Гл. 5. Фэнтезийный стиль мышления

Человеческое мышление развивалось в процессе общественной жизни и, как уже говорилось выше, оформилось в нескольких типах – мифологическом, религиозном, научном, техническом, проектном.

Некоторые исследователи рассматривают три вида мышления: мифологический, религиозный и научный. Каждый вид имел свои особенности, свою культуру, свою эпоху. Каждый вид формировался на протяжении определенного времени и взаимодействовал с другими.

Мифологическое мышление зарождается первым, оно пытается объяснить мир и его законы. Основная характеристика мифологического мышления в его антропоморфизме, то есть очеловечивание природных процессов.

Из антропоморфизма вытекают и такие его характеристики, как гилогизм и анимизм.
Гилогизм (от греческих слов означающих «жизнь, материя» «оживотворяет» окружающую действительность. Весь мир, космос рассматривается изначально живой. Различие между живым и неживым не проводилось.

Анимизм (душа, от лат «анима – дух) одухотворяет окружающий мир, утверждает, что за всеми явлениями реальности  (живыми и неживыми) скрывается сонм духов, которые определяют бытие и функционирование всего существующего.

В сознании людей, оперирующих мифологическими сознанием, можно выделить следующие черты: «эмоциональность, образное восприятие мира, ассоциативность, а(до)логичность, склонность оживотворять (гилогизм), одухотворять (анимизм) одушевлять его основные части (анимализм)» (Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981, с.17).

Информация в мифологическом мышлении идёт через духовным мир и имеет профетический, или пророческий характер. Информация имела характер свидетельства и приходила через сновидения, видения, транс. Эти свидетельства хотя и имеют субъективный канал, трансформируются во что-то объективное и даже применимое на практике.

Очень часто на определенном виде мышления конструируется мировоззрение. Мировоззрение отличается от совокупности взглядов на мир тем, что центром мировоззрения, его, так сказать, основным вопросом является вопрос об отношении человека, людей к окружающему его (их) миру.

Существует несколько видов мировоззрения.

Первый уровень мировоззрения – мифология. Мифологическому мировоззрению соответствует особый тип психической организации, отличающийся нерасчлененностью, единством его компонентов (рациональным, эмоциональным и действенным). 

Вся мифология удивительно неправдоподобна и условна. Герои действую в условиях отличных от реальных. Время и пространство там иные. Сами герои обладают качествами, которые не присущи обычному человеку. В мифологии субъектом или правящим началом являются законы иного мира, космоса. Человек – объект все действий, персонифицированных в мифологических персонажах или богах. «Проблема же субъект-объект, которую мы рассматривали в пространстве мифологического мышления, может быть поставлена лишь условно. Дело в том, что мифологии как целостному явлению чужд, так называемый, разделительный, или аналитический подход. И потому субъект и объект не разделены, а настолько связаны между собой, что отделить одно от другого крайне трудно. Начало правящее и начало подчиненное и в пространстве, и во времени представляют собой единое целое, дополняют друг друга. И лишь следующее за мифологическим религиозное мышление отделяет одно от другого, в результате меняет качество и того и другого» (Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления). 

Философия – второй уровень мировоззрения. Философия – высший вид мировоззрения, так как наука  - передача информации о причинах и началах изучаемого.
Научное мышление проявилось в человеческой истории позже, чем мифологическое. Научное осмысление мира начинается в античности. Именно в это время появляются различные философские концепции, объясняющие мир. Если до этого мифология объясняла окружающую действительность, то теперь человек начал анализировать мир с научной точки зрения.

Философия объясняла природу вещей. В своем развитии она прошла три этапа: протонаучный, классический и неклассический.
К протонаучному периоду относятся греко-римская Античность, Средние века и Возрождение.

В период античности доминировало теоретическое осмысление бытия. Картину мира, которая представлена в трудах античных философов принято называть космоцентрической, так в ней преобладала идея космоса, который заключал в себе мировую душу, идее, сущности, которые были неотделимы от телесности. Человек выступал мерой вещей. Проявилось недоверие к чувственному опыту. Античность восприняла мир интеллектуально, используя математический и рациональный подход к изучению действительности.

К классическому  - развитие романтизма, реализма и символизма. Для классической философии характерно понятие образ.

Неклассический этап характеризуется переоценкой ценностей традиционной культуры, развитием внутри философии таких наук, как филология, философия, психология, социология.

