Подлинное искусство и внутренняя сущность вещей

На тему статьи меня натолкнула книга, которую я прочитал в электронном виде. Она мне так понравилась, что я решил купить печатное издание для своей коллекции. Но столкнулся с тем, что переизданный бестселлер вышел в том же издательстве, но в другом переводе. И этот перевод мне не понравился.

Сегодня мы, как правило, не обращаем внимание на внутреннюю кухню процессов. Если мы являемся посетителями ресторана, то придирчиво оцениваем интерьер, посуду, качество еды и обслуживания. Но не знаем, что происходит за той дверью, в том помещении, где, собственно, и находится цех по производству нашего ужина. А там, может быть, работают люди с насупленными лицами, в грязной одежде, презирающие свою работу, проклинающие своё начальство за их скаредность и хамство. А владельцы ресторана наняли хорошего дизайнера, чтобы привлечь богатых посетителей, но экономят на закупке продуктов, ругаются с поварами и унижают официантов. И им, может быть, дело нет до вас, до ваших гастрономических пристрастий. А волнуют только барыши, которые с квадратного метра приносит им бизнес.

За любой вещью стоят люди, которые её делали. Та же книга. У неё есть автор, который написал текст. Есть художник, который иллюстрировал её или придумывал оформление обложки. Есть издатель и много ещё людей задействованы в её подготовке к продаже. От качества их работы, безусловно, зависит успех этой книги. А если это книга иностранного автора, то у неё есть ещё переводчик. Качество перевода это, по сути, ещё раз написанная книга, но с наложением на неё личности переводчика, его мотивации, знания особенностей языка, сроков сдачи работы. И это тоже будет влиять на качество готовой книги. Переводчик находится на заднем плане. Его не замечают, о нём не знают. А плохой перевод создаёт негативное представление о непосредственном авторе. Такая же история с фильмами. Как-то я посмотрел один неплохой фильм и порекомендовал друзьям. Они скачали из интернета и плевались. "Ну и гадость же ты нам подсунул. Невозможно смотреть." Всё дело оказалось в том, что первый перевод был литературный, с хорошими актёрами. А второй зачитывал какой-то невнятный тип, произнося текст монотонно, сонно, и используя примитивную нецензурную лексику. Ещё один пример из музыки. Каким бы гениальным произведением ни была опера Верди "Травиата", но в современном исполнении, даже со звёздами мировой оперы на оригинальном итальянском языке слушать её невозможно. А в записи 1946 года (очищенной от шумов) в исполнении Козловского и Шумской на русском (!) языке, она для меня и сейчас остаётся шедевром, эталоном, - настолько проникает в душу.

Сегодня принято восхищаться виртуозной игрой на музыкальных инструментах. Публика восторгается тем, как музыкант владеет технической стороной дела, как быстро он перебирает струны или клавиши, как одновременно с этим может чуть ли не акробатические номера показывать. Это щекочет нам нервы, возбуждает эмоции, заводит. Но чувства наши остаются спокойными, душа дремлет. Внешний эффект не затрагивает наших глубинных структур подсознания. Завтра мы уже забудем и этого исполнителя, и сам факт посещения его концерта. Или на его место придёт другой кумир. С душой связано такое понятие как творчество. Творчество - это внутренний диалог художника с Богом. Именно на этом уровне рождается произведение искусства. В творческом процессе автор отстраняется от всего суетного, мирского, от публики, от личных проблем, и выходит на уровень подсознания, интуиции, где он контактирует с более тонкими информационными слоями. Там рождается искусство. Всё остальное - это шоу-бизнес, ремесло. Ремесло отличается от искусства тем, что искусство неповторимо, оно уникально. Произведение имеет единичный экземпляр. Второго романа "Анна Каренина" не может быть. А вот продукция ремесленника - это непрерывное повторение отработанных профессиональных навыков. Гончар делает очень качественные красивые горшки для домашнего употребления, но это результат приобретённого опыта, использования наработанных годами или веками опыта людей, передающих накопленный опыт, от мастера к ученику. Таланту художника обучиться нельзя. Хотя из ремесленника может выйти художник. Но это уже особое состояние души. Яркий пример - Нико Пиросмани. Он был единственным в своём роде художником. Как он сам говорил: его кисть пишет сама. Но те, кто оценил его творчество, увидели секрет в его технике, взяли его почерк, стиль в качестве образца и создали направление "примитивизм", думая что секрет его таланта в форме представления. Он не владел техникой академической живописи, не обучался мастерству в школах и академиях, но был самоучкой. Всё, чем он зарабатывал первоначально, были вывески для торговых лавок. Но он писал картины душой, и в его необычной душе находится ключ к тайне его творчества. На зрителя воздействует энергетика его картин, в которой частица его богатой щедрой души, чувствующей, страдающей, возвышающейся над его земным существованием. Форма всегда вторична. Вода, налитая в сосуд, принимает форму сосуда. Но энергетика, информационная составляющая воды не зависит от формы. В какой сосуд вы не нальёте крещенскую воду, она будет обладать целебными свойствами даже в пластиковой бутылке.

