О, конченое высшее...

Впервые меня очень удивило оторванность образования от реальной жизни уже после того, как я получил свой первый диплом.

В 1983-м году я окончил техникум железнодорожного транспорта, и первыми словами, что сказал мне мастер, когда я приехал по распределению к месту работы, были слова:

«Забудь всё, что тебя учили, и слушай меня внимательно...».

...

Я потом у своих сокурсников переспрашивал.
Нас тогда по всему советскому Союзу разбросало.
Кто-то в Архангельск попал по распределению, кто-то в Одессу, кто-то в Харьков.
Мне досталась снежная Воркута.

Все, как один, мои собратья по обучению, сказали, что первыми словами у них на работе были те же самые слова.

«Забудь всё, что тебя учили, и слушай меня внимательно».

Я ещё подумал тогда, неужели все производственные мастера в разных концах нашей, тогда ещё великой и необъятной страны, сговорились между собой и решили дружно обесценить плоды работы «самой лучшей в мире» образовательной системы?

...

В 1990-м году окончил Киевский политехнический институт, факультет информационно-вычислительной техники и получил диплом инжненера-системотехника.

Ирония была в том, что тех вычислительных машин, которые я пять лет изучал, как раз тогда не стало.

Кто-то ещё помнит, какая вычислительная техника была в 80-е годы?

Так вот её больше не было.

У меня было образование о том… чего уже не было.

Круто, правда?..)

***

Ещё меня всегда удивляло, когда мне задавали вопрос: «Какое у тебя образование?»

Этот вопрос чаще всего мне задавали не для того, чтобы узнать мою профессию или какими знаниями я обладаю.

Чаще всего, вопрос «Какое у тебя образование?» выступал, как аргумент в дискуссии.
Мол, если у тебя нет образования, то с тобой не о чём говорить.
Я называл это «синдром надутых щёк»

Когда у оппонента не хватало аргументов, он дул щёки, щурил глаза и, ехидненько так, спрашивал:

«А какое у тебя образование?»

Я многих людей знаю, которые получали по два, три образования, только потому, что чувствовали себя плохо, когда им задавали этот вопрос.
...

Я задумался тогда.

Даже, если и допустить, что я действительно изучил весь материал пятилетней программы обучения.

Даже, если и допустить, что вычислительная техника, которую я изучал, не исчезла с лица земли, и что я действительно стал после института профессионалом в производстве и эксплуатации этой самой вычислительной техники.

То есть, даже если и допустить, что я отличник и профессионал в вычислительной технике.

То я специалист только в одном – в вычислительной технике!

Во всём остальном – я такой же человек, как и ты, и моё образование не делает меня ни лучше тебя, ни образованнее тебя в любой в любой другой сфере!

Например, в медицине или психологии.

Причём здесь надутые щёки и «какое у тебя образование»?
...

И вот ещё что я знаю (сейчас большой секрет расскажу).

Больше восьмидесяти процентов моих сокурсников, что в техникуме, что в институте, не знают и не понимают, что они изучают.

Я это знаю, потому что это был мой маленький бизнес в те годы.
Родители меня деньгами не снабжали, мне приходилось учиться и подрабатывать.

Я до сих пор те расценки помню.

Расчётно-графическая работа – 6 рублей.
Курсовая работа – 15 рублей.
Дипломный проект – 25 рублей.
А если дипломный проект заочнику – то 40 рублей, потому что заочники работали и могли эту сумму заплатить.

Я тогда целую бригаду организовал.
Я делал расчёты, Стёпа – делал чертежи, а три девочки оформляли пояснительную записку и титульный лист.
Три дня работы и дипломный проект готов!
...

Но вот, что я заметил.

Диплом студента, который сам всё делал, НИЧЕМ не отличался от диплома студента, которому все делала наша доблестная бригада!

Но тот студент, который нихрена сам не делал, щёки дует ещё больше, чем тот, который делал все сам.

А как такие студенты любят задавать этот коварный вопрос!
Гордо, с достоинством, с предвкушением!

«А какое у тебя образование, а?!!»

***

Я уже тогда задавал себе вопросы.

Неужели государство не видит, что его система образования выпускает только 20% специалистов, а 80% - это просто балбесы с дипломами?

Неужели государство не видит, что знания, которые дают учебные заведения, в большинстве своём неприменимы в практической деятельности?

В чём СМЫСЛ тогда такой «системы образования»?

***

Но вот, в чём ирония.

