Надлом. Часть 1. Глава 6

Глава 4. Дуняша

Дуня мыла полы в конторе, выскабливая их голиком добела. Сторож Кондрат пораньше пришел на ночное дежурство, чтобы позубоскалить с молодайкой:
- Не верится мне, Авдотья, что ты замужем ни разу не была. Проверить тя не мешало бы.
-  Фу, срамник, не ты ль собрался проверять?
- А, чем я плох? Женихов игде взять? Все  по осени пережанились.
- Скажу Софье, она тебе последние волосья выдергает, жа-аних.
-  Я это-о не то чтобы сам, а  интересно мне. Тебе годков 25-30 есть?
-  Ну, и что дальше.
- А дальше, нельзя бабе без мужика. Вот что дальше.

Убралась Дуня в конторе, домой идти не хочется. Воспоминания по ночам не дают уснуть. Молодое  тело томится, ждет любви, а сердце не лежит ни к кому.
Мужики заходили в контору, шумно разговаривая, а Дуня, как заколдованная, сидела, погрузившись в свои воспоминания.

…Лето тридцать восьмого года выдалось теплое, дождливое. Отсеялись рано в колхозе, не успели огороды прополоть, уже и травы поднялись, в самую пору за покос приниматься. Вроде не время еще начинать косить, да погода установилась хорошая. Кузьма Семенович с сыновьями ходил на колхозные работы, а подростков и жену отправил на заброшенный Дюмин хутор косить. «От деревни далеко, может и не узнает председатель, что раньше выкошу надел» - думал он. 
На заимку приехали в полдень, глянули на деляну, а ее всю ветками усыпало. Пробежал полосой по покосу смерч. Катерина распрягла лошадь.
- Будем чистить покос, - только и обмолвилась.

Детям лишний раз не нужно подсказывать, дело привычное. Собирают ветки, носят на межу, укладывают штабелем, на дрова сгодятся, пусть сохнут. Работали дотемна, а под вечер Катерина домой собралась, а детей под присмотром Дуни оставила, которой на ту пору 16 годков исполнилось.
- К утру вернусь, начнем косить по росе. 
И так каждую ночь бегала домой, чтобы видели бабы, что она сама ко-ров на ранки провожает. Днем дрема свалит Катерину, она отдохнет часок-другой в тени, и опять за работу. Целую неделю туда-сюда бегала, почти все сено в копны поставила с детьми. Спросят ее бабы, мол, где ребята твои, не видно. А она им  в ответ: «В город к золовке погостить отправила».

В последний вечер, пошла Дуня матушку проводить до дороги, возвращается назад, а ей вслед что-то темное упало на тропинку.
- Мамочки, ратуйте! - закричала девушка и  припустилась бежать наутек. Почти до стана добежала, задохнулась от быстрого бега. Остановилась, оглянулась назад, никто не гонится. Братья спят, а ей не спится. Вдруг это волк или рысь, сторожить коня надо. Не заметила, как сон сморил. Снится ей сон, будто бы сватать ее приехали, а жениха под рогожкой на санях привезли. Вышла Дуня на крыльцо и спрашивает:
- Жених хоть живой?
- Выходишь, живой будет.

И тут проснулась. Страх за ночь прошел. Чалый спокойно стоял у навеса. Дуня  взяла котелок и пошла к ручью за водой, забыв о ночном происшествии. Возвращаясь с ручья, она услышала недалеко от тропинки странные звуки. Осторожно ступая  по мягкой стерне, девушка наткнулась на лежащего вниз лицом человека.
-  Эй! Ты кто?
В ответ ни звука. Любопытство перебороло страх, и Дуня наклонилась, чтобы поближе рассмотреть незнакомца. Перед ней лежал грязный, обросший, в оборванной одежде мужчина. Дуня подняла ему голову и попыталась напоить водой. Незнакомец застонал, сделав несколько глотков воды, открыл глаза. Два огромных голубых озера заглянули ей в самую душу, и утонула в них Дуняша безвозвратно и навсегда. Боже мой! Таких красивых глаз она не встречала никогда. Девушка внутренним чутьем осознала, что должна спасти его, что бы ей этого не стоило. Много слухов ходило, что часто сбегали каторжники с Саянских урановых рудников. Рассказать о нем она не могла даже маме и тихонько потащила его вглубь леса, приговаривая:
- Потерпи, я быстро до стана сбегаю, отвар принесу. Нельзя, чтобы тебя ребята с мамой видели, опасно.
Она как будто читала его мысли. Притащила охапку сухого сена, сделала незнакомцу лежбище, прикрыла его платком, который набросила на плечи, когда отправлялась за водой.