К сожалению, в наше время деградировало не только творчество, но и понимание этого процесса. Оно (творчество) перестало быть главной составляющей работы над произведением. Кому нужны сейчас муки творчества, если более силён дух стяжательства, страх остаться незаметным. В основном, современная продукция создаётся силой разума, логики, сознания, но не души. Книги изначально пишутся из соображений корысти, коммерческой ценности. А самая высокая цена платится сегодня за борьбу страстей, битву инстинктов. Зрелищность - вот критерий при создании кинофильмов, театральных постановок, всевозможных шоу. Именно этим объясняется обилие постельных сцен, нетрадиционных отношений, извращённых и изощрённых по форме интерпретаций классической литературы в сценическом воплощении.

Отсутствие творческого начала выражается и в ещё одной интересной особенности. Если вы послушаете музыкальные радиостанции различных стилей от попсы до джаза, то обнаружите, что львиная доля современных композиций - это всевозможные интерпретации старых произведений, модных в 50-х - 80-х годах XX века. Или переложения классики. А что такое по своей сути есть эти интерпретации? Это форма. Всегда легче аранжировать по-новому популярную мелодию, чем сочинять свою. Тоже самое относится и к изобилию "римейков" в кино. Это уже стало отдельным жанром.

Особенно не повезло в этом плане современной России. Где они, новые Пушкины, Толстые, Гоголи, Левитаны, Чайковские, Высоцкие? За пределами России есть ещё, по крайней мере, авторское кино, которое можно увидеть и на кинофестивалях, и в интернете: Ларс фон Триер, братья Коэны, Терренс Малик, Ким Ки Дук и многие другие. География киноискусства сегодня весьма обширна. И оно ещё живёт и оказывает своё влияние на сердца зрителей. Время рождает творцов, предупреждающих человечество об опасности выбранного пути. Но в России, кроме Звягинцева, трудно сегодня найти кинохудожников, остро чувствующих душой драматизм момента. Зато есть люди, которые свою карьеру в 90-е годы начинали как клипмейкеры рекламных роликов. Но теперь вдруг стали именитыми режиссёрами оперных постановок и художественными руководителями государственных театров, которым государство выделяет миллионы народных рублей на их фантазии ("творчество"). Я не ханжа и не собираюсь по советским традициям запихивать наш мир в рамки какой-то одной выбранной модели идеологии. Интересны объективные законы развития общества, законы гармонии во Вселенной. С этой точки зрения, гораздо важнее не изучать под микроскопом деятельность какого-либо современного деятеля, пусть даже и успешного. Мне интересны не люди, а процессы, которые ими управляют. Я занимаюсь психологией, скрытыми механизмами нашего поведения, связанными с состоянием нашей души. И то, что я описываю, характеризует как раз процессы, которые можно обозначить как деградацию, возвращение к языческим традициям жизни наших предков.