На современном этапе неклассической философии понимание мира может происходить и в «математике хаоса» и нелинейности, и в радикальной эклектике и посредством виртуального пространства.

В современной философии происходит отказ от образности, идет игра смыслов. Поэтому важна незавершенность и многозначность события. Каждый находит то, что ему необходимо. Воплощается принцип хаоса в мире. Чем больше человек узнает мир, тем больше для него открывается неведомого. Происходит разрушение гармонии и проявление деструктивного начала. Характерной чертой является иррационализм и случайность. Мир рассчитан не на созерцание, а рассматривается как поле для игры. Мир классического периода сменяется мир деструктивизма с его эстетикой хаоса и отрицанием порядка. Такой подход объяснения мира близок мифологическому мировоззрению.

Развитие науки и, соответственно, научного мышления, не отменило мышления мифологического. Да, многие области человеческой деятельности начали анализироваться с научной точки зрения и с помощью научных способов. Но и мифологическое мышление осталось и как аспект традиции, и как способ понимания мира. Так, например, греки полагали, что все тела состоят из тепла, влаги, земли и воздуха. Бытие рассматривалось как соотношение этих стихий. Здесь проявились черты мифологического миротолкования. Тем не менее, мифологическое мышление не могло остаться прежним, оно изменилось под влиянием других типов мышления. Поэтому многие традиционные для мифологии темы анализируются иначе, с точки зрения усвоенных знаний.

Способ восприятия мира для современного человека является достаточно определенным. При этом человек использует различные виды мышления: мифологическое, логическое, проектное.

Современный человек четко разграничивает события, относящиеся к области сверхъестественного, и события, происходящие в реальной жизни. Если для познания мистического используется мифологическое, пралогическое мышление, то факты реального мира анализируются с позиции обычного восприятия и повседневного опыта. Для первобытного общества не существует двух миров, соответственно и разграничительной черты нет. В первобытном мышлении существует один мир, но этот мир имеет двойственную сущность. С одной стороны предметы имеют зримую реальность, но в них есть и мистическая наполняемость. Точно так же и действия имеют реальное выражение, но в то же время оказывают влияние и на потусторонний мир.

Совсем иначе воспринимает мир современный человек. «Суеверный, а часто также и религиозный человек нашего общества верит в две системы, в два мира реальностей одних – видимых, осязаемых, подчиненных неизбежным законам движения, и других – невидимых, неосязаемых, "духовных". Для первобытного мышления существует только один мир. Всякая действительность мистична, как и всякое действие, следовательно, мистичным является и всякое восприятие» (Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 136).

Мифологическое мышление современного человека проявляется тогда, когда явление наполнено мистическим содержанием, которое нельзя объяснить с научной точки зрения или с позиций реального опыта, т.е. коллективные представления не дают понимания причинно-следственных связей. Мифологическое мышление не алогично и не антилогично. Оно стремится избегать противоречия, так как противоречия не являются отрицательным звеном. «Там, где мы ищем вторичные причины, пытаемся найти устойчивые предшествующие моменты (антецеденты), первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду. Оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может одновременно пребывать в двух или нескольких местах. Оно подчинено закону партиципации (сопричастности), оно в этих случаях обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум» (Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 136).

Где и как находит отражение мифологическое мышление в современном обществе? В том информационном потоке, который создал XXI век. Газеты, журналы, телевидение, Интернет создали особую информационную среду, в которой можно отследить любые направления человеческой мысли. У современного человека есть неосознанное доверие к печатному слову. Оно восходит к тому представлению, что чтение – это возможность общения с Богом. Человек непосредственно общался с Богом в Эдеме, чего он лишился, будучи оттуда изгнанным. Чтение Библии, житийной литературы, в какой-то мере восполнило желание человека прикоснуться к божественной мудрости.

