неоднократно выражаемую друзьями досаду, что прокутили деньги и теперь даже пива вдоволь попить не смогут, и понял - пора реализовывать вызревший замысел. Ещё при появлении их в купе он почувствовал, что прибыл достойный человеческий материал для огранки. Не простой, он требовал усилий и настойчивости, но это и радовало - тем желаннее будут результаты. За бронёй их самоуверенности и лёгкой нагловатости скрывалась жизненная неопытность, увязанная воедино с детской наивностью и здоровой любознательностью.

   - Ребята, предлагаю бесплатное пиво!

   Внезапное предложение скромного и тихого пассажира было для них неожиданным, но приятным. Сомнение, а затем лёгкая радость блеснули в их глазах. Мучившая сушь в горле, не отпускала их, несмотря на бутылки с водой в руках у обоих. Первым не выдержал Артур, пока Алексей что-то обдумывал.
   - А что нужно делать?
   - Ответить на три простейших вопроса по Вашим основным спецназовским дисциплинам: парашютно-десантной, тактико-специальной, инженерной.

   Они переглянулись, обезоруженные профессиональным подходом, тем более в условиях ещё не рассеявшегося тумана в головах. - А если не ответим?
   - Поступите в моё полное подчинение, на период нахождения в поезде. – Заметив тревогу в их глазах, спокойно добавил, - Ничего противозаконного делать не придётся.
   - Хорошо, согласны!
   - Тогда вопрос номер один: «Для чего предназначен прибор ППК-У?»

   Напрягшиеся от огромного желания бесплатного пива, так, что даже извилины опухшего мозга стали просматриваться на их взопревших лбах, они, к сожалению, «родить» так ничего и не смогли.

   Исчерпав возможный лимит ожидания, Веселов пояснил, что парашютный полуавтомат комбинированный унифицированный предназначен для открытия ранца парашюта. Сконфуженные ребята попытались оправдываться, но поняв, что экзамен не сдать, признались - служили во вспомогательном подразделении.

   - Я Вас порадую – бесплатное пиво будете пить! – Константин поставил обещанное пиво на столик.

   Это известие, а главное настоящее пиво, вернуло их к жизни и вселило веру в правильность избранного в дороге пути. Внутренняя, не растерянная ещё порядочность, толкала их к ответным позитивным шагам.
   - Что необходимо делать? Мы – готовы!
   - Будем вести настоящую разведку  в составе данного поезда.
 
   Слушатели были в недоумении и, полу открыв рты, пытались осознать, что от них требуется. Первым пришёл в себя Артур: «Войны же нет?»

   Было видно, что оба не понимают и не представляют – что это такое? Необходим был для начала, хотя бы минимальный, всеобуч.

   - Объект разведки – поезд «Россия». Цель – обеспечить практическую реализацию требований к фирменному составу. Задачи: вскрыть не соответствия. Зоны разведки: вагон справа  - Артур, вагон слева - Алексей, наш вагон – беру на себя. Время для разведки: четверо суток, до схода с поезда Артура. – Сделав паузу, Константин продолжил,- Что является итогом любой разведки и её глубоким смыслом?

   Вопрос застал разведчиков врасплох, и Веселов вынужден был пояснить:
   - Принятое начальником, на основе данных разведки, решение. А теперь - за работу. Через пару часов докладываете добытую информацию.

   Состав, погромыхивая на путевых стыках, приближался к станции Лучегорск. Новоявленные разведчики растерянно доложили, что всё в порядке, нарушений по вагонам нет – разведывать нечего. На поставленные вопросы о населённости вагонов (количестве пассажиров), порядке смены проводников, перечню предоставляемых услуг доложить не смогли. Константин опять спокойно стал пояснять признаки, характеризующие работу железнодорожной отрасли. Учитывая приближающуюся ночь, продлил указанное ранее время до подхода состава к станции Архара. Обрадованные, что, несмотря на неудовлетворительные результаты работы, не лишены пива, разведчики бросились по вагонам.

   Белоснежный вокзал Архара, классической конструкции, с зигзагообразной кровлей и центральным входом со ступенями усечённой пирамидальной формы показался в половине одиннадцатого. Артур и Алексей наперебой, довольные докладывали статистические данные по вагонам и не отсортированные явления в них. Контролируя подчинённых, Константин знал общую обстановку по вагонам, поэтому имел возможность конкретно уточнить ситуацию.

   - Где же разведывательная информация? Почему в вагоне Артура женщина стоит в тамбуре и сколько стоит?

   Вразумительного ответа не последовало, и работа опять была продолжена. Через несколько часов прояснилось - купе занято пьяными мужчинами, а пожилая учительница Елена Ивановна, которая взяла билет до станции Тайга,
ютится по углам вагона. Веселов, анализируя ход работы, продолжал учёбу подчинённых, уточняя и дополняя полученные сведения.
   - Почему женщина не обратилась к проводнику за помощью? Что за мужчины в указанном купе?
   - Проводница помочь не может, она сама их боится, - разведчики уже втягивались в добывание информации и им это нравилось.
   - Правильно! Едет локомотивная бригада – это интеллигенция рабочего класса железной дороги! Проводница слаба перед своей профессиональной высшей мужской кастой. Теперь принимаем решение. Я выдвигаюсь в купе алкашей, Вы – блокируете подходы к нему.
   - Поняли, товарищ командир!

