Мария Египетская

Священник Зосима шёл по пустыни, спотыкаясь от усталости, путь его был далёк и тяжёл. Вдруг, как в сказке, появились мощная река Иордан, оазис и старушка, что жарила на костре рыбу.
— Добрый день, батюшка Зосима, вы уже долго идёте, не хотите воды и рыбы? — сказала вдруг старушка.
Зосима оторопел: откуда она знает его сан и имя? Зосима стал разглядывать жительницу пустыни: одежда на ней была простая, украшений не было вовсе, лицо её было добродушное и худощавое.
— Ты, видно, пророк и праведница, раз знаешь, как меня зовут! — восхитился Зосима, но к его удивлению, пустынница рассмеялась, и смех Зосиме показался очень знакомым.
— Я — праведница?! Да, Зосима, вы шутник!
Зосима удивился, но решил остановиться у этой жительницы пустыни. Они мирно беседовали со старушкой, когда вдруг появился тёмный силуэт хищника! Зосима в страшном испуге, в холодном поту, соскочил и схватился за палку, но старушка остановила его:
— Не надо, Зосима, это — ручной лев…
Зосима удивился, но положил палку. Скоро стало вечереть.
— Давайте помолимся, Зосима, я хочу, чтобы завтра вы исповедали меня и причастили…  — сказала пустынница, и они с Зосимой стали молиться.
Вдруг случилось то, что оторвало Зосиму от молитвы: он наблюдал, как пустынница в молитве воспарила в воздухе. Сердце Зосимы затрепетало:
— Скажи же, кто ты, великая праведница! — закричал в восхищении Зосима.
Старушка села на камень, по-доброму улыбнулась и изрекла:
— Я  недостойна  называться праведницей, я — великая грешница, а меня вы знали, просто забыли. Помните египтянку по имени Мария? 
За свою долгую жизнь, в том числе за этот день, Зосима удивлялся не раз, но никогда он не испытывал такого потрясения: он вспомнил, где встречал эту праведницу, которая на момент их встречи была… блудницей!
… Всё началось 47 лет назад, в тот день, когда молодой священник Зосима собирался плыть с паломниками на большой праздник в Иерусалим. На корабль заходило множество народу разных национальностей, цвета кожи и поведения.  Друг внимание Зосимы привлекла молодая женщина цыганской внешности с чёрными длинными волосами, подвязанными красным платком, большими карими глазами и ярко-алыми губами. Одета она была вычурно, в платье огненного цвета, браслеты и серьги в виде колец.  По всему, а особенно по вальяжной походке, было видно, что она — блудница.  Зосима посмотрел на молодых людей из своей паствы и понял, что она привлекла и их внимание.
— Ребята, не смотрите на неё так! Это — непристойная девица!
— Почему же? Пусть смотрят: красота принадлежит всем. А  для них я слишком дорогая штучка! — горделиво сказала юная красавица.
 
«Не знаю, как красоты, а гордыни у ней хоть отбавляй, на десятерых хватит!» — подумал Зосима и спросил у красавицы:
— Эй, неверная, что ты забыла среди паломников и как тебя зовут?
— Почему это я — неверная? Вы думаете, что я — цыганка? Нет, я всего лишь египтянка, крещёная в православие, а зовут меня Мария, Мария Египетская… — ответила красавица.
Зосима был удивлён, но сумел сказать:
— Но тебе с твоим ремеслом на корабле нашем делать нечего!
— Красивым можно больше! — надменно ответила красавица.
— Знаешь, как ты сейчас безобразна? — спросил Зосима.
Мария Египетская обиделась, но нашла способ, как попасть на корабль: она подошла к капитану, состроила ему глазки и сказала томным голосом:
— Капитан, а, капитан, не хотите с красивой девушкой познакомиться? Может, выпьем вина?
— Это ты-то девушка? — ухмыльнулся капитан — Я смотрю, что тебе на корабль очень хочется, проходи, ладно уж, будешь варить морякам…
Зосима сначала разозлился, а потом успокоился: ничего, можно плыть и с такой пассажиркой…
Правда, признаться, Зосиму раздражали крики Марии египетской по вечерам: «Ребята, налейте мне ещё вина!» и пьяные песни.
«Бедная Мария Египетская, она не знает, как безобразна в своих грехах!» — подумал с печалью Зосима.
И, наконец, корабль прибыл в Иерусалим. Огромная толпа двинулась в храм. Зосима стоял возле храма, под иконой Богородицы. Тут в толпе он увидел Марию Египетскую. Она расталкивала локтями многочисленную толпу, подходила к входу… и оказывалась опять у корабля. И так повторялось раза три, после чего Мария Египетская села рядом с Зосимой под иконой.
— Почему ты не идёшь в храм, Мария? — спросил Зосима.
—  Меня не пускает туда какая-то неведомая сила! Я не понимаю, что происходит и очень устала! — ответила ему красавица.
— А ты не думаешь, что сам Бог не хочет видеть в храме такую грешницу?
 
Мария Египетская встала, округлила и без того большие глаза,  схватилась за голову, вскрикнула от  пришедшей ей мысли:
— Если Господь не пускает меня в храм, значит и в Царствие своё не пустит?! НЕТ!!! Мне СТРАШНО!!!
Упала на колени Мария Египетская перед иконой Богородицы, стала молиться и плакать, сначала в три ручья текли слёзы, из потока всхлипов вырывались слова:
— Богородица, прости, заступись, Матушка, не откинь совсем!
Потом успокоилась немного Мария, яснее стала молитва. И так Зосиму стало жалко эту прекрасную раскаивающуюся девушку, что он не выдержал: подошёл и промолвил:
— Давай я тебе помогу, чем смогу, не плач…
Сначала Зосима велел Марии Египетской стереть помаду, снять кольца из ушей, накинул на её голову полог. Потом Зосима принял её исповедь, отпустил грехи и причастил.
— Ну, попробуй теперь, ты уже другой человек!
Беспрепятственно вошла Мария в храм, была там два часа, а потом исчезла, назад в Египет она не вернулась…
… И вот спустя столько лет Зосима видел её: сокровище пустыни, бывшую блудницу, нынешнюю святую.
— Я восхищаюсь твоим преображением! Ты — святая! — воскликнул на всю пустыню Зосима и встал перед ней на колени…
— Не надо, пожалуйста, я — не святая, я просто хотела, чтобы вы меня, как много лет назад, исповедали и причастили… — смутилась старушка-пустынница…
 
Скоро Мария Египетская предстала перед Господом и её причислили к лику святых. Да, и Зосима, и много других людей помнили,что Мария Египетская когда-то была блудницей, но так она поразила всех своими переменами после покаяния, что никто не сомневался в правильности этого решения.
               


Рецензии