Иверская

         25 февраля празднуется событие, посвященное Иверской иконе Пресвятой Богородицы. В этот день монахи монастыря на горе Афон обрели чудотворный образ. С этим образом связаны несколько чудес и в моей жизни.
         Образ Иверской Божией Матери я искала смолоду во всех храмах, где приходилось бывать. Почему именно Иверской? Банально! Таково было воздействие музыки и русскости поэзии молодой Марины Цветаевой:
— Москва! — Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
Клеймо позорит плечи,
За голенищем нож.
Издалека — далече
Ты все же позовешь.
На каторжные клейма,
На всякую болесть —
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, —
Там Иверское сердце
Червонное горит.
И льется аллилуйя
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
          Но с тех пор тайно молилась Иверской в самые трудные и радостные дни моей жизни. Конечно, немного знала историю иконы, но даты как-то не оставались в памяти. Согласно преданию написал Иверскую евангелист Лука. Все мечтала увидеть ЕЁ, ещё не зная, что в мужской монастырь мне не попасть.
          Когда дочь моя решила креститься, просила найти церковь, где крещение возможно совершить вечером, так как ее художественный богемный мир не спал ночами, а отсыпался утром. Я нашла такой Храм "Всех скорбящих Радость", что на Ордынке, где желающих креститься приглашали к 17 часам, выбрала день - "Сретенье Господне", чтобы день праздничный запомнился, но священник, попросив меня ожидать, вернул мне дочь после часовой беседы с нею, назначив крещение через 10 дней, ежели не передумает, подготовится, прочтет, все что ей рекомендовано, выучит наизусть "Отче наш" и "Символ Веры".
           И этот день настал - 25 февраля, тогда только я и узнала, что это день "Иверской иконы Божией Матери" - это ли не чудо!
           Первая моя поездка за рубеж случилась чудесным образом в 2000 году. И это была желанная Греция! За семь дней мы проехали всю страну с севера на юг и другой дорогой - обратно. В Метеорах побывали в знаменитой иконописной мастерской, где узнали о работе мастера по древней традиции иконописи. Нас попросили не выбрасывать билетики, которые были куплены перед посещением мастерской. "Традиции иконописи в Греции существуют с древних времен, но и сегодня в Метеорах иконы пишут точно так же, как и многие-многие столетия назад. Мастер рассказывает о том, как создаются иконы, как готовится холст, о том, что до сих пор настоящие иконописцы сами готовят себе краски. Это темпера - натуральные минералы, которые размельчаются до порошкообразного состояния. И куда обязательно добавляется желток яйца и шестипроцентный виноградный уксус. Получается состав, в котором краска консервируется и становится влагоустойчивой." В автобусе по дороге в монастыри разыгрывались три приза по номерам билетиков в мастерскую. Помню, что первым призом была кассета с записями сертаки, второй выпал из памяти, а третий был объявлен самым ценным. Звучала музыка, и никто не откликался. Вдруг моя соседка спросила, какой же у меня номер, а я и не вынимала билет из сумочки, так как никогда в жизни ничего не выигрывала. Но достав его, мы обнаружили, что называли мой номер! Ценным подарком оказалась икона Иверской Божией Матери, написанная мастером в той самой иконописной мастерской. Опять - не чудо ли!
           С тех пор и дома молюсь перед любимым образом. Ещё мечтала, чтобы восстановили Иверские ворота с часовней, и это сбылось!


Рецензии
Интересная какая миниатюра.
Варя, а Вы знаете, что чудотворный список иконы Иверской Божьей Матери находится в Сокольнической церкви Вознесения? Её перенесли туда, когда разрушили Иверскую часовню, а когда восстановили в последние годы на прежнем месте, решили всё же чудотворную в новодел не возвращать. Тем более, что этот храм со дня его постройки никогда не закрывался. Кстати, мой прадед имел прямое отношение к строительству этого храма, дружил с его первым настоятелем, и в нём крестили и моего отца, и нас с сестрой. И много всего ещё в нашей семейной истории с этой церковью связано.

