Глобализация и традиции грани взаимодействия

Т.И. Герасименко, Б.Б. Родоман

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ТРАДИЦИИ:
ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(на примере Непала и Бутана)

        Глобализация делает неизбежным соприкосновение цивилизации западного происхождения с традиционной культурой, что порождает серьёзные проблемы, вплоть до угрозы трансформации и даже исчезновения традиционных культур, природного и культурного наследия таких регионов.
        Любое разнообразие (природное, экономическое, этнокультурное и др.) представляет собой  ресурс для развития конкретной территории, общества в целом и отдельных общностей. Это особенно важно для замкнутых обществ, которые исчерпали внутренние резервы для развития и даже выживания в условиях изоляции и вынуждены открыть свои границы.
        Проиллюстрируем это на примере Непала и Бутана. Изоляция и жёсткая регламентация образа жизни вплоть до второй половины XX в. стали причиной кризиса в этих странах. Ситуация осложнялась суровыми природными условиями и ограниченностью ресурсов. Традиционное природопользование, не позволявшее обеспечить население продовольствием и предметами первой необходимости, могли привести к вымиранию населения и предопределили неизбежность открытия границ. Непал сделал этот шаг в 1953 г., Бутан в 1974 г. Территория с особым статусом — Верхний Мустанг (непальская часть Тибета) вступила на тот же путь в 1992 г. Бутан и Верхний Мустанг сохраняют особый режим для посещения иностранцами, используя систему продажи пермитов (специальных разрешений, регламентирующих въезд иностранных граждан).
        Открытие границ привело к экономическому подъёму и к росту уровня жизни населения. В то же время длительная изолированность помогала сохранить природное и культурное своеобразие, породила некую загадочность, сделала эти страны экзотичными и привлекательными для туристов, что теперь приносит немалые дивиденды. Каждая из этих стран имеет программу развития и следует ей. Туризм — очевидный, хотя и не единственный, путь развития подобных территорий.
        Происходят существенные перемены во всех сферах природно-хозяйственных комплексов этих стран. Прежде всего, произошла диверсификация отраслевой структуры хозяйства и изменение территориальной структуры общества. Рост доли туризма в структуре ВВП дал толчок дорожному строительству и развитию в основной части Непала и Бутане автомобильного и авиационного транспорта, электрификации, водопроводов, канализации и т.д. Бурно развивается туристская инфраструктура и сфера услуг. Меняется территориальная структура. Точками роста и коридорами развития стали туристические районы и связывающие их автомобильные дороги. Как снежный ком, происходит развитие территорий.  Перераспределение населения в структуре занятости привело к росту импорта продовольствия и других потребительских товаров.
        Для общества характерно расслоение и поляризация на всех уровнях. В Верхнем Мустанге, где автомобильный транспорт пока мало развит, этот процесс в начальной стадии. Территориальная структура Бутана уже изменилась и через какое-то время трансформируется окончательно. В основной части Непала, который дольше идёт по этому пути и обладает большим населением и разнообразием природных и культурных ландшафтов, этот процесс очень бурный. Вдоль дорог сформировались фактически двойные поселения — так называемые «тёплые дома», где постоянно проживают один-два члена семьи, а на период холодов с гор переселяются остальные родственники.
        Изменилась демографическая ситуация. В результате роста образования и занятости женщин начался переход к современному типу воспроизводства. Важным географическим последствием развития стала урбанизация, в том числе и ложная. Миграции происходят не только в сторону дорог, но и из села в город. Быстрее всего растет население крупных городов. Внутренние миграции усиливают поляризацию общества. Характерны и внешние миграции. В Бутане много индийцев, Непал привлекателен для жителей ряда регионов. Главным последствием глобализации для Верхнего Мустанга, находящегося в наиболее суровых природных и сложных экономических  условиях, стала эмиграция половины населения.
        Серьёзным вызовом становится ухудшение экологической ситуации. Число туристов здесь должно быть ограничено из-за низкой экологической ёмкости, иначе это приведет к окончательному разрушению ландшафтов. С экологическими проблемами уже столкнулся Непал, который задыхается от нашествия автомобилей, и, пока ещё, в меньшей степени, Бутан.
