Две матери заключительная часть, по просьбе моих ч

 
Люба не помнила,чтобы ее пробуждение было таким легким,как сегодня.. Бодро соскочив с постели,она распахнула окно, и в комнату ворвался поток свежего воздуха.
--Прошлое пусть останется в прошлом,--подумала она.--Будущее пока существует в мечтах.Я могу и буду жить только настоящим,сегодняшним днем.
Позавтракав,она решила сделать генеральную уборку. Целый день скребла,мыла и стирала. Работа так увлекла ее,что она не заметила,как прошел день.Закончив уборку,присела на стул и с удовольствием огляделась.Комната преобразилась.Все блестело чистотой,в окна заглядывало заходящее солнце
 Вспомнив,что давно не ела,почувствовала голод. Встала,прошла на кухню и приготовила легкий ужин.
Убирая со стола,услышала,как кто-то вошел в дом.
--Батюшки!--послышался удивленный возглас подруги.--Что это с тобой? Такие перемены!
Люба поставила чайник на плиту и вышла из кухни. Перед ней стояла Манька,рассматривая,чуть раскосыми глазами комнату. В руках она держала сумку,о содержимом которой нетрудно было догадаться,так как подруга уже была навеселе.
--Как я кстати,--проговорила она и направилась к столу,на ходу раскрывая сумку.
-- Не выставляй,--сказала ей Люба.-- Не надо,я не буду. У меня чай горячий,давай лучше его?
--Ты что,заболела?--голос подруги был встревоженный.
--Нет,все хорошо. Я наоборот выздоравливаю.
-- Понятно,--ответила Манька и убрала сумку.-- Согласна,будем чай.
Они сидели за столом и говорили.
Впрочем,говорила Люба,а подруга слушала,подперев руками лицо.
 --Понимаешь,Маша,каждый из нас живет в своем мире.Артем своими словами словно что-то перевернул во мне  Кто я есть? Как я жила?-- Люба смахнула слезу ладонью и продолжила.--Меня изменили,сломали еще в детстве,растоптали.Я чувствую теперь стыд.Ведь моя жизнь могла быть другой. У меня могло быть все:и муж,и дочь,и машина,и дом,в котором жило бы счастье.Живи и радуйся. И вот я открыла для себя новый смысл жизни,я стану другой.-- она внимательно снова посмотрела на подругу.--Я решила сходить в церковь. Моя мама водила меня туда.
 -- Я верю тебе,Любаша,-- тихо сказала Манька.-- У тебя все получится. Несмотря на такую жизнь,ты осталась чистой,грязь к тебе не пристала. Все у тебя получится,верь в это. И дочка тебя признает,даст Бог,а в церковь ты и правда сходи,говорят,помогает это.
Подруга встала,вздохнула,огляделась и улыбнулась.
--Хорошо у тебя стало,--взяла свою сумку и направилась к двери,потом обернулась.--Прощай,подруга.
Дверь тихо скрипнула, и стало тихо. Люба еще немного посидела,затем встала и убрала со стола.
 Но не так-то просто оказалось начать новую жизнь.
--С чего начать? --она в растерянности стояла перед шкафом,глядя на свой гардероб,в котором  почти ничего хорошего и не было.--Господи,меня же в этом никуда не пустят.
Люба расстроилась,ей необходимо нормально одеться,а для этого нужны деньги. Заглянула в кошелек,там было немного,остались от расчета,она работала уборщицей в офисе строительной компании. Посмотрев в зеркало на себя,вздохнула.
--Прости меня,мама,--прошептала она и достала из глубины шкафа коробочку.
Открыла крышку, и в руке блеснула цепочка с кулоном старинной работы. На дне осталось колечко. Это было наследство. Ювелирные украшения,которые передавались  от матери к дочери из поколения в поколение.Умирая, мать приказывала ей не продавать украшения,а отдать дочери. Женщина верила до конца,что мать и дочь встретятся.
--Прости меня,мама,--повторила Люба.-- Но я вынуждена так поступить.
Колечко она оставила,а кулон решила отнести в скупку,там даже не торговались,сразу дали хорошие деньги. Не каждый день несут украшения,датированные 17 веком. Конечно,кулон было жалко,но выхода не было.
 Она сразу направилась в универмаг,где после долгого хождения купила себе недорогой,но вполне приличный плащ и сапожки на шпильке.Девушка продавец оказалась приветливой и терпеливой к столь необычной покупательнице.Даже посоветовала купить к плащу шифоновый шарфик. Люба долго крутилась перед зеркалом,девушка,улыбаясь, смотрела на нее.
