Пескари

   Пескарь хорош в качестве наживки при ловле на живца.  Но оказывается, на него можно поймать не только окуня или щучку.
   Как вы уже знаете, девятилетний Юрка жил в Опочке, в военном городке, и летом чуть ли не каждый день пропадал с удочкой на Великой. Если он хотел поймать побольше уклеек и быстрянок, то ловил на хлеб прямо напротив своего дома, где было сравнительно глубоко, и вода спокойно текла без бурунов и водоворотов.  За плотвой надо было пройти немного вниз по течению на территорию воинской части, где у берега росла подводная трава, а за травой как раз и клевали плотвицы. За ельцами и пескарями, наоборот, лучшее место находилось выше по течению, где сразу после здания городской бани на протяжении нескольких сотен метров глубина реки совсем небольшая, а дно было местами то каменистое, то песчаное.
   Летом здесь можно было очень легко перейти Великую вброд, и даже мальчишкам поверхность воды редко доходила до пояса.  Но, правда, иногда встречались ямы, о которых мальчишки знали, что они образовались от взрывов бомб или снарядов в войну.
   Юрка не очень любил вспоминать этот случай, но прошлым летом он чуть не утонул в такой яме-воронке. Дело было так.  Он с друзьями купался на песчаной отмели.  По-настоящему плавать Юрка не умел.  Бросали мячик друг другу, который вдруг улетел подальше от берега, где течение воды медленно закручивалось, словно воду кто-то мешал огромной ложкой.  Юрка попытался достать мячик, как вдруг под ногами не почувствовал дна. Страшно испугался, что, кажется, сейчас его течением затянет в воронку.  Стал отчаянно молотить по воде руками и дрыгать ногами.  Так он выкарабкался.  И научился плавать...
   Если сойти босиком в воду в этом месте Великой и, тихонько ступая, идти по течению, то увидишь пескарей, обследующих дно в поисках корма.  Юрке удавалось поймать одного-двух пескарей при помощи специального сачка для ловли мальков.
   В один из июльских дней, когда Юрка вместе с другом Виталькой, медленно идя по дну реки, высматривали пескарей, Юрка наступил пальцами босой ноги на какую-то железную ручку.  Разные железяки они не раз вытаскивали из воды, чтобы потом отнести в школу, когда собирали металлолом.  На этот раз, потянув вверх за ручку, Юрка с большим трудом вытащил из-под песка и камешков круглую штуковину, похожую на большую сковородку, закрытую крышкой.
   Всё-таки не зря мальчишки каждую субботу ходили компанией в кинозал воинской части, где вместе с солдатами смотрели военные фильмы.  И не зря они были сыновьями офицеров.  Юрка и Виталька сразу сообразили, что эта штуковина очень похожа на противотанковую мину-тарелку.  Сначала Юрка испугался того, что мина могла взорваться, пока он её вытаскивал (если бы он знал, что тащил...). Но ведь не взорвалась.
   Вот она лежит на дне Великой, ржавая и какая-то загадочная. Сначала течением унесло муть вокруг неё, затем к ней, осмелев, подплыл  пескарь...  Смотрели-смотрели они с Виталькой, стоя рядом и не шевеля даже пальцами ног, а потом всё-таки решили вытащить её не берег. Вытащили и положили у самой воды. Виталька побежал в проходную части, чтобы рассказать дежурному о находке, Юрка остался сторожить. На всякий случай отошёл подальше и сидел на корточках, держа в руках сачок.
   Потом пришёл капитан с красной повязкой дежурного по части с двумя солдатами и сказал Юрке, чтобы шёл домой.  Что делалось затем на берегу, мальчишки не видели, так как туда никого не пускали, но поздно вечером весь военный городок услышал грохот сильного взрыва.  Папа сказал, что это сапёры подорвали мину.  Юрку папа не ругал, но сказал, чтобы он больше сам ничего из реки не вытаскивал железного.  Ещё он добавил, что, наверное, в этом мелком месте реки Великой в войну была переправа.  То ли мина случайно оказалась на дне реки, то ли её специально установили под водой, чтобы взорвать переправляющийся вброд танк – теперь узнать невозможно.
   На следующий день военные разрешили проходить к реке, и многие мальчишки сразу побежали посмотреть место взрыва.  Метрах в двадцати от берега, почти у самых кустов, в песчаной земле была большая воронка и больше ничего.  Потом папа рассказал Юрке, что сапёры при помощи миноискателей нашли в реке ещё одну мину-тарелку, так что подорвали сразу две мины.
   Всё оставшееся лето воронка оставалась на берегу, никто её не стал засыпать. А к осени она стала заполняться водой, в которую мальчишки выпускали поплавать пойманных пескарей и уклеек.

2017 год.


Рецензии