   Строгое и сухое решение понравилось подчинённым, и они гордо проследовали за руководителем.

   Скромная и поникшая, как увядающий цветок в период засухи, учительница стояла у тамбура. Проходя мимо неё, разведчики остро почувствовали важность и значимость выполняемой задачи. Войдя в купе, Веселов увидел неприглядную картину – валяющиеся свёртки и пакеты, бутылки и объедки на столе, сильный запах рыбы смешанный с запахом от курения сигарет. На верхней полке храпел мертвецки пьяный мужчина. Двое полупьяные продолжали перекусывать за столом.

   - Здравствуйте! – поприветствовал их Константин. – С Вами в купе едет женщина – необходимо навести порядок, чтобы она могла разместиться на своём месте.
   - Мужик, ты кто такой? Закрой дверь и иди куда шёл – пока ходишь!
   - В Вашем распоряжении для наведения порядка и освобождения места для Елены Ивановны один час. При непринятии решения на станции Магдагачи будете сняты нарядом полиции, а решением вице-президента Петрова, ответственного за локомотивное хозяйство, я думаю, будете быстро уволены. Так что локомотива после ремонта Вам не видать!

   Сваленный массив конкретной информации отрезвил обоих, а их посоловевшие глаза немного прояснились. Веселов не стал продлять затянувшуюся паузу раздумья «весёлых» ребят, а вместе с подопечными пошёл в свой вагон.

   Через час разведгруппа прибыла для проверки. Дверь купе была приоткрыта – помещение проветривалось. Внутри сверкал почти идеальный порядок, мусор был убран, учительница отдыхала на своём месте.

   - Спасибо, ребята! Приятной поездки! – пожелал им Веселов.
   В ответ локомотивщики что-то невнятно пробормотали, опустив головы. Подошедшая проводница поблагодарила за оказанную помощь.

   Данный случай оказал положительное воздействие и на Артура с Алексеем. Они преисполнились личной гордостью и уважением к руководителю, с удовольствием называя его – командир.

   Светлое здание станции Чернышевск-Забайкальский с памятником Чернышевскому Н.Г. у центрального входа проследовали, уточняя детали и причины бессменной работы скромной и трудолюбивой проводницы Светланы Купчиной в вагоне Алексея. При требовании иметь два проводника на каждый вагон или в худшем случае три на два вагона, она работала в одиночку, на измор. Разведённая Светлана оказалась матерью двоих детей, образования не имела. Работой в поезде дорожила, так как она давала ей заработок и возможность побыть между сменами с детьми. Симпатичная и моложавая она приглянулась начальнику поезда – мужчине пожилого возраста. Пётр Морозов, долго не теряя времени на ухаживания, откровенно предложил ей сожительство в пути следования, а взамен покровительство. Получив отказ, чтобы добиться своего, создал жёсткие условия работы, предупредив, что в ином случае уволит.

   Бритоголовый Артур с удовольствием выполнил поручение своего командира и пригласил начальника поезда на конфиденциальную беседу в купе. Возомнивший себя большим и непогрешимым начальником, Морозов имел семью и троих детей и не сразу признал себя виноватым, но поняв грозящую огласку с увольнением, стал извиняться и просить прощения, а в вагоне Светланы мгновенно появилась вторая проводница.

   После станции Слюдянка, расположенной на южном побережье озера Байкал с разбросанными около неё домиками жителей, торгующих рыбой, зона работы группы значительно расширилась. Информация о ней распространилась среди пассажиров, и они сами приходили и обращались за помощью. В результате разведгруппе пришлось разбираться с работой ресторана, спекуляцией на помывке из-за искусственного закрытия поездного душа и другими вопросами.

   Глаза новоиспечённых разведчиков горели от удовольствия, а время пролетало быстро и интересно. Завершение поездки Артура в Тюмени закрывало страницу инициативной деятельности на благо пассажиров поезда. По трогательному расставанию и скупым мужским слезинкам в глубине глаз было видно, что она оставила неизгладимый след позитива и возможно станет опорным фундаментом в будущей самостоятельной жизни двух молодых исполнителей, развернув их к людям.

   Вернувшись через восемь суток домой, Веселов вначале порывался написать руководству об увиденных в дороге недостатках поездной работы, но понимая, что общая картина по сети совсем другая и это частные случаи с уже принятыми мерами успокоился, ограничившись исполнением своего обещания временным попутчикам – отправил им совместное памятное фото.
   15-16.08.2017г., Калининград


Рецензии
Жаль, что с Костей Веселовым не пришлось на "России" проехать, хотя бы до Иркутска)
Ещё много осталось "непринятых" мер на благо пассажиров поездов, которые никак не вяжутся со стоимостью проездных билетов(
Но мы их переживём...
С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!!!
У Лепса ЕСТЬ ПЕСНЯ,вероятно, на стихи Е. ЕВТУШЕНКО. ПоСМОТРИТЕ,пожалуйста, ролик -

"Григорий Лепс - До Станции Зима... (HD)"
http://my.mail.ru/mail/brig.55/video/1520/11075.html

С уважением - регулярный пользователь РЖД-

Татьяна Фучиджи   25.12.2017 00:52     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за отзыв и рекомендации - прослушал. На ж.д. проработал более 12 лет - как мог боролся за интересы пассажира. С наступающим Новым годом!!!

Михаил Поленок   30.12.2017 16:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.