Исключение из правил

 По правилам, в автомобиле скорой медицинской помощи трупы не возят. Эти машины предназначены для перевозки живых людей. Кроме тех случаев, когда человек умер в машине. Тогда, после безуспешных реанимационных мероприятий, умершего доставляют в приёмное отделение больницы, а ещё через два часа его перевозят в морг. Это по правилам. Но бывают и исключения. Приходилось и мне нарушать эти правила для обеспечения своей безопасности и безопасности бригады.
 Было это примерно в 2010-11 году. Точнее не вспомню. В ту смену я работала помощником врача. Этого врача звали Марина Сергеевна. Работала она на скорой второй месяц. И уже с первой смены было понятно, что такая работа ей не подходит. Это было понятно всем, кроме Марины Сергеевны.
 
 По рации дают вызов: возле такого-то уличного кафе «ножевое», пострадавший – мужчина, данные его неизвестны, информация передана в полицию – обещали подъехать. Едем. На месте полиции нет, зато есть разгорячённая алкоголем толпа. Тут же подбегают к машине несколько мужчин:
– Давайте короче! Где вы были? Почему так долго ехали?
 Открывают двери машины. Выходим из машины и идём в том направлении, которое указывают нам мужчины, а машина едет по тротуару следом за нами. Останавливается машина на асфальте, а мы идём в кусты. В кустах лежит мужчина без признаков жизни. Я стою и жду действий со стороны врача. Марина Сергеевна застыла на месте, стоит и молчит. А толпа вокруг требует действий с нашей стороны:
– Вон он лежит! Посмотрите! Спасите его!
 Ну что делать? Присаживаюсь возле трупа и начинаю осматривать, попутно слушаю от одного из мужчин, что произошло:
– Это мой друган. Мы сидели в кафе. Тут к Серёге кореш один подошёл и позвал побазарить на улицу. Серёга и пошёл. Серёги всё нет и нет. Я вышел следом. Гляжу: а Серёга в кустах лежит. Это кореш его «пикой» порешил. Он всегда с «пикой» ходит. Я его знаю.
 Зато я не знаю, что за «пика» такая. Могу только предположить, что что-то вроде ножа, лезвие похоже на шпагу, только недлинное. Осматриваю тело: рядом с левым соском со стороны грудины между третьим и четвёртым ребром треугольное отверстие диаметром около 3-4 см, крови нет. Точно в левый желудочек сердца попал. Других повреждений на теле нет. Зрачки широкие, на свет не реагируют. Ни дыхания, ни пульса определить не могу. Поворачиваюсь к М.С. и говорю:
– Труп.
 Марина Сергеевна молчит. Зато друг погибшего стал возмущаться:
– Как труп?! Он же только что дышал, когда я ему непрямой массаж сердца начал делать. Я молодец?
 Отвечаю:
– Конечно, молодец.
 А самой хотелось добавить, что «просто умница какой – добил своего друга, устроив ему тампонаду сердца». Но молчу. И Марина Сергеевна молчит, замерла на месте и, кажется, даже дышать перестала. Стоит и смотрит вдаль. А толпа напирает со всех сторон. Слышатся возмущённые голоса:
– А вы что?! Не будете его спасать?! Охуели что ли?!! Давайте спасайте, а то сейчас вас всех…
 Оглядываюсь: полиции нет, вокруг пьяные неадекватные люди, кричат, угрожают, Марина Сергеевна молчит, ничего не делает. Принимаю решение. Говорю громко:
– Конечно, мы его сейчас попробуем спасти, только его надо быстро в машину погрузить.
 Тут же направляю мужчин:
– Подойдите к водителю и скажите, что нужны носилки.
 Мужчины быстро возвращаются с носилками. Укладывают погибшего и помогают загрузить его в машину. Усаживаю в салон автомобиля Марину Сергеевну, затем сажусь сама, и мы уезжаем в приёмное отделение.
 В дороге я у Марины Сергеевны спрашиваю:
– Почему Вы ничего не делали? Вы понимаете, что из-за Вашего бездействия у нас могли бы быть проблемы. Например, на нас могли напасть.
 И получаю ответ:
– Я так растерялась. Я не знаю, что нужно делать.
– Блин! А хотя бы осмотреть пострадавшего не догадались?
– И что сейчас делать?
– Да ничего. Привезём в приёмник его. Объясним ситуацию. Сообщим в полицию.
 Так и сделали. К слову сказать, полиция потом к нам приезжала показания брать, но было это уже через пару часов, когда мы ещё три вызова обслужили. Если действовать по правилам, то я должна была снять ЭКГ. Увидев изолинию, М.С. должна была констатировать смерть. Дальше мы должны были на месте ожидать приезда полиции. Но к чему бы это привело – неизвестно. Люди были настроены очень агрессивно, и заступиться за нас было некому. Пришлось увозить труп.


Рецензии