Чистая душа

   Зимой девушки часто захаживали к бабушке Арине, старушке маленькой, сгорбленной и работящей. Им было у нее очень интересно и таинственно, как в сказке, что и уходить никому не хотелось.

   На морозе с кавалерами много не нагуляешься. И промерзнешь, и простынешь… Да и не интересно.

   Весной и летом всё наверстается.

   Бывало, к бабушке Арине полная хата набивалась. И каждый приносил с собой что-то своё. Кто меда, кто сахара, кто хлеб… Несли, буквально, всё: от солений и варений до овощей и фруктов.  Иногда и вино брали для куража. Понимали, что такую ораву старушка на свою пенсию никак не прокормит.

   Бабушка Арина любила рассказывать. И столько она знала всего интересного, что даже диву давались, как это всё можно было держать в такой маленькой голове. Голос у нее был тихий, вкрадчивый. Случалось, от ее рассказов, даже мороз по коже пробегал.

   Как-то и ребята стали к ней приходить. Но их быстро выпроводили. У них только одно на уме.

   В доме у бабушки всегда чистота и порядок. Вечером топится печка и горит керосиновая лампа, от электрического света у Арины слезились глаза, и, обязательно, что-то вкусненькое готовится. То пирожки, то тыква томится, то семечки жарятся, а, иногда, и картошка печется. И до чего же она вкусна с соленой капустой и бочковыми огурцами…

   Восемнадцатого января, в день рождения бабушки Арины, а ей исполнилось семьдесят девять лет, в ее доме - яблоку негде упасть, сколько народу пришло. На столе - просто некуда не поставить: торты, конфеты, вино, колбаска, сыр, селедка под «шубой», холодец и всё прочее, без чего не проходит ни один праздник, особенно зимний. И в обязательном порядке комковой сахар, без которого бабушка Арина просто жить не могла. Ну, а подарков нанесли не перечесть!

   - Девочки, родные мои, спасибо, что пришли поздравить меня. Кроме вас, нет у меня больше близких людей, - она шмыгнула носом и вытерла глаза уголочком платка, - Муж мой, Петр Семенович, Царствие ему небесное, помер давно, аж в тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году. Мне было тогда тридцать девять лет. В тот год решили мы с ним дом снаружи обмазать. Ну, он за глиной и поехал. Там то пласт оборвался, его и придавило Три дня, бедный, мучился. А кричал как!.. Сыночек мой, Васенька, погиб в тысяча девятьсот шестьдесят восьмом году. Он военное училище закончил, младшего лейтенанта получил. А тут в Чехословакии народ восстал. Его туда и послали. А оттуда он вернулся в цинковом гробу. Пенсию за него до сих пор получаю. Но деньгами жизнь человеческую не вернешь. С тех пор и живу одна. Чего это я о грустном? Их уже не воротишь, – засуетилась Арина, - Давайте веселиться! Семьдесят девять – срок! Через год восемьдесят. Знаете, девчонки, как жить хочется. Жду, когда люди на Марс или Венеру полетят. Вот интересно посмотреть на инопланетян. Такие они, как мы, или другие? Когда против рака сыворотку придумают? Да много чего хочу. И мира на Земле. Человек рожден жить! А его пытаются все уничтожить. И еще хочу никого не обременять. Не допусти, Господь, такого. Мыслю вечером лечь, а утром не проснуться, - она перекрестилась, поклонилась до самой земли.

   - Бабушка Арина, зачем вы так говорите? Не надо. Живите долго-долго.

   - А ты думаешь, я сама этого не хочу? - засмеялась она беззубым ртом.

   - Бабушка Арина, а расскажите что-нибудь. Вас так интересно слушать.

   - Вы зачем сегодня сюда пришли? Слушать меня или праздновать день рождения? Учитывая, что нас сегодня очень много, а стол, явно, всех не уместит, кому-то придется и стоять, поэтому предлагаю расположиться на полу. Скатерть сейчас чистую расстелем. Полы я сегодня мыла. Должно быть чисто, если вы мне тут всё не затоптали.

   - Мы аккуратно, бабушка Арина. Не переживайте. А вон Вера уже протирает их влажной тряпкой.

   - Спасибо, дочка. Никто не возражает против моего предложения?

   - Нет! - захлопали в ладоши девочки.

   - Тогда Лена, возьми в комоде скатерть и расстилай ее  у стеночки. А вы, девчонки, сервируйте пол. Любаша, подбрось дровишек в печку. Пусть тепленько будет. Люда, Оля, вы по периметру половички постелите, чтоб сидеть мягко было и не так холодно, а я подушку старую под себя положу, чтобы быть повыше и видеть всех вас. Может электричество включить? Не так темно будет.

   - Не надо. Так романтичнее.

   - Если всё всех устраивает… Тогда, поехали!..

   Сразу стало шумно. Слышался стук ложек о тарелки, звон посуды и скрип вылезающих пробок из бутылок.

