Книга 14 Всеволод Большое Гнездо 1154-1212

   Средь полей несет свои быстрые воды река Клязьма. Путь по реке, мимо намытых песчаных кос с живописными корягами, берегов, покрытых ковром из голубых незабудок и лиловых звездочек герани, ведет прямо в столицу Владимиро-Суздальского княжества. Устье реки зорко стерегут воины Князя Всеволода. Чем раньше будут замечены неприятельские струги, поворачивающие в Клязьму, тем больше у Великого князя будет времени на подготовку достойной встречи непрошенных гостей. Заметив неприятеля, воины жгут костер из сырых стволов, чтобы дымовой столб увидели на других заставах и тоже зажгли сторожевые костры по всему побережью Клязьмы, сигнализируя о надвигающейся опасности.

    На крутом Клязьменском яру возвышаются стены и башни города Владимира. Плывут, отражаясь в воде, редкие облака, до самого горизонта синеет чистое небо, значит на границе княжества спокойно.

    У Владимирского князя Всеволода много детей, за это он и получил свое прозвище – Большое Гнездо. Когда сыновьям Князя исполняется три года, по старинному обычаю, с величайшим торжеством празднуется постриг маленького княжича – посвящение в мужи.

    Настал черед четвертого сына – Ярослава. На княжеском подворье собрались знатные бояре, епископ, горожане и вся старшая дружина. После прочтения молитвы, трехлетнему княжичу отрезали прядь волос, затем, наблюдая, как он поведет себя, не заробеет ли, посадили на коня. Двое конюших, одетых в пожалованные красные кафтаны, ведут коня в поводу, дядька же, придерживает сидящего в седле мальчика, за пояс. С этого дня, княжич забирается из царства нянек и отдается на воспитание дружине.

    Мамушки и нянюшки, давно уже предчувствовавшие наступление этого часа, плачут навзрыд. А дружинники и горожане, получив в честь праздника щедрые княжеские подарки – коней, оружие, нарядные одежды, поднимают чарки за здоровье княжича.

    Владимирский Князь Всеволод был младшим братом Андрея Боголюбского. Отец их, Юрий Долгорукий, был женат дважды. У Андрея и Всеволода были разные матери и огромная, в сорок три года, разница в возрасте. После смерти Юрия, молодая вдова была выдворена из Руси, занявшим престол, Андреем Боголюбским, поэтому детство Всеволода прошло в Византии.

   Прошли годы. Получивший великолепное образование и повзрослевший Всеволод, был приглашен Владимирскими боярами княжить во Владимиро-Суздальские земли. В жены молодой Князь выбрал красавицу-черкешенку, аланская княжна, после крещения, получила имя – Мария.

    Всеволод, продолжая дело Андрея Боголюбского, правил единовластно и укреплял могущество Владимиро-Суздальской земли. Своих подросших сыновей, Великий князь назначал наместниками в крупные города, распространяя свою власть на всю территорию Руси.

    Однажды, Всеволоду донесли о заговоре против него рязанских князей. Заговорщики были взяты в плен, а княжить в Рязань отправлен сын Ярослав. Но, рязанцы не признали нового князя. Они убили бояр, пришедших с Ярославом, а князя выгнали восвояси. Тогда разгневанный Всеволод подошел с войском к Рязани и потребовал, чтобы все жители покинули город. А когда это было исполнено, повелел сжечь его. Долгие годы восстанавливали рязанцы свои дома и постройки. А через тридцать лет пришли татаро-монголы, и вновь превратили город в пепелище.

    Всеволод был опытным военачальником и имел большое и сильное войско. При нем Владимиро-Суздальское княжество расширилось на север и северо-восток. Серебряные булгары беспрестанно беспокоили пограничные северо-восточные русские земли. Их столица – крупный торговый город Великий Булгар расположился на средней Волге при устье реки Камы. Решил Всеволод, объединив полки с Муромскими, Рязанскими, Белогородскими князьями, идти в военный поход на Волжскую Булгарию.

     Вышли на рассвете. Багряное летнее солнце выкатилось из-за горизонта, рассыпаясь по темной воде золотыми беспокойными лентами.  Теплым светом озарились желтоватые стволы прибрежных сосен. Шли по Волге на ладьях. По реке Мологе спустился к Волге и присоединился к войскам Белоозерский полк. Достигнув границ Булгарии, войско высадилось на берег, а ладьи спрятали на острове, оставив их под охраной Белоозерского полка.

     Русское войско подступило к столице булгар и десять дней простояло под стенами города, осыпая его стрелами и стараясь взять приступом. Во время осады, погиб любимый племянник Всеволода.

    Тем временем, противник разведал, где русы оставили свои ладьи и полуторатысячное войско подобралось к острову. Но булгары никак не ожидали встретить на острове такую мощную охрану. В схватке с богатырями Белозерского полка, более тысячи булгарских воинов утонуло в Волге.

      В результате переговоров, с булгарами был заключен мир, установились выгодные торговые отношения и открылись новые торговые пути, а граница Булгарии была передвинута за Волгу.

    Столицу Руси – город Владимир, Всеволод украшал новыми дворцами и храмами. Жилье самого Князя было не только местом проживания его семьи, но и административным зданием. Здесь решались правовые вопросы, проходили суды, собиралось войско перед походом. Это было самое укрепленное место в городе. На княжеском подворье укрывались все жители, в случае военной угрозы.

