Мстя - кому?

                Х   Х   Х


                "Как ныне сбирается Вещий Олег
                Отмстить неразумным хозарам:
                Их села и нивы за буйный набег
                Обрек он мечам и пожарам;
                С дружиной своей, в цареградской броне..."

                А.С.Пушкин


  Милая мифология, развесистой клюквой опутавшая мозги добрых доверчивых народов. Не в добрый, видно, час зародилась в потомках приматов эректусов и габилисов, неандерталюсов способность к фантазированию. Времечко и вправду было недоброе-пренедоброе. Льды вокруг, морозина. Может, как в Оймяконе, а может и того слаще. Кто-то подсуетился, успел поближе к экватору подкатиться, а, кто-то, роззява, досиделся, пока на юга ни пройти, ни пробиться стало невозможно. Оставалось им сиднем сидеть (и не тридцать три года, а тысяч надцать) над озерцом - колодцем сидеть, в пару согреваться. Мест таких - согревательных - вроде и много в Европе,
да не в каждом с комфортом устроиться можно. В одной пещерке, допустим, колодец кипятошный бездонный, и полкИ есть, где прикорнуть можно, да пещерка вроде будки собачьей. Оттуда и пошло название собачьей конуры, да и всякого маленького помещения "будка". Помните, на картинках в детских книжках, стража в каких будочках стоит? А будки на стройках? То-то и оно. Когда у нас последний ледник рассосался?  Лет 10 000 тому назад... Все-то народ запоминает. И баньки, после, выйдя из пещерки той, строить начали, и конуру будкой обозвали.
  Традиции помывки народа ясно показывают, где этот народ зародился, в какой воде мыться привык, в каком сосуде руки споласкивает. Привычка народа к пару говорит, к примеру о том, что народ этот когда-то (и долго) жил в местности где были горячие источники, озера и надобность в хорошей горячей баньке у него не отпала до сих пор.
  Да, так как в древних "баньках" мест было ограниченное количество, и ежели ты пошел  пробежаться, размять косточки, вернувшись, можешь и не получить свое заветное местечко. Поэтому, терпели предки(так и терпению выучились). А если руки и ноги не при деле, пришлось мозгами вертеть, соображать. Это штришок к зарождению мифологии. А дальше - пошло поехало...
  Думается, о хазарах и Вещем Олеге слышали все. Особенно ярко изобразил этот образ Александр Сергеевич. Это вам не скучная летописная запись. Тут и Волхв, и конь, и череп, и змея, и пир... Так и видишь все, читая, как будто присутствуешь при всех этих событиях, подернутых очаровательным флером мистики. Но не верится мне, что поэт писал поэму, имея в виду именно эффект сказочно-мрачноватый. Несмотря на все отведенные ему судьбой печали, жизнелюбив был поэт с романтической душой и рациональным умом (не будь у него некой рационалистической составляющей, вряд ли он мог бы улаживать долговые дела своего брата Левушки, да и родителей, закладывая и перезакладывая имущество семьи и т. п.) Поэтому, мне видится, что Александр Сергеевич узрел что-то свое,  особенное в истории о Вещем Олеге. К тому же, как образованный человек своего времени, он должен был неплохо знать латынь. Да и при его любознательности Близнеца (по гороскопу) наверняка любил рыться в словарях. И времени у него свободного, порой, девать было некуда. В Михайловском, к примеру. Таким образом, он мог наткнуться на слово "gasara", которое с латыни переводится как "русские". Так, как недавно наткнулась и я, переводя какое-то слово с латыни. Если это не не ошибка (хотя я скринировала  массу фраз с этим словом, но все же набирать надо именно в переводе с латинского,
а, наоборот, уже переводчик дает другое слово, созвучное с русским), то возникает вопрос: каким таким хозарам (по тексту Пушкина) мстил Вещий Олег, и кем он в таком случае был сам? Почему-то кажется, что не зря Александр Сергеевич "нарядил" Олега в "цареградскую" броню. И потом, у меня лично сложилось мнение, что о хазарах пишут, как о кочевом народе, а Александр Сергеевич пишет:"Их села и нивы". Вы верите, чтобы великий Пушкин, изучивший исторические архивы, написал что попало, "лыко в строку"? Я - нет. И, опять же: земледельцы, села, а совершают "буйный набег"? Ничего не напоминает?  Фраза же из поэмы:" Твой щит на вратах Цареграда" мне видится намеком на то, что Александр Сергеевич заподозрил, что Олег - византиец.  Скорее всего он не мог ничего доказать на основании имеющихся в то время данных, но чем-то его эта тема его зацепила. Пусть, даже, поэт искал подходящий исторический сюжет, чтобы открыто заявить  о своем свободолюбии и бесстрашии, но человек чаще опирается на то, что засело у него в уме. А это возможно, если взбудоражена, потрясена душа. Потрясти его могла догадка, что "газара" никакие не хазары, а так латинские историки называли жителей Древней Руси.
   А если вспомнить, как долго в наших краях оши..., извините, ПАХАЛИ, византийские и прочие историки, то вряд ли истина скоро на белый свет выберется. Если вообще выберется. Будем и в этом уповать на бога. Чего самим-то надрываться...
   Сегодня, вот и некий автор родил маленький миф. Миф нельзя доказать в цельной сложившейся художественной форме, где фактические события, порой разновременные и отдаленные в географическом отношении упакованы в красочные конвертики упований и надежд всех людей мира на справедливость и достойную жизнь.
 


Рецензии