Иэн Гиллан. Рок-опера Иисус Христос - суперзвезда
Кандидат: Иэн Гиллан. Музыкант, состоящий из девяти лучей света…
Луч третий, особенный…
Участие в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» (1970). Партия – Иисуса.
Сразу «ДА»! Без прослушивания… Ладно. Так неправильно…
1,5 часа спустя…
Ничего не изменилось. Зачёт! Как в детстве услышал её на отцовской аудиокассете, так воспринимаю и сейчас. Это сильное, серьёзное, драматическое произведение, которое до сих пор ставят, поют и играют все, кому не лень… И бывшие КВНщики, и Дима Билан, все!.. Но как бы они ни старались, для меня навечно останется оригинал - самой первой, переворотной и волнующей записью. Записью с Иэном Гилланом в роли Христа…
Начало 70-х… Удачная, надо сказать, пора для музыканта. Поиграв 4 года в малоперспективном коллективе “Episode Six” (первое серьёзное начинание Гиллана: 1965-1969), он был приглашён в группу “Deep Purple”. С которой устроил мировой переворот…
Но это было не единственное его достижение. В 1970-м году его позвали в ещё один занимательный, волнующий и мощный проект – в рок-оперу. Кто позвал? Один из выдающихся композиторов XX века – Эндрю Ллойд Уэббер и британский писатель, драматург - Тим Райс. Объединившись, эти два талантливых человека придумали и разработали сильное произведение, основанное на древней книге всех времён и народов – Библии. 7 дней из жизни Иисуса Христа были взяты и положены на музыку. 7 последних дней… От приезда в Иерусалим до казни на Голгофе.
Задача была не из лёгких, так как подобные темы всегда подвергались тщательному разбору со стороны различных конфессий, сообществ, культур и религий, но авторы не боялись этого, так как, в противном случае, не стоило и затевать всё это…
Не читая Библию, да не зная о чём поют на английском языке приглашённые для оперы музыканты, слушателю будет трудно понять, да прочувствовать всю мощь, весь драматизм, стиль и слог произведения. Поэтому, для начала советую ознакомиться с тем, как всё это было.
Бытие 1:1 «Сначала сотворил Бог небо и землю»… Ну, не с такого начала. Можно и с Нового Завета. Или жизни Христа (вкратце).
И вот тогда уже слушать…
Музыка гениальна. Тут Уэббер попал в самую точку. Это стильно, это сильно, это запоминающееся.
Тим Райс старался от него не отставать, но слова, то есть, либретто к опере, имели под собой библейскую базу, в то время, как музыка писалась с нуля… На простом таланте, вдохновении, да при усердной работе.
Однако Райс не копировал всё подряд. Как мы чётко слышим из произведения, он акцентирует внимание на Иуде, делая его, кем-то вроде рассказчика, да очевидца событий. Эдакого запутавшегося в себе человека, что стоит на перепутье и не знает, что точно предпринять. Его сомнения в том, что перед ним спаситель мира понятны и логичны. Да и сам Иуда здесь не слабый, а сильный, волевой и харизматичный персонаж. И слыша его голос, мы не отстраняемся от него, а чувствуем, как ему тяжело. Возможно, и в различных библейских фильмах было бы также, если бы персонажа так не принижали, ставя ему просто клеймо предателя. Если бы к примеру, его играл Сэмюэлл Л. Джексон или там Морган Фриман в свои лучшие годы. А что? Версии бывают разные. И точку зрения Тима Райса понять и воспринять можно…
Церкви, да религия, в целом, конечно же, набросилась на авторов, но знаете, если смотреть на одну вещь с разной стороны, это ещё не значит смотреть на неё плохо. Просто это другая сторона. Только и всего…
Рок-опера…
Диск получился двойной, как и положено долгоиграющим произведениям, и занимал около 90 минут (1 час и 27 минут).