Образование – это единственная сфера, о СМЫСЛЕ существования которого я услышал ещё в те далёкие годы.

Просто… я не мог поверить тогда в это.
И не верил долгое время.
...

С истинным смыслом системы образования познакомил меня мой (к сожалению, уже покойный) тесть.

…Помню, я получил тогда свой первый диплом и статус молодого специалиста.
Домой пришёл с дипломом, как положено – гордый, с задранным носом и надутыми щёками.
Мол, смотрите, какой я красавец.

МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ!

Тесть сразу усёк мой образовательно-последипломный пафос, позвал меня к себе в комнату, усадил напротив себя, взял в руки мой диплом и рассмотрел его внимательно.

Затем он хитро улыбнулся и спросил, знаю ли я, что такое «система образования» и что такое «молодой специалист»?
Я ответил, что, конечно же, знаю и выдал ему свои наивные представления, что это, на мой взгляд, такое.

Что образование – это что-то типа «процесс получения востребованных обществом и повсеместно применяемых знаний и навыков».
А молодой специалист – это человек, которые эти знания и навыки получил.

Ну, я не так коротко говорил, я тогда ещё не умел коротко говорить.

Я что-то там рассказывал ему, что в нашей стране не просто система образования, а "лучшая в мире система образования".
И что молодые специалисты, именно те студенты, которые действительно хорошо учатся и – это люди, не просто образованные, а "всесторонне образованные".

Бла, бла, бла…
...

Тесть меня выслушал и сказал, что сейчас ОН мне расскажет, что такое «система образования» и что такое «молодой специалист» НА САМОМ ДЕЛЕ.
...

Вот тогда я впервые соприкоснулся с нетрадиционным представлением о системе образования, которое, как подтвердила впоследствии жизнь и мой личный опыт, были гораздо ближе к действительности, чем общеизвестные представления.

Сказать, что я тогда удивился услышанному – всё равно, что ничего не сказать.

***

Сначала я узнал, что «молодой специалист» – это болван, но это не простой болван, а «болван сертифицированный».

Я также узнал, что любой навык приобретается человеком в результате ДЕЙСТВИЙ.

А поскольку все мои действия за годы обучения – это сидение за партой и переписывание слов из книжек в тетрадки, то всё что я научился – это СИДЕТЬ И ПЕРЕПИСЫВАТЬ.

А такие навыки меньше всего нужны в предстоящей практической деятельности.
...

Ещё я узнал, что преподаватели – это, как правило, люди, которые НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА, и почти все «знания», которые я получил от них – это оторванный от жизни винегрет из умных слов, и на практике или не применимы, или бесполезны или вредны.

А болван я не потому, что по природе умственно отсталый, а потому, что я задрал нос и думаю, что знаю и умею делать что-то действительно полезное, а на самом деле я пока пустое место с дипломом и раздутым самомнением, напичканное бесполезными знаниями.
...

Ещё я узнал, что «образовательная система не является ни «системой», ни «образовательной», потому что система – это ЦЕЛОСТНОСТЬ, а образование – это ОБРАЗЫ, а в тех «знаниях», которые я получил, не содержится ни первого ни второго.

И вообще, «система образования» предназначена не для того, чтобы готовить всесторонне образованных, творчески мыслящих и умеющих самостоятельно принимать решения специалистов, к которым я себя по неопытности и незрелости ума причислил.

А как раз наоборот, готовить «болванов», то есть оторванных от реальной жизни, но исполнительных и послушных работников.

Работников, не имеющих самостоятельно думать и соображать.

Работников, выдрессированных свято верить только в одну непогрешимую истину, которую утвердило для него государство.

(Кто не знает, тогда это называлось «генеральной линией коммунистической партии»)
...

Ещё он добавил, что государству не нужны образованные, соображающие, творчески мыслящие и хорошо информированные люди, у которых развито критическое мышление.

По одной простой причине.

Потому что это противоречит интересам этого самого государства.
...

А государству просто нужны ПОСЛУШНЫЕ работники.

Достаточно образованные, чтобы понимать команды, заполнять нужные бумаги и стоять у станков.

Но при этом глупые настолько, чтобы пассивно соглашаться со всеми указами государства, единогласно одобрять все его решения и верить во все бредовые идеи и истины, которыми засирает им мозги это самое государство.

Например, в идею о том, что система образования готовит всесторонне-развитых специалистов.
...

Поэтому я сейчас не молодой специалист, а молодой болван.

