Уроки памяти

     В уютном скверике на площади Мира около мраморной стены с надписью «Почётные граждане города» остановились двое – мужчина средних лет и мальчик лет пяти. «Папа, а про кого здесь написано?» – поинтересовался ребёнок. «Ну, про всех сразу не расскажешь, – уклончиво ответил отец и обескураженно развёл руками. – Вот вырастешь большим, тогда и узнаешь. Если, конечно, захочешь…» Смущённо кашлянув, папаша взял мальчишку за руку и неторопливо повёл дальше…

     В последнее время в современном лексиконе россиян всё чаще стал фигурировать термин «патриотизм». Нередко он звучит на различных молодёжных форумах, в которых принимают участие представители руководства Российской Федерации. Оно и понятно – подрастающему поколению, не познавшему «романтики» пионерских и комсомольских движений эпохи СССР, крайне необходимо прививать любовь к Отчизне, к её героям, к её удивительной  истории, ибо без этого любые положительные начинания в стране будут выглядеть в глазах сегодняшних юношей и девушек несколько бледновато, чуждо и невыразительно.  Как говорится, не вызывая особого энтузиазма…
     В своё время в 60-х и 70-х наше поколение зачитывалось романами, которые прославляли героев своего времени. Началось масштабное изучение Арктики – и для многих настольной книгой стало произведение В. Каверина «Два капитана». Прошла Великая Отечественная война – и появилось огромное количество книг о наших соплеменниках, бесстрашно защищавших свою Родину. Юрий Гагарин первым из землян покорил космическое пространство – и любители чтения с головой окунулись в романы об исследователях многочисленных тайн бескрайней вселенной. 
     Сегодня, к сожалению, у большинства россиян книги стали вызывать «стойкое отторжение». Особенно художественная литература. Ведь «сканировать» глазами достаточно объёмные тексты, да ещё и осмысливать их – огромный, непосильный труд для современных «нечитателей». Исключение составляют лишь сберегательные книжки. И то в виде платёжных карт. Молодёжь с головой ушла в так называемые цифровые источники информации. А они, увы, не располагают необходимыми ресурсами для зарождения в юных умах хотя бы зачатков того, что вмещает в себя понятие «патриотизм». Скорее наоборот. Достаточно прислушаться к сегодняшним речевым оборотам, как сразу на нас обрушится целый поток далеко не русскоязычных словосочетаний – уик-энд, бизнес-ланч, пати-вечеринка, корпоратив, не в тренде, промоушен, эксклюзив, презентация, бойфренд и др. Складывается впечатление, что в «великом и могучем» не существует аналогов этим понятиям. Но ведь это не так! Откуда тогда такое дикое пренебрежение к родному языку и желание повсеместно употреблять «модные» иностранные выражения? От огромной «любви» к своей отчизне? А если эта любовь не привита, – то почему, по каким причинам?.. 
     Рассуждать на данную тему можно очень долго и пространно. Однако газетная полоса тем и отличается от различных ток-шоу, что на ней материал преподносится сжато, но достаточно ёмко и доходчиво. Следовательно, пора перейти к логическим умозаключениям. Если хотите – к эпилогу…
     Каждый гражданин планеты Земля имеет право гордится своей страной. Но для этого, естественно, требуются основания и серьёзные мотивы. И тут начинать надо с малого. К примеру, с того же пятилетнего мальчика, о котором упоминалось в начале статьи. Если он будет знать о своих достойных земляках больше, то, вероятно, у него возникнет больше уважения и даже любви к той «среде обитания», в границах которой по воле судьбы находился он с самого рождения. Не здесь ли и зарождаются первые робкие  «флюиды» того же патриотизма? Но как сделать так, чтобы сведения о почётных гражданах города стали доступными даже для малолетних дубнинцев?
     По мнению автора, для многих жителей Дубны (и гостей наукограда) было бы весьма полезно не только молча созерцать выбитые на мраморной стене фамилии известных соплеменников, но и свободно владеть развёрнутой информацией об этих людях в виде познавательных брошюр, книг, дискофильмов, интернет-изданий и т.п. А в учебных учреждениях города стали бы совсем не лишними так называемые уроки памяти, посредством которых подрастающие поколения могли бы получать широкий спектр знаний о жизни и деятельности тех, кем наша страна по праву всегда гордилась. И в первую очередь здесь должны фигурировать именно наши земляки. Те, кого принято величать честью, славой и достоянием общества. Есть надежда, что после подобных уроков памяти у дубнинских мальчишек и девчонок, проникнувшихся великими свершениями именитых горожан, постепенно возникнет желание говорить о Дубне с искренней любовью, а страну называть не «рашкой», а исключительно Россией. Вот тогда будет уместно поговорить о реальном, а не о сомнительном патриотизме…


Рецензии