   - Девочки, разрешите мне сказать, - встала на колени учительница младших классов Вера Попова.

   Наступила тишина. Веру в селе уважали за принципиальность, деловитость, требовательность и профессионализм.

   - Дорогая наша и любимая бабушка Арина. Оглянитесь вокруг. Посмотрите, сколько человек пришло вас поздравить. И это не потому, что у вас день рождения. А из-за того, что мы вас все ценим и очень любим. Вы для нас няня, как у Пушкина, надежная и верная подруга, и, просто, очень интересный человек. Вы так красиво всегда рассказываете, - заслушаться можно. Я бы очень хотела в старости быть похожей на вас. И чтобы ко мне приходила молодежь, и мы с ней вот так вот сидели бы и беседовали. Честно говоря, абсолютно не помню, как сюда все стали ходить. Но каждую субботу меня тянет сюда, как магнитом. А, если быть до конца откровенной, то я отсюда никогда бы и не уходила. Милая наша, дорогая и любимая бабушка Арина, надеюсь, что выражу общее мнение, и пожелаю вам крепкого здоровья, долгих-предолгих лет жизни и всего самого лучшего. Пусть все ваши пожелания сбываются! Вот за это я хочу выпить. И еще, девочки, давайте составим график, и каждую неделю будем приходить и делать здесь приборку, постирать, что надо, да и просто пыль погонять. Возражения будут?

   - Нет! Согласны! С днем рождения!

   - Спасибо, девоньки, спасибо, мои хорошие. Вот вы меня разбалуете, а я возьму и в злую-презлую барыню превращусь. И что тогда будет?

   - Превращайтесь, мы и такую вас будем любить.

   Каждая наклонялась, чокалась с бабушкой и выпивала.

   - Девчонки, как говорят мужики: «Между первой и второй…». Мне чуть донышко прикрыть. А я хочу выпить за вас. Спасибо, что вы есть, что будете. И чтоб ни вы, и никто из ваших близких и родных не болел. Храни вас Бог! – перекрестила она всех присутствующих.

   Все снова шумно выпили, закусили.

   - А теперь я расскажу вам, мои хорошие, историю. Мне тогда было пятнадцать лет. Это был тысяча девятьсот сорок третий год. От папы пришло письмо, что он будет эшелоном проезжать такого-то числа через станцию Ртищево. Мама обрадовалась, будто он сам приехал. Собрались мы с ней и в ночь пошли. Транспорт тогда никакой не ходил. А зима в тот год лютовала!.. Идти почти пятьдесят километров по лесу, по сугробам. Одно хорошо, ветер в спину дул. Как мы дошли и не замерзли, одному Богу известно. И сразу к коменданту. А он и говорит, что такой-то эшелон прошел десять минут назад. Как же мама плакала, как убивалась!.. Но делать нечего. Надо было назад идти. Хоть здесь нам немного повезло. Почти половину пути проехали на подводе. Больше мы папу не видели. А вскоре, пришла похоронка, что он погиб в Сталинграде.

   Все сидели, тихо слушая бабушкину исповедь.

   - Давайте, девочки, помянем ваших дедов и прадедов, сложивших голову в борьбе с коричневой чумой.

   Выпили молча.

   - Бабушка Арина! Сегодня праздник должен быть веселый, а вы нам такую грустную историю рассказали. В этот день мы не должны грустить.

   - Ну, хорошо, расскажу вам еще одну быль. Это было уже после войны. Мне шестнадцать лет стукнуло. Со своей подружкой, Зиной Федоровой, решили сходить в соседнее село на танцы. И не так далеко. Три с небольшим километра. Идем мы, значит, беседуем. И, вдруг, Зинка оборачивается и встает как вкопанная: «Смотри. Что это?» – шепчет она в паническом страхе. Я поворачиваю голову, а над посадками, в километре от нас, светится красно-оранжевый шар, размером с футбольный мяч. «Луна, что здесь такого странного? – говорю я» «Дура, Луна впереди нас!» Я глянула и, действительно, Луна светила нам прямо в лицо. Не сговариваясь, мы схватились за руки и побежали в противоположную сторону от светящегося предмета. Оно летело за нами. Зинка толстая была, но мы неслись, как сумасшедшие, по канавам, кочкам, через овраг и ни разу не упали. Впереди маячил колхозный коровник. Мы не задумываясь, пролезли под воротами и зарылись в сено. Никто из нас не сказал ни слова. Мы сидели и дрожали. А раненько утром нас обнаружил сторож. Он, даже, не спросил, что мы там делали. Просто выгнал и всё. Домой пришли тихонечко, как мыши. И никому ни гу-гу. Но страха натерпелись… Толи это инопланетяне, толи нам всё померещилось… Бог его знает. Но ведь летело что-то. Прямо, как по волне плыло. И что самое главное, тишина вокруг. От самолета шум бы был. Может нас украсть хотели? А чё?.. Пишут же и по телевизору говорят, что крадут землян. Вот и нас с Зиной, может быть, хотели забрать…

   - Бабушка Арина, а куда делся этот шар?