        Процессы глобализации и модернизации имеют разные аспекты (экономический, политический, социальный, демографический, культурный и др.) и порождают целый ряд проблем. Глобализация делает экзотику и разнообразие ресурсами развития, но одновременно и убивает их. Входя в мировую цивилизацию, закрытые прежде страны встречаются с необходимостью адаптации к новым условиям. Рост уровня жизни формирует общество потребления. Эти страны сталкивается не только с серьёзными экологическими проблемами, но и с неизбежностью трансформации собственной культуры. Открываясь миру, народы соприкасаются с иными культурами, что нередко сопровождается культурным шоком. Рушится система ценностей, представлений о мире, появляется множество соблазнов, как в сфере материального потребления, так и в культурной сфере. Можно ли сохранить равновесие в условиях извечного противоречия культуры и цивилизации, традиционализма и развития? Ведь развитие нередко приводит к утрате традиций. Для общества, прежде закрытого, привлекательны за его пределами более высокий уровень жизни и возможности. Это приводит к росту заимствований.
        Уровень жизни населения растёт, но за это общество платит свою цену. Пример гималайских территорий, ставших на этот путь развития в разное время, позволяет сделать вывод о том, что эти изменения закономерны. Модернизация неизбежна, обратного пути нет. Увеличение числа туристов ведёт к увеличению и углублению контактов и заимствований, к интернационализации экономики и к трансформации традиционной культуры. Но, трансформируясь и становясь иной, она так или иначе будет, в совокупности с природными и культурными ландшафтами, отличаться от таковой в других местах. Глобализация приводит к тому, что разнообразие, как любой другой ресурс, истощается.  Его можно считать исчерпаемым, но и возобновляемым ресурсом, ибо, трансформируясь, оно не унифицируется.
        В отдельных случаях изменения, произошедшие под воздействием рыночных механизмов, могут быть обратимыми. К примеру, организация в Непале трекинга вокруг Аннапурны (Annapurna) привела к формированию вдоль него поселений, обслуживавших туристов. Результатом строительства автомобильной дороги в Джомсом (Jomsom) стала ликвидация части маршрута, и люди отселились из этих мест.
        Глобализация способствует сохранению культурного наследия там, где общество принимает её правила игры и развивает индустрию туризма по мировым стандартам. Экзотика может приносить стране немалый доход. То, что недавно было сокровенным, эзотеричным, выставляется напоказ и продаётся. Культура, духовность, как бы мы их ни понимали, от этого не всегда страдают. Профанация, опошление, девальвация ценностей не неизбежны, если браться за дело с умом и тактом. Глобализация в «развивающихся» («догоняющих») странах загрязняет и разрушает природную среду и угрожает природному наследию постольку, поскольку народы этих стран стремятся жить по западным стандартам, отказываясь от традиционного приспособления к местным природным условиям.  Наибольшую угрозу биосфере несёт автомобилизация. Исходящие из «развитых» стран идеи охраны природы пока не в силах сдержать стихию разрушительного престижного потребления. «Догоняющая», «развивающаяся» страна как правило не может самостоятельно решать задачи сохранения своего культурного и природного наследия. Неизбежно участие  экспертов, выдвинутых  культурной элитой всего мирового сообщества, и на то существуют авторитетные международные организации, например, ЮНЕСКО. Отказываться от международной помощи, относиться к ней с подозрением и полагаться только на собственные силы – тупиковый путь, обрекающий страну на положение изгоя.
        Охране природного и культурного наследия способствует сакральное отношение к элементам ландшафта, присущее экофильным религиям (буддизм, традиционные этнические культы и др.), если религиозные традиции в той или иной местности не прерывались. В таком случае легче объяснять населению задачи выделения особо охраняемых природных и культурных территорий. Процветание религии в наши дни отчасти объясняется тем, что она служит компенсацией негативных компонентов глобализации и ускоряющегося научно-технического прогресса, рекреационным убежищем и отдыхом от них; противостоит индивидуализму и рационализму.
        Географическая специфика каждой страны и региона – социальный капитал, ресурс развития наподобие профессии. Но профессия реализуется лишь в сообществе разных деятелей, при надлежащем разделении труда. И только в международном, глобальном контексте та или иная страна и её народ могут осознать своё Я, вглядываясь в лицо  Другого.

В этой статье Татьяна Герасименко написала первые 11 абзацев, а Борис Родоман -- три последние.

Подготовлено в качестве доклада "Т.И. Герасименко, Б.Б. Родоман. Мустанг: проблемы, возможные сценарии будущего и их оценка" на конференции "Российские гималайские исследования: вчера, сегодня, завтра. Санкт-Петербургский Союз учёных. Центр Гималайских научных исследований. Всеросс. междисциплинарная науч. конф. с междунар. участием. 21 – 23 ноября 2017 г., СПб".


Рецензии