А его содержание было следующим…
LP I
1. Overture
2. Heaven on Their Minds
3. What’s the Buzz/Strange Thing Mystifying
4. Everything’s Alright
5. This Jesus Must Die
6. Hosanna
7. Simon Zealotes/Poor Jerusalem
8. Pilate’s Dream
9. The Temple
10. Everything’s Alright (reprise)
11. I Don’t Know How to Love Him
12. Damned for All Time/Blood Money
LP II
1. The Last Supper
2. Gethsemane (I Only Want to Say)
3. The Arrest
4. Peter’s Denial
5. Pilate and Christ/Hosanna (reprise)
6. Herod’s Song (Try It and See)
7. Judas' Death
8. Trial Before Pilate (Including The 39 Lashes)
9. Superstar
10. The Crucifixion
11. John Nineteen:Forty-One
Что на русский язык можно перевести, версией 1989-го года, когда рок-опера зазвучала на великом и могучем:
LP 1
1. Увертюра
2. Живущие лишь небесным
3. Что стряслось? / Нахожу то странным
4. Всё превосходно
5. Пускай он умрёт
6. Осанна
7. Симон Зелот / Бедный Иерусалим
8. Сон Пилата
9. Храм
10. Всё превосходно / Как должен быть любим он
11. Я не знаю, как любить его
12. Проклят в веках / Цена крови
LP 2
1. Тайная вечеря
2. Я лишь сказать хочу (В саду Гефсиманском)
3. Взятие под стражу
4. Отречение Петра
5. Пилат и Христос
6. Песня царя Ирода
7. Будет ли всё вновь так
8. Гибель Иуды
9. Суд Пилата
10. Распятие
11. Эпилог
Не стану выделять какие-то вещи особо. Здесь вся рок-опера сильна. Но отдельные голоса звучат особенно красиво…
Для того, чтобы понять, насколько сильны эти люди, давайте рассмотрим список участников оригинальной записи 1970-го года…
• Иисус — Ян Гиллан
• Иуда — Мюррей Хед
• Мария Магдалина — Ивонн Эллиман
• Понтий Пилат — Барри Деннен
• Каиафа — Виктор Брокс
• Симон — Джон Густафсон
• Анна — Брайан Кит
• Ирод — Майк д'Або
Майк д’Або? Из группы “Manfred Mann”? Хороший парень. Джон Густафсон… Бас-гитарист и друг Гиллана по сольным проектам и его последующей джаз-фьюжн-арт группе “Ian Gillan Band”. Интересно…
Иуда – Мюррей Хед. Не слышал о таком. Но роль в рок-опере весомая. И исполнена на «отлично».
Понтий Пилат – Барри Деннен… Тоже незнакомый человек. Но голос выделяющийся.
И Гиллан… Ну, тут после первых записей “Deep Purple” и говорить нечего. ГЕНИЙ!!! С большой буквы!!!. Здорово, что его пригласили, разрушив миф, что рок-музыкант может только рок исполнять. Это не так. Такой многогранный парень, как Иэн - стоит пятерых вокалистов сразу. И голосом оперирует, дай бог каждому… Э-э, оперировал. В молодости… Потом проблемы, алкоголь, поиски нового стиля, операция. Но это сейчас к делу не относится. На 1970-й год - это был мощный певец от бога. Что он и доказал. Как бы символично это ни звучало…
Советую послушать, как он исполняет свои партии… Сильно, слажено, надрывно, с душой. И с эмоциями, показывая, что Иисус Христос – прежде всего, человек! Живой человек!..
Иисус – человек. Это ещё одна из задумок Тима Райса, показать нам Христа Спасителя, как простого человека. Он акцентирует на этом внимание и просит Гиллана исполнить партию с чувством, болью, что тот и делает, выделяя места для крика души. А художественный крик Гиллана – это то, за что его высоко ценили в составе “Тёмно-Фиолетовых». Это вершина его голосовых связок и высшая степень драматизма в серьёзных произведениях.
Ну, и песня в Гефсиманском саду… “I only want to say”… Кто бы, что ни говорил, а он был первый. И пусть её поёт каждый, но этот каждый должен понимать, что если бы не Гиллан, то такой вот партии не было бы…
«Иисус Христос – суперзвезда»… Первое место в США и шестое в Великобритании. Поставленный на Бродвее мюзикл год спустя (в 1971-ом году), увековечил работу двух мастеров (пера – Тима Райса и нот – Эндрю Ллойд Уэббера)…
И снятый фильм, в 1973-ом году, поставивший в этой истории окончательную точку, как знак вклада в мировую коллекцию музыки, но уже без Гиллана, также является тому подтверждением…
Однако это совсем другая история. Возможно, мы к ней придём… Но пока не будем отвлекаться.
Луч номер 3 – прошёл испытание временем. Однозначный зачёт великой работы. На века…
Благодарю за внимание!
Алекс Джей Лайт.
Свидетельство о публикации №217112800142
Роман Кеплер 23.10.2021 15:23 Заявить о нарушении
Ладно. Вернусь к "Арии".
Спасибо за вопрос. Меня редко о чём-то спрашивают. Был рад помочь. (Вся сила в книгах. Друзья и родные подарили немало).
Алекс Свитт 24.10.2021 14:34 Заявить о нарушении