-- Вы меня извините,--обратилась она к ней.-- Вам бы еще прическу сменить,волосы подстричь до плеч,Вы красивая женщина.
Люба смутилась и рассмеялась.
--Спасибо.
Расплатилась в кассе,попросила в пакет положить старые вещи,а сама пошла прямо так.
В парикмахерскую она и правда зашла,подстригла волосы.
В приподнятом настроении вернулась домой,правда, ноги болели,отвыкла от шпилек.
 В церковь Люба действительно пошла,долго стояла пред входом,не решаясь войти внутрь. Какая-то старушка,видя ее нерешительность,подошла к ней
-- Что стоишь,девонька? Вижу,что мучает тебя что-то,заходи,не бойся. Бог услышит тебя.
И она вошла с опаской,ей было неловко,людей было много. Не покидало чувство,что на нее смотрят. Люба простояла всю службу,внутри нее проходила какая-то борьба,словно кто-то невидимый пытался убедить ее уйти,но она не поддалась. Нашла в себе силы преодолеть это чувство, сразу стало легко и спокойно. Вышла из церкви с ощущением счастья и удовлетворения.
 Немного отдохнув,пошла в центр занятости,ей нужна работа.В коридоре была очередь,время шло медленно. Наконец, ее пригласили в кабинет.Внимательно выслушав ее,женщина за столом посмотрела на нее и предложила три места. Уборщица в школу,санитарка в больницу и нянечка в дом малютки -- это вакансии на сегодняшний день. Люба сразу согласилась работать нянечкой,и ей дали направление.
Дом малютки находился почти за городом,пришлось ехать на автобусе. Заведующая,пожилая женщина,приятная на вид и располагающая к себе,хорошо встретила ее.
--Проходите,--сказала она,показывая на дверь.--Я сейчас.
Люба вошла и присела на стул,стоящий у стены.
--Почему Вы хотите работать у нас?--спросила заведующая,входя в кабинет.
--Мне нужна работа.
--Но у нас маленькие дети,от младенцев до четырехлетних.Это крохи, и с ними очень много работы,а зарплата небольшая. Вы такая молодая,красивая,Вам можно найти работу и лучше.
-- Нет,нет,--ответила Люба.-- Меня все устраивает здесь,а детей я люблю.
--У Вас есть дети?
--Нет,у меня нет детей,--смутилась она.
--Ну хорошо,я Вас беру. Проходите медосмотр и приходите.
 Неделю Люба проходила медосмотр,наконец наступил ее первый рабочий день. Дом малютки,недавно отреставрированное здание,находился в парковой зоне. Сразу за территорией стоял лес,из которого доносит ветерок свежие ароматы трав, первых цветов и удивительную симфонию леса: разноголосое пение птиц.
 Любе дали группу,это семнадцать малышей от года до двух. Воспитательница,Галина Васильевна,женщина уже в возрасте,приветливо встретила Любу. Они прошли в игровую. Это была светлая и теплая комната,в центре которой стоял большой деревянный манеж,в котором ползали и стояли,держась за края,маленькие человечки.С ними находилась их медсестра Юлия Владимировна.
Увидев вошедших,все повернули головки,на их мордашках появились улыбки,послышался детский лепет. Галина Васильевна с улыбкой произнесла
-- И минуты не прошло,как вышла,а они радуются,словно долго не была,--она подошла к манежу и стала гладить малышей по головкам.
Дети тянули к ней ручки и кто умел говорить,называли ее "мама".
-- Боже,помоги мне,--подумала Люба.-- Дай мне силы выдержать,так хочется обогреть и приласкать их всех.
Постепенно она втянулась в работу,даже скучала,когда у нее был выходной. Малыши быстро привыкли к новой няне,дружно что-то лепетали на своем,только им понятном,языке,когда она входила в группу.
 Невозможно видеть глаза ребенка и чувствовать, как он старается до тебя дотронуться, подержаться хоть за край юбки.
 Сердце ее разрывалось от жалости к этим детям,оказавшимся ненужными своим матерям. Люба чувствовала сострадание и любовь к ним. Она добросовестно выполняла свою работу: кормила малышей,следила за их вещами,купала,гуляла на свежем воздухе. К концу рабочей смены она валилась с ног от усталости,но душа радовалась,она нужна этим детям.
 А как она радовалась,когда кто-нибудь из детей делал свои первые шаги,говорил первые слова. И как переживала,если у кого-нибудь поднималась температура или болезненно резались зубки.
Шло время. Любу было уже не узнать. Это была  уверенная в себе женщина,которая знала чего она хочет.
