Баронесса с кистью

Тамара Лемпицка, урожденная Мария Гурская, родилась в обеспеченной семье юриста еврейского происхождения. Она никогда и не думала, что сказка, в которой проживет восемнадцать лет, вдруг закончится и она попадет в нищету, когда не будет денег даже на хлеб.


Однако революция смешала все карты, вышвырнув, как котят, за границу не только ее, но и многих других, чья жизнь, казалось, была предназначена для роскоши, балов, путешествий и прочих радостей жизни.


Я вовсе не отношу себя к числу поклонников этой дивы, которая в двадцатые - была королевой ар-деко, в тридцатые – поддерживала интерес к себе скандальными и экстравагантными выходками; в сороковые – стала посмешищем, которую с издёвкой называли баронессой с кистью;  в пятидесятые – ее и вовсе забыли, а в шестидесятые - она уже готовилась отправиться на тот свет.


Но в начале семидесятых  случилось то, что  искусствоведы до сих пор не могут объяснить и разгадать: спустя почти полвека вокруг творчества довольно заурядной гламурной художницы, королевы ар-деко родом из двадцатых, вдруг начался ажиотаж, а в конце десятых годов уже нашего века, в самый разгар кризиса,


ее картины стали пользоваться бешеным спросом, подскочив в цене с двухсот тысяч долларов до шести с лишним миллионов и стали стоить дороже, чем картины Моне и Ренуара. Сегодня её творчеством вдохновляются Шэрон Стоун, Джек Николсон, Мадонна, Барбара Стрейзанд, дизайнер Флоренс Уэлч, модельеры Карл Лагерфельд и Луи Виттон.


Двадцатые годы прошлого века с яркими помадами, блестящими и аккуратно уложенными волосами вновь стали модными. И потому уходила из жизни эта восьмидесятилетняя молодящаяся злобная старуха, третировавшая дочь и постоянно убавляющая себе возраст, как победитель. Даже с кислородной маской на лице она умудрялась соблазнять мужчин моложе себя на сорок лет.


Но вернемся к началу истории Тамары де Лемпицка, женщины необыкновенной красоты,  незаурядных данных, волевой, сильной и амбициозной. С детства она мечтала стать известной пианисткой,  блистать в обществе в окружении многочисленных поклонников и утопать в море цветов. Но жизнь распорядилась по-своему.


Сначала развелись родители, и она уехала из Варшавы в Санкт-Петербург к своей богатой тётке. Жизнь по-прежнему протекала в роскоши и достатке: школа в Лозанне, каникулы – в Италии, уроки музыки и живописи – всё, как у всех в богатых столичных домах.


Однажды тётка решила отправиться в очередной раз вместе со своей племянницей за границу - в Италию. Эта поездка решила судьбу тринадцатилетнего подростка. Там она впервые увидела вживую картины мастеров эпохи Возрождения и сделала свой выбор, решив непременно стать художницей.


Вдохновленная шедеврами Микеланджело, Караваджо и Энгра, Тамара Лемпицка, тогда еще Мария Гурская, стала готовить себя к карьере художницы. Но прежде чем осуществилась мечта, она смертельно влюбится в молодого повесу Тадеуша Лемпицкого, сводившего с ума всех красавиц Петербурга.


Уже тогда Мария проявила  характер, задавшись целью покорить  двадцатилетнего красавца и сделать его своим мужем. Чтобы обратить на себя внимание, она однажды пришла на бал в костюме простой пастушки, принеся под плащом двух гусей.


В самый разгар маскарада она выпустила их на паркет. Так впервые они встретились глазами, а еще через год поженились. Не последнюю роль сыграло обещание дяди сделать молодого жениха богатым, если тот женится на его племяннице.


Если Первая мировая война была им знакома только по газетным заголовкам, то через год было уже не до балов: случилась Октябрьская революция, не заметить которую они уже не могли. Молодого мужа арестовали как контрреволюционный элемент, и сослали в неизвестном направлении.


Мария пустила в ход всё своё обаяние и немалые средства, чтобы разыскать возлюбленного и вызволить его из тюрьмы. Выбора не оставалось, нищеты она боялась до умопомрачения. Бросив всё, они бегут – сначала в Польшу, потом – в Париж.


Но одно дело родной и богатый Петербург, другое дело – жизнь беженцев, оставшихся без средств существования. Тадеуш Лемпицкий впал в депрессию, целыми днями лежал на диване, не в силах заставить себя хоть что-нибудь начать делать.


Тогда  начала действовать Мария: сменила имя, став Тамарой де Лемпицка с претензией на высокородное происхождение, и решила, что начнёт зарабатывать на жизнь картинами. Два года упорного труда сделали своё дело, она стала художником, но с мужем развелась, дочь Кизетту отдала в интернат, лишь изредка навещая ее, и устремилась в гламурную светскую жизнь..


Завела связи в богатой среде, придумала себе имидж роковой красавицы-вамп, верно почувствовав дух послевоенного времени, предложила новый образ современной женщины, взяв на вооружение рекламу и самопиар. Она стала позиционировать себя как свободная, сильная, успешная  женщина, задавая новую планку женской сексуальности, вступая в любовные связи и с мужчинами, и с женщинами.


Так родилась королева ар-деко, ставшая предшественницей феминизма. Как художник Тамара Лемпицка начала с того, что стала предлагать писать портреты богатым, из которых, даже самых заурядных, делала гламурных красавцев.  Обожая ренессансную живопись, она взяла лучшее у Караваджо и Энгра, прибавив к ним  в смягченном варианте авангардные приёмы Матисса и Пикассо. Это обеспечивало особый чувственный эффект ее моделям.


Своих любовников она изображала как правило обнаженными, слегка изогнутыми как элегантные предметы мебели. Добиваясь эффекта полированности, Лемпицка делала портреты более декоративными. Своих женщин-любовниц она часто изображала парами или группами, предназначенными вовсе не для мужского глаза, а для женского. Она сама ими наслаждалась, приглашая к наслаждению и других женщин.


Поблескивающие поверхности чувственных тел были данью декадансу и возвращением к достатку после разрушительной войны начала XX века. Лемпицка стала любимым художником у людей из богатого светского общества и сегодняшний ее триумф на арт-рынке тоже обязан им.


Наиболее известными картинами Тамары Лемпицка - «Четверо обнажённых», «Кизетта в розовом», «Автопортрет в зелёном бугатти», «Портрет доктора Букар», «Адам и Ева», «Купающаяся Сюсанна», «Прекрасная Рафаэла», «Портрет мадам М.», проданный за 6 млн. долларов, «Портрет мадам Буш», «Портрет Марджори Ферри», проданный за пять миллионов долларов, и другие.


Авторский блог с репродукциями
http://sotvori-sebia-sam.ru/tamara-lempicka/


Рецензии