Лариса Морозова Цырлина 2   05.12.2017 22:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Лара, за рассказ, как все связано в жизни... А Вы где-то, может быть, писали о прадеде и настоятеле Храма? Помню, читала у Вас о деревянном Храме в парке, все собираюсь туда съездить. Я теперь прочту о Храме Вознесения в интернете подробности. В Сокольничской церкви отпевали мою маму, но это было давно в 1976 году. И позже пару раз заходила, когда дочка лежала в больнице Короленко с псориазом... Теперь обязательно поеду увидеть Иверскую. Там список с Вратарницы. Недавно обнаружила, что моя икона - список с Монреальской, полной копии, но с отличием от Вратарницы тем, что нет кровавого следа от раны на лице, а есть на правом плече - метка мироточения. Это длинная история. А списков существует много. Вот прочитала в Интернете. http://www.liveinternet.ru/users/5642034/post363190432 быть,
Первый список Иверской иконы был привезен на Русь в середине XVII века. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру». образ был написан иконописцем "киром Иамвлихом Романовым". Итак, осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. В мае 2012 году древнейший список Иверской иконы был передан Церкви и возвращен в Новодевичий монастырь (откуда, не очень понятно написано) В Сокольниках предположительно - московский список 17 века из Часовни(или он был в храме Николы в Толмачах, потом в Третьяк.галерее, спорят...)
Но, Лерочка, самый главный мой вопрос - можно ли назвать сие мое написанное миниатюрой? Или все же как-то иначе? Всего доброго, спасибо большое за отклик!

Варвара Оленина   05.12.2017 23:50   Заявить о нарушении
Варя, мне кажется, что назвать миниатюрой это произведение можно.
Ни эссе, ни очерк, ни мемуарная литература здесь не подойдут. Хотя есть такие миниатюры, где в сжатом виде заключён некий литературный сюжет, а есть те, которые приближаются к зарисовке или к странице из литературного дневника и сюжета не несут.
Таких много на страницах авторов проза.ру, и те и другие обозначены как миниатюры.
А относительно моего прадедушки - так счастливо судьба управила, что о нём много и подробно написано у моей тётушки, двоюродной сестры папы -
на её странице
http://www.proza.ru/avtor/alyaplohova (Александра Плохова)
Это четыре части рассказа о нём
Прошу мне не тыкать! Часть 1 -
http://www.proza.ru/2010/03/20/774
Прошу мне не тыкать! Часть 2
http://www.proza.ru/2010/03/20/801
Прошу мне не тыкать! Часть 3
http://www.proza.ru/2010/03/20/976
Прошу мне не тыкать! Часть 4
http://www.proza.ru/2010/03/20/999

Да, а та деревянная церковь в парке, где венчались мои дед с бабушкой - храм Тихона Задонского. Его восстановили уже после 2000 года, кажется, в 2002 или 2001-м, а много лет он выглядел как полуразрушенный сарай в зарослях за прудом.

Лариса Морозова Цырлина 2   06.12.2017 00:11   Заявить о нарушении
Спасибо, Лара! Первую часть и что-то из семейной хроники я уже и без сносок нашла и прочла у Александры, а вот теперь и сноски помогут. Спасибо большое. Про строительство церкви Воскресения Христова в Сокольниках (нач века) еще не встретилось, ищу в интернете. А вот про метро Сокольники и дом на Басманной читаю. Все очень приятно читать.

Варвара Оленина   06.12.2017 01:01   Заявить о нарушении
Ну, вот здорово. О строительстве храма - от идеи, закладки и проч. - со всеми документами и фотографиями записана история моей сестрой, но она не выложена в сети, поскольку это часть книги. Нереально огромная книга о многих поколениях и ветвях семьи почти до 1510 года, её бы хоть в цифру перевести, и то было бы счастье.

Лариса Морозова Цырлина 2   06.12.2017 01:32   Заявить о нарушении
Спасибо огромное, теперь понятно! А все четыре части "Прошу, не тыкать!" я читала полгода тому назад, но еще раз прочла, оживила в памяти... Просто про строительство церкви Воскресения Христова в Сокольниках там не было... Такая умница - Ваша тётя!

Варвара Оленина   06.12.2017 21:10   Заявить о нарушении
Да, она молодец, как и моя старшая сестра. Всё делают основательно.
И повесть А. П. "Подруга" о поэте Светлане Кузнецовой Вы, наверное, читали раньше, как и очерки "Художник" и "Журналист".
А на стихире у Александры Плоховой полностью выложено стихотворное наследие Светланы Кузнецовой, сборников которой теперь уже нигде не найти.



Лариса Морозова Цырлина 2   06.12.2017 23:07   Заявить о нарушении
Спасибо, Лара. Еще не читала о Светлане Кузнецовой, но обязательно прочту. О ее судьбе немного знаю из других источников, сборник ее стихов прошлых лет у меня всего один.

Варвара Оленина   07.12.2017 12:06   Заявить о нарушении
Да, каждый сборник сейчас редкость. А стихи у неё замечательные.

Лариса Морозова Цырлина 2   08.12.2017 01:07   Заявить о нарушении