Появилась еще одна особенность мифологического мышления, связанная с развитием научно-технического мышления. Научная фантастика… и фентэзи. Казалось бы, взаимоисключающие понятия. Однако на практике всё выглядит совсем не так.   Связь двух типов мышления: мифологического и научного – вполне могут присутствовать в одном произведении. Причём каждому мышлению свое поле деятельности. А.Михельман в своём произведении    показывает многомерность мира. Герои как бы существуют в двух мирах. Один мир – обычный, со своими дрязгами и разборками, хотя и в нем присутствуют элементы фантастического мира. Писателя похищают, пытаются убить, и всё для того, чтобы захватить квартиру. Сюжет хот и жестокий, но достаточно тривиальный для сегодняшнего времени. Другой мир возникает на страницах романа, который пишет писатель, специализирующий в жанре фентэзи. Этот мир ирреальный, фантастический. И вот в этом мире происходят события необычные даже просто фантастические. В этом фэнтезийном мире присутствуют элементы научной фантастики. Герой выполняет квест: открывает все шкатулки, чтобы вернуть любимой человеческий облик. Путешествует между планетами герой хоть и на необычном, но всё-таки понятном космическом корабле, а не бродит сквозь порталы. Сюжетные рамки произведения требуют, чтобы автор использовал различные виды мышления: проектный, бытовой, научный мифологический. Эти виды мышления не отделены друг от друга непроходимой перегородкой, они взаимодействуют друг с другом.  Перед нами не мешанина из различных областей  знаний, не мешанина из различных видов мышления. Здесь используется определенный стиль мышления, фэнтезийный. Он достаточно условный, так как используется только на фэнтезийном пространстве.

В жизни всё по-другому.     Разные виды мышления  не мешают друг другу, так как занимают разные ниши в человеческом сознании. Полеты к другим мирам, зеленые человечки, уфология и многое, многое другое, что  человечество хочет понять. Для этого используются средства науки. Но не всё можно объяснить с точки зрения логики. Просто не хватает научных знаний.  Дело в том, что мифологическое мышление оказывается задействованным тогда, когда у людей недостает достоверных данных, когда не могут быть выявлены истинные причины произошедшего.

Необычайное природное явление образовалось в небе над португальским островом Мадейра. Многие люди успели его сфотографировать и выложить в Сеть. На снимке видно красно-оранжевое облако, формой напоминающее не то охваченную пламенем руку, не то комету. Снимок быстро разошёлся по Интернету и получил название «Рука Бога». Почему этому природному явлению дали такое название? Да потому что у обычного человека, да еще склонного к мистицизму, такое незаурядное явление не могло появиться само по себе.

Смогли дать объяснение этому феномену только ученые специалисты. Метеорологи объяснили, что Всевышний тут не причем. Оказалось, что на фотографии – лентикулярное облако, которое возникает межу слоями воздуха из-за постоянной конденсации водяных паров. Оно не меняет своего положения в пространстве, словно зависая над одним местом. К тому же снимки были сделаны на рассвете, когда свет в облаке рассеялся и придал ему столь впечатляющую окраску.

Есть ещё один важный момент в появлении интереса к мифологическому мышлению.

Современное общество находится в состоянии неопределенности, связанной с цивилизационным переходом от индустриализма к постиндустриализму, что вызывает коммуникационный и герменевтический кризисы.

Общественно- историческая и социально-психологическая напряженность проявляется:
1. В нестабильности идеологии как цели жизнедеятельности, размывании групповых идеалов, ценностей, разрушение идентификационных установок:
2. В увеличении иррациональности, симулятивности, синкретичности как аспектов общественной жизни, так и комплекса стилей мышления;
3. В поиске обществом на рациональном и иррациональном уровнях мышления универсального способа решения глобальных противоречий.

Раньше идеология играла определяющую и направляющую роль в обществе. Под идеологией рассматривается осознанная и неосознанная жизненная стратегия той или иной общности. Именно в идеологии отражаются жизненные ценности и ориентиры практико-преобразовательной деятельности той или иной социальной общности. Неспособность построить новую идеологию приводит людей к отказу от реальности.
Уход от реальности на фентэзийное пространство есть иллюзия превращения реальности, несущей негативное содержание, в искусственное поле конкретной игры. Комплекс игры направлен на противодействие риску и абстрактному страху, появляющемуся от негативного влияния общественной жизни. 

Однако фэнтезийное пространство стало само по себе нереальной реальностью, имеющий свой собственный стиль мышления. Сложность фэнтезийного стиля мышления обусловлено наличием в нём разных комплексов и типов мышления, реализуемых через противоположение рациональных и иррациональных форм. Однако всё-таки доминирование одного типа мышления, мышления мифологического, над другими на фентэзийном пространстве присутствует.