 Но не все так гладко было на работе. Конечно коллектив был хороший:три воспитателя,три нянечки и медсестра,они все ладили между собой. Люба была самой молодой из них и одинокой. Видя,что не всегда деткам хватает витаминов и различные лакомства бывают только по праздникам,она покупала для них соки,фрукты и памперсы,за что часто выслушивала упреки,что это нельзя делать. Молча слушала,а сама снова приносила сумки для малышей.
Вот так жила теперь Люба. Подруга Манька,увидев как-то свет в ее окнах, зашла проведать товарку,как она всегда говорила.
-- Привет,подруга,совсем прописалась в своем детдоме. Про меня забыла,--она вытащила из кармана юбки маленькую бутылочку,но, увидев глаза Любы,вздохнув,сунула обратно.-- Да,видно и правда ты стала другая. Ладно,давай хоть чай.
-- Знаешь,Маша,вот уже скоро год,как я работаю,а душа не привыкла,не могу,мне так жалко их всех. Есть там одна малышка,ей скоро три года будет,так она мне Таню напоминает,--Люба посмотрела на подружку.-- Я хочу ее взять себе. И еще что-то новое стало во мне,--она усмехнулась.--Чувствую сердце мое стремится к счастью и любви,тепла хочу.
 --Да это понятно,--ответила Манька.--Женщина ведь ты,природа требует свое. И для счастья у тебя все данные есть. Посмотри, какая ты красивая стала,даже румянец на щеках играет.
Люба смутилась и рассмеялась
--Скажешь тоже,девушку нашла.
Они еще немного поболтали,и Манька ушла.
Возвращаясь однажды утром, после ночной смены домой,она шла через сквер. Навстречу шли три девушки и о чем-то весело говорили.Люба даже остановилась,узнав в одной из них,Таню.
 За то время,что она не видела дочь, девочка превратилась во взрослую красивую девушку. Подруги прошли мимо,не обратив на нее внимания,а она постояла еще некоторое время,глядя им вслед.
 Девушки зашли в школьный двор,Люба повернулась и столкнулась лицом к лицу с мужчиной.
--Извините,--смутился он.-- Задумался и не заметил Вас.
--Это Вы меня простите,-- тоже смутившись,ответила Люба.-- Это я виновата,стою на дороге.
Мужчина с интересом рассматривал ее,что ей стало неловко.
-- Меня зовут Максим,--представился он.-- А можно узнать,как зовут Вас?
Люба посмотрела на него,заметив про себя,что от него исходит какое-то душевное тепло,которого ей как раз  и не хватало.
Она назвала себя,Максим улыбнулся в ответ.
-- Можно я Вас провожу?
Они пошли рядом по аллее,всю дорогу молчали. Свежий утренний ветерок приятно играл ее волосами,сквозь зелень деревьев пробивались солнечные лучи,которые слепили глаза,отчего она щурила их. Люба чувствовала какое-то облегчение,и даже его молчание ей было не в тягость.
Так,в молчании они дошли до ее дома,при расставании он спросил
--Может мы с Вами встретимся?
Она не ответила,но как бы в знак согласия кивнула головой.Ночью она плохо спала,часто просыпалась,ее мучили сомнения.  Максим чем-то притягивал к себе,но в то же время  ей было страшно.И все же она пошла на свидание. Так они начали встречаться. Максим был очень внимателен, с ним было ей спокойно,он светился какой-то бесконечной добротой.
 Она ему рассказала о своей жизни,рассказала все,ничего не утаила. Он помолчал некоторое время,потом взял ее ладони в свои и сказал,глядя ей в глаза.
--Спасибо за откровенность и доверие,я это очень ценю. То,что было в твоей жизни до меня,пусть останется в прошлом. У нас есть настоящее и будущее,-- он снова помолчал,потом добавил.-- Люба, у меня была семья,хорошая семья. Любимая жена и маленькая дочь. Два года назад на переходе их сбила машина. Вместе с ними тогда умер и я. Год я прожил в скиту у монахов,пока не пришло облегчение в мою душу,и я вернулся домой. Устроился на работу,продолжаю жить. Я вижу,вернее чувствую,что мы нужны друг другу.
 Так Люба вышла замуж. Через полгода они удочерили Веронику,ту маленькую девочку,которая была похожа на Таню.
Максим всей душой привязался к малышке,она ему платила большой любовью.
 Любовь- это не выгодное  приобретение, а дар. И как всяким неожиданным и приятным подарком, этим чувством  необходимо дорожить. Моя героиня нашла свое счастье. Долгим и трудным был ее путь. Но самая дорогая победа в жизни -- это победа над самим собой.


Рецензии