Язычество, в отличие от единобожия, подразумевает видение мира как состоящего из противоборства многих сил, стихий. Отсюда многобожие, представление, что за каждой природной силой стоит отдельный божок, которого надо ублажать. Типологическое художественное воплощение этого мировоззрения - мифы и легенды Древней Греции. Есть Олимп богов, на котором действует строгая иерархия вершителей мира. У каждого бога своя специализация. Интриги и борьба за власть на Олимпе - двигатель прогресса. Люди только разменные пешки в этой игре. Но представление о деятельности олимпийской корпорации "Зевс и Ко" переносилось на жизнь простых смертных. И общество было устроено по точно такому же принципу. Шли века. Человек познавал мир, его законы. Энергетика человечества повышалась. А это приводило к всё большему пониманию того, что наша Вселенная имеет один источник происхождения, одну силу, которая проявляется только в многообразии форм жизни. И информация высшего порядка доводилась до человечества через пророков в нужный момент. Это привело к единобожию, суть которого выражена в первой заповеди Моисея: "Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим" (Исх. 20:2-17). Теперь нет плохих и хороших сил в природе. И добро и зло от Бога. А то, что мы называем дьяволом, сатаной - это несовершенство нашего душевного мира, наше животное начало, наши инстинкты, которые корыстны по своей природе, потому что защищают интересы нашего тела, нашего сознания, наше эго. И в преодолении инстинктов, в стремлении единения с миром и состоит процесс возвращения к истокам нашего существования. Сначала человеку эти истины внушались как страх перед наказанием. Бог карает за грехи. Но шло время, и в мир пришёл Иисус Христос, через которого сказано было: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:37-40). Человечество в своём развитии пришло к тому уровню, когда для счастливой гармоничной жизни человек должен не просто испытывать "страх божий" перед Творцом, не просто выполнять правила и заповеди, а ощутить себя частью этого мира, объединиться внутренне через любовь со всеми людьми. При этом, неважно кто перед тобой, друг или враг. В каждом есть частичка Божественного. "Царствие Божие внутри вас есть" (Лук.17:20-21). И ненависть к врагу тогда разрывает твою связь с миром, связь со Вселенной.
 
"Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?" (Мф. 5:43-47)

Возвращение к язычеству - это попытка снова искать врагов, виноватых в наших неудачах, просчётах. Это попытка жить не любовью и милосердием, а страстями, инстинктами, всё время делить мир на своих и чужих. Кастовость российского общества привела Российскую империю к октябрю 1917 года. Невозможность различных социальных слоёв населения примириться, совместно искать пути в строительстве нового справедливого жизнеустройства для всего общества привели к гражданской войне. Результатом стало то, что справедливое общество было построено, но построено на крови, где всё "несправедливое", "неправильное" выкорчёвывалось силой. Большой слой людей был выкинут из этой жизни, покинул страну, был выслан или уничтожен. Но поиск врагов - это процесс бесконечный, потому что желания человека или группы людей всегда сталкиваются с желаниями других. Пока нет возможности объединить себя с другими, нет желания искать компромиссы, не будет и возможности строить единое пространство жизни для всех.

Творчество - это всегда процесс объединительный. Одно из имён Бога - это Творец. Имя - это функция. Если мы созданы по образу и подобию Творца, то мы и должны стремиться стать творческими личностями. Подняться над своим животным началом - это сегодня уже не тренд, а насущная потребность, необходимая нам для нашего выживания и жизнеспособности наших потомков. Признаком такого оздоровительного процесса и может служить возрождение искусства. Не шоу-бизнеса как пропаганды эгоизма и корысти, а именно настоящего искусства. Его отличительным признаком является то, что искусство отражает причинно-следственные связи между состоянием души человека и его судьбой (законы кармы). Если Анна Каренина заканчивает свою жизнь под колёсами поезда, то это результат не прихоти Льва Толстого, а корыстности её души, которая перепутала страсть с любовью, то есть начала поклоняться своему животному началу, своему эго, вместо взращивания в себе чувства любви ко всему миру. Толстой почувствовал эту связь между душой и судьбой. Причём в его романе судьба героини связана и с судьбой России. Общество, лучшая его часть, элита воспитала в своём лучшем представителе искажённые представления о христианских ценностях. Талантливый добродушный от природы человек, Анна не смогла преодолеть мораль своего круга. А это означало, что общество будет платить по счетам. Фактически Толстой предсказал гибель России и её элиты под колёсами истории за 40 лет до реальных событий. И этот роман, как и многие другие произведения русских писателей, не только пророческие, не только о драме России. Они раскрывают законы нашей души. Именно поэтому мы и читаем их сегодня. Они помогают нам не забывать, что главное для человека не его карьера, не его статус, не слава, не награды. Главное - это состояние его души. Жизнь земная заканчивается, а то, какой будет новая жизнь в цепочке перерождений, зависит от того, как мы прожили эту жизнь. В этом и состоят законы кармы. Соединение сегодня понятия кармы, христианского учения и психологии поможет человечеству выйти из тупика своего эгоизма. А все эти три составляющие всегда соединялись в подлинном искусстве.


Рецензии