На современном фэнтезийном пространстве продолжает действовать идея двойственности, так явно выраженная в мифологии. Е.И.Рерих писала: «Советую очень усвоить первоосновы восточной философии – существование Единой Трансцендентальной Реальности, её двойственный аспект в обусловленной Вселенной и иллюзорность и относительность всего проявленного. Лишь при сопоставлении этой двойственности или пар противоположностей высекаются искры познания и возможно совершенствование или эволюция».

Что же характерно для фэнтезийного процесса в целом? Это конструирование основ мироздания, различных миров и расширение функций самого человека.

Есть ряд характерных признаков, которые определяет строение миров и сущность человека на фентезийном пространстве:

1. Мироздание – целостная энергетическая система, состоящая из множественности миров.

2. Мироздание пронизано различными энергетическими и магическими структурами.

3. Существуют центры мироздания, которые управляют или контролируют творческие процессы на различных мирах.

4. Мир более высокого состояния материи будет всегда причинным явлением для более низкого.

5. Взаимопроникновения и взаимодействия пространственных энергий обуславливает существование разных состояний материй с различными измерениями и, соответственно, множественность миров.

6. Магия является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой и занимает на фэнтезийном пространстве главенствующее место, выступая как основа творческого начала.

7. Человек как энергетическая структура является частью макромира и несет в себе всю полноту микромира. Человек не только часть космоса, но он несет космос в своём внутреннем мире. Человек посредством магии влияет на мир вокруг себя и на Космос в целом посредством энергии духа, проявляющаяся как магия.
 
8. Человек зависит от миров иных измерений и тонкого состояния материй. Информация, полученная человеком во время информационного обмена очень важна, так как влияет и на внутреннее состояние человека и на внешний мир.

9. Расширение Космоса и человеческого сознания есть важное условие мироздания на фэнтезийном пространстве. Расширение сознания ведет к новым магическим парадоксам, дает возможность включить в фэнтезийное пространство киберпространство.

10. Появление компьютерных миров – это расширение сознание человека, развитие тонкой материи и проявление сущности игры. Это своеобразный синтез науки и магии, интеллекта и чувств, желания и воления.

11. Человек включен в космическую иерархию ценностей. Расширение сознания ведет от человека как объекта с направленным на него действием, к человеку-творцу, субъекту, от которого зависит весь мир.

12. С расширением сознания и переходом от объекта к субъекту на фэнтезийном пространстве тесно связано и желание сотворить новые расы мыслящих людей, полулюдей и нелюдей. Причем все виды разумных существ несут на себе в той или иной степени антропоморфные черты. Иерархическая цепь: человек – получеловек – нелюдь – имеют разные звенья. В данном случае проявляется закон двойственности. С одной стороны, разумные существа могут быть близки человеку, а в другом случае, они враждебны человеку. И война между ними идёт на полное уничтожение.

13. Двойственность человека на фэнтезийном пространстве проявляется в том, что он, действуя по законам Космоса, становится творцом и постепенно становится чем-то вроде демиурга. Если же он пренебрегает законами Вселенной, то идёт по пути разрушений и бедствий.

На фэнтезийном пространстве действуют и свои законы. Их достаточно много, но можно выделить следующие:
1. Закон энергоинформационного обмена.

2. Закон смещения энергий.

3. Закон сохранения и превращения энергии.

4. Закон центрифуги (центробежности), мир вращается вокруг единого центра.

5. Закон отталкивания.

6. Закон космической иерархии.

7. Закон соответствия миров.

8. Закон космического сотрудничества.

9. Закон циклического развития.

10. Закон-причинно-следственных связей.

11. Закон противодействия непроявленного проявленному.

12. Закон свободной воли.

13. Закон неповторимости.

14. Закон расширения сознания.

15. Закон единства макромира и микромира.

16. Законы учительства.

Таким образом фэнтезийный стиль мышления гораздо больше, чем мифологическое мышление, так как включает в себя все аспекты мышления современного человека.


Рецензии
Юрий, спасибо, закинул статью в топку своего метального генератора.
По мне не совсем подходящее название, возможно больше подойдёт что-то вроде: Фентэзи - новая мифология на перекрёстке науки, философии и религии.

Денис Петриков   22.12.2017 15:29     Заявить о нарушении
"в топку своего метального генератора"
И что мечет генератор?

Алексей Аксельрод   23.12.2017 00:29   Заявить о нарушении
Да работает потихоньку, правда результат не засвечивается на Прозе. Надо обновить на днях. Что нового у вас? Что рекомендуете почитать?

Денис Петриков   20.11.2022 22:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.