Ребята спали. Рано будить их было не к чему, пока солнце не высушит росу, сено грести не начнешь. Мама тоже припозднилась по этой причине. Дуня развела костер. Пока вода грелась в котелке, нарвала молодых листьев голубики, кислицы, княженика, залила кипятком, дала настояться немного, потом окунула веточку багульника. Накрошила мелко черемши, потолкла ее с солью и намазала на небольшой кусочек хлеба.
Когда Дуня подошла к незнакомцу, он вышел из забытья, пытаясь привстать. Девушка помогла ему прислониться спиной к березе.
- Молчи, не разговаривай, тебе силы беречь нужно, - поила Дуня его горячим настоем вприкуску с хлебом,  густо намазанным тюрей из черемши. - Будешь  пока здесь лежать. Сегодня мы грести закончим, домой уедем, тогда я тебя в шалаш перетащу. Ты раненый?
Незнакомец отрицательно покачал головой.
- Это уже полбеды, а что худой, не беда. Были бы кости - мясо нарастет.

Вечером после бани Дуня рано ушла на сеновал.
- Дуняша наша что-то на вечеринку не пошла седни, - удивилась Катерина.
- Знать не тоскует ее сердечко по добру молодцу, - сказал старший сын Ефим. 
Переждав, когда все угомонилось в доме, а братья ушли на гулянье, Дуня взяла приготовленный заранее узелок с едой и отправилась на хутор.
Незнакомец лежал в забытьи. Дуня растормошила его. 
- Живой! Вот и ладненько, сейчас будем ужинать, - обрадовалась девушка, и, взбивая болтушку из сырых яиц, приговаривала, - знать бы хоть как звать-величать тебя безымянный мой.
- Егор.
- Пей, пей по глоточку, - поила она Егора. - В шалаш надо перебираться, потянул ветер с гнилого угла, ночью дождь  будет.

Дуня перетащила Егора в шалаш на волокуше, на которой подтаскивали сено к копне. Оставила еду и отвар рядом с Егором.
- Приду завтра в это же время. Отвар пей по три глоточка не боле.
На другой день вечером к Потоковым гости нагрянули. Испугалась Катерина, что досужие соседки начнут выспрашивать про то, как гостилось ее ребятам у них. Отозвала золовку Груню в сторонку, рассказала, что тайно выкосили они на заброшенном хуторе покос до разрешения. Попросила подтвердить, что ребята гостили у них.
- Катя, Катя, что же вы натворили! Сазону сказывать нельзя, он же с проверкой к вам в сельсовет направлен.
- Дай Бог обойдется!
- Я к тебе по делу приехала, Катя. Пора Дуняшу замуж выдавать, я ей жениха в районе присмотрела, Николаем зовут, овдовел год назад. Его инспектором РайФо в ваш сельсовет направили, сказывал Сазон.

Дуня волнуется, помогает накрывать маме на стол. Не уйдешь сегодня рано, придется сидеть с гостями. А Груня поглядывает на  девушку,  славная женка выйдет из нее. Отозвала Груня Дуняшу в сторонку, шепчет, что скоро счастье ее сложится, жди сватов. Екнуло Дуняшино сердечко, не бывать этому. Не позволю замуж выдать, как вещь каку. Сама себе суженого пригляжу, время сейчас другое пошло. Сказалась хворой и отпросилась у мамы уйти спать. Пусть братья посидят с гостями, не сбегают лишний раз на гулянье.

За столом Груня поведала о том, что есть на примете жених для Дуняши. А девушка в это время торопилась к Егору. Как он там? Голодный, наверное, ждет ее. 
Егор сидел в ожидании лесной Феи, которая ему вторые сутки грезилась в беспамятстве. Дуня шла к нему, освященная лунным светом. Русые косы растрепались от быстрой ходьбы. Голубое платье облегало тонкий стан девушки.

- Гляжу, дело на поправку идет, - улыбнулась Дуня, - Давай-ка попробуем встать сегодня. Пора марафет наводить, добрый молодец.
Развела в старой землянке печь, натаскала воды в котел. Потом мыла, терла худое мускулистое тело Егора. Помогла надеть браткины холщовые штаны и рубаху, надеясь, что пока схватятся пропажи, она признается во всем родителям. А Егор сидит на лавке у шалаша, смотрит на спасительницу свою.
- Не боишься меня? Вдруг я разбойник с большой дороги, - молвил тихо.
- Боюсь ли? Придет время, сам расскажешь, кто ты и откуда, - ответила девушка, - а пока набирайся сил.

В деревне шила в мешке не утаишь. Стали выспрашивать соседки Катерину.
- Слыхала я, Катерина, что ты дочку замуж скоро выдашь за нового инспектора.
- От тебя и слышу новость таку, - отмахнулась Катерина, а сама думает: «Что раньше времени каркаете, сглазите еще. Коли сладится дело, да уговорю дочку, потом и сказ будет».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/11/28/940


Рецензии
С каждой главой всё больше затягивает
повествование в жизнь семьи. Интересно.
Хорошо пишете.
С уважением, Раиса

Владимир Цвиркун   28.09.2023 11:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Раиса чтение и отзывы. Как то писалось само собой, как будто кто в сверху нашептывал сюжеты. К вам еще обязательно зайду почитать, пока погода стоит хорошая торопимся все осенне-грибные дела переделать.
С неизменным уважением и теплом,

Любовь Голосуева   28.09.2023 13:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.