   - Кто его знает. Нам некогда было за ним наблюдать. Мы бежали и все.

  -  Интересно как!

   - Это сейчас интересно, а тогда… Вспоминаю, до сих пор мурашки по коже бегут.

   - Забрали бы нашу бабушку Арину, и не было сегодняшней встречи, дня рождения. Ничего бы не было. Самой страшно делается.

   - Бабушка Арина, давайте выпьем за то, что вы с нами. А мы с вами. Мы вас никому не отдадим!

   Снова сделалось шумно и весело. Все одновременно что-то говорили, смеялись, изрекали…

   За окном опустилась ночь.

   - Ну всё, девоньки, притомилась я немного, давайте расходиться. Впереди у нас много новых встреч и рассказов. Прибираться не буду. Сразу лягу. А уж вы, кто-нибудь, завтра подойдите ко мне, поможете посуду помыть.

   - Бабушка Арина, тут вина осталось на один рассказ. Не оставлять же его выдыхаться.

   - А-а-а… - махнула старушка рукой, - о чем, Марина, ты хочешь, чтобы я рассказала?

   - Скажите, а у вас были мужчины, кроме мужа?

   - Нет, солнышко, не имелось. Не до гулянок тогда было. Время, прямо скажу, тяжелое, веселого и припомнить ничего не могу. Хотя… - Арина надолго задумалась, - В живых никого уже нет, можно и исповедаться. Был один у меня случай. И то не по собственной воле. Но расскажу всё по порядку, чтоб стало ясно всем. Сосватали нас с Зиной, подругой моей, я рассказывала вам о ней, два брата-погодка, Петя, значит, меня, а Зину - Владимир. Мне, в ту пору, исполнилось семнадцать лет, а Зине восемнадцать. Мужья в колхозе трактористами были. Труд, сами знаете у них какой. Весной и осенью на поле и пропадают. И отец с ними тоже. Домой явятся на часок, да и то ночью. И мы, женщины, тоже все в поле. За день хребет наломаешь… и только до постели доползти. Вырубаешься, будто убитая. Ни рук, ни ног не чувствуешь. А жили мы в большущей хате. И все на полу спали: родители и семьи наши. Занавесками перегорожены были. Только бабка на печке спала.

   И вот, сплю я и чувствую, как кто-то ко мне под одеяло лезет. Ну, кто может быть? Муж, конечно. А проснуться не могу. Он на меня, а я и радешенька. Сплю, сплю, а организм своё получает. Чувствую, закончилось всё, я притянула голову к себе, чтоб поцеловать… А она - кучерявая. У Вовки волосы вились, а у Пети нет. Я аж вскрикнула. А он тихо встал и на улицу пошел. Мне уже не до сна. Потом слышу, Петя пришел. Сели они с братом на крыльце, курят, разговаривают. Минут через двадцать Петя ко мне под одеяло приходит. И все повторяется! Утром, я ни жива, ни мертва! Вдруг слышал кто? Срамота–то какая. Нет! Всё нормально. Никто, ничего..  И Вовка, как всегда. И вот я до сих пор не пойму, - толи он перепутал лежанки, толи специально такое задумал. Но как меня с Зинкой можно перепутать. Я – худенькая, а Зинуля, как бочка. Только после этого случая я, девчонки, забеременела. А от кого, даже, не знаю. Васенька родился, - вылитый мой отец получился. Ну, один в один. А чей он?.. Мой, конечно. Вот вам еще одна история. А теперь – все по домам. Быстренько! Дома, поди, вас уже заждались.

   - Время еще детское.


   - Это у вас детское, а у меня…

   - До свидания, бабушка Арина. Спокойной ночи. Мы часиков в десять к вам придем и все поможем.

   Девушки целовали старушку и выходили, а она каждую крестила и что-то шептала.

   За ночь выпало много снега. Девчонки радостно смеясь, утопая по пояс в сугробах, брели к дому бабушки Арины. Входные двери были не заперты. В комнате все было так, как оставили вчера. Только в доме веяло прохладой.

   - Бабушка Арина, вставать пора! Вы в окошко выгляньте, сколько снега навалило! Мы сейчас печку растопим, а то у вас, прямо скажем, мороз в доме поселился.

   Попова Вера тихонечко заглянул в спаленку.

   На стенке висела зажженная лампадка. А на чистой кровати, вытянувшись и скрестив руки на груди, лежала бледная бабушка Арина.

   - Она умерла!!! – завопила Вера.

   - Как умерла? – не поверили ей.
   Хоронили Бабушку Арину всем селом. И плакали все, прекрасно понимая, что такого доброго, отзывчивого и душевного человека больше с ними никогда не будет.

   Весной на могилку поставили памятник - сидящая не пеньке старушка наклонила голову на согнутую руку.

  И всегда на холмике лежали живые цветы.


Рецензии