И не простой «молодой болван», а «молодой сертифицированный болван».

Молодой – потому, что дурак, не умею здраво мыслить и жизни не знаю.

Болван, потому что считаю себя не болваном, а молодым специалистом.

А сертифицированный, потому что мне справку об этом выдали.
...

Помню, в этом месте разговора я с удивлением уставился тогда на него.

- Какую такую справку?

Он тогда и ответил.

- Справку о том, что я болван.

Мало того, что я стал болваном, так я ещё и хожу, везде машу справкой об этом, и гордо показываю её всем.

Мол, смотрите все, я уже болван, вот посмотрите, у меня даже справка есть!

Хожу, хвастаюсь, потому что совершенно не соображаю, чем я на самом деле хвастаюсь.

Что ещё раз подтверждает, что я болван.
...

И дальше, увидев моё вытянутое от удивления лицо, он всё мне объяснил.
Выдал, как он сказал "великий секрет системы образования".
...

Что, мол для того, чтобы раздутое самомнение молодых болванов не было оскорблено горькой правдой, официально их называют не «молодыми болванами», а «молодыми специалистами».

А справку об оболванивании – «дипломом о получении среднего/высшего образования».
...

И он с отеческой улыбкой торжественно протянул мне мой новенький диплом.

***

Я был в шоке!!!
...

Конечно, я на него тогда здорово обиделся и не стал верить в тот «бред», который он мне наговорил.

ТОГДА я не стал в это верить и долго ещё не хотел в такое верить.
...

Только теперь я понимаю, О ЧЁМ на самом деле меня спрашивает какой-нибудь болван с надутыми щеками, когда задает мне вопрос о моём образовании.

Он спрашивает о том, болван ли я уже, и есть ли у меня об этом справка?

***

...В начале двухтысячных, когда я стал задавать себе вопрос о СМЫСЛЕ всего, что вокруг меня происходит, я снова вспомнил тот разговор двадцатилетней давности.

Мне уже тогда покоя стала не давать одна мысль.

А ЗАЧЕМ МНЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Нет, зачем ТАКОЕ образование нужно государству, я уже понял - ему нужны всесторонне-недобразованные долбо*бы и, желательно, послушные, а если нет - то хотя бы тупые.

Короче, умеющие читать, но отученные думать.

Но это ЕМУ нужно.

А МНЕ ЭТО ЗАЧЕМ?!!
...

Какие знания должно давать образование, чтобы оно было нужно именно МНЕ?
...

И тут я добрался до самого кощунственного вопроса.

Готовы?
Если нет, лучше не читайте дальше....
...

Что, таки читаете?
Смотрите, я предупредил...
...

Вот этот вопрос:

ЗАЧЕМ ВООБЩЕ МНЕ ЗНАНИЯ О ЧЕМ-ЛИБО, ЕСЛИ У МЕНЯ НЕТ ЗНАНИЯ О САМОМ ГЛАВНОМ?

***

О том, кто является носителем этих знаний.

О САМОМ СЕБЕ

И о том, Мире, в котором он (то есть я) живу.

...

Кто я?
Зачем я здесь?

Возможно ли СЧАСТЬЕ в том Мире, в котором я живу?

Что такое Мир?
Зачем он создан?
Для чего и для кого он создан?
Как он устроен на самом деле?

И что мне нужно делать, чтобы быть в нём счастливым?

Возможно ли В ПРИНЦИПЕ жить в этом Мире в достатке, свободно, радостно, так что бы никто не вмешивался в мою жизнь, не указывал что мне делать, а что не делать, и чтобы не париться по поводу... да вообще, не париться ни по какому поводу, а просто жить и получать удовольствие от того, что я живу, от того, что у меня легко и весело получается делать то, в чем я хорош, заниматься делом, которым я люблю заниматься, быть там, где я люблю быть, общаться с теми, с кем я люблю общаться, легко и весело посылать на*уй тех, кого мне иногда хочется туда послать?

ЭТО В ПРИНЦИПЕ ВОЗМОЖНО ИЛИ НЕТ?

И если "да", то как этого достичь?
А если "нет", то...

То нафига мне нужно... нет, уже не образование... нафига вообще она мне нужна, такая жизнь?

И что тогда делать, если "нет"?

...

Вот о чем мне нужны знания!!!

...

И такая системы была бы востребована, потому что в таком образовании был бы ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ.

***

Впрочем, это уже другая история...)))

===


Рецензии