    Вокруг покоев Князя располагались боярские дома. Каждый стремился украсить свой дом великолепной резьбой и богатой росписью. Простой люд размещался в отдельных деревянных одноэтажных домах, которые стояли на самом краю города.

    Однажды весной, во время службы в одной из деревянных церквей, начался пожар. Испуганные прихожане и служители церкви, стараясь спасти богослужебные книги и иконы, стали выбрасывать их на церковный двор. Тревожная весть моментально разнеслась по городу. Пламя пожирало бревно за бревном. Когда рухнул купол и за ним в огонь провалился крест, в толпе ахнули, и кто-то заплакал. Багрово светились стены построек. Ветер разносил искры, и огонь пробирался по соседним крышам, расцветая красными, кудрявыми цветами пламени. Перед бушующим пожаром люди были почти бессильны. Они выбегали из своих домов, поливали водой заборы и деревянные постройки, но сильно разгоревшийся огонь, полыхающий на большой высоте, потушить уже было невозможно. В пожаре погибло почти половина городских строений и тридцать две церкви.

    Нерадостным было апрельское утро. Весеннее солнце осветило обугленные стены, обгоревшие стволы, еще вчера цветущих деревьев, и испуганные лица не выспавшихся детей.

    После пожара, Всеволод вновь стал отстраивать город. Новые постройки, по красоте своей, превосходили прежние. Дмитриевский собор, построенный Всеволодом в честь своего небесного покровителя, зодчие украсили затейливой каменной резьбой с фигурами зверей и растительным орнаментом.

    Тем временем, в южном городе Галиче, умер Князь – Ярослав Осмомысл, прозванный так за величайший ум. При нем Галицкое княжество расцветало и ширилось. Плодородные почвы и мягкий климат, богатые лесные угодья и соляные месторождения привлекали население в эти земли. 

    Женой Осмомысла была сестра Всеволода Большое Гнездо – Ольга Юрьевна. У Ольги и Осмомысла был сын Владимир, но Осмомысл полюбил другую женщину – Настасью, которая тоже родила князю сына. Когда сыновья стали взрослыми, постаревший Князь завещал галицкий трон незаконнорожденному сыну – Олегу. Галицкие бояре называли Олега обидным именем Настасьич и, вскоре, изгнали его из княжества, посадив на трон, законного наследника – Владимира. Молодой князь любил пиры и не желал заниматься хозяйственными делами княжества. Тогда, разгневанные бояре, выгнали из княжества и его, позвав к себе княжить правнука Владимира Мономаха – волынского князя Романа.

    Роман был настоящим русским витязем. Гусляры пели о нем: «Он бросался на врагов как лев; пролетал по их земле как орел; гневен был как рысь; губителен как крокодил; храбр же был как тур».

    Но, Владимир – сын Осмомысла, был отважен, горяч и не собирался отдавать трон Роману. Владимир явился к венгерскому королю Беле Третьему с богатыми дарами и стал просить его усмирить галицких бояр. Тогда Бела Третий, захватил Галич, во главе княжества поставил своего сына – венгерского принца Андраша, а князя Владимира заточил в башню.

    Храбрый Роман, не желая воевать с Владимиром, который сам привел в свой город иноземцев, вернулся в свое Волынское княжество.

    Глядя на родные земли с высокой башни, князь-пленник, день и ночь думал о свободе и о потерянной власти. Сверху башни был натянут шатер, закрывающий пленника от солнца и дождя. Владимир изрезал на куски полотно шатра, по свитой веревке, спустился вниз и удрал из венгерской темницы, подкупив сторожей. Потом князь пробрался в Германию к императору Фридриху Барбароссе, и снова стал просить о помощи, надеясь вернуть себе галицкий трон.

    Фридрих, узнав, что Владимир родной племенник по матери Великого князя Всеволода Суздальского, согласился помочь, с условием, что возвращение Галича будет стоить ему две тысячи гривен серебра ежегодно. Узнав цену немецкой дружбы, Владимир поежился. Однако, желание вернуть княжество было очень велико. Подписав с Владимиром договор об уплате ежегодной дани, император Барбаросса с помощью польского князя Казимира, выбил из города венгров.

    С таким трудом, оказавшись на Галицком престоле, Владимир попросил защиты и покровительства своего дяди Всеволода Большое Гнездо. Великий князь Всеволод, беспокоясь о целостности русской земли, взял Галицкое княжество под свое могучее крыло, не желая отдавать его ни венграм, ни полякам.

    Прокняжив в Галиче восемь лет, князь Владимир умер, а на его месте, при покровительстве Всеволода Большое Гнездо, утвердился отважный Роман, объединивший в своих руках сразу два огромных княжества - Волынское и Галицкое.

    Годы правления Всеволода были временем процветания и приумножения русских земель. Неохотно обнажая меч, он имел достаточно решительности, чтобы заставить недругов уважать себя. Состарившись, Всеволод созвал во Владимире бояр из всех своих городов, чтобы они присягнули сыну Юрию, как Великому князю, которому он поручил остальных своих сыновей. 

    Бредет по берегу Клязьмы гусляр, заходя в города и селенья. «А ну, ударь по струнам и сказывай о громких сражениях и победах!», - просит певца встречный богатырь.  «А ты сначала послушай, о чём гусли молчат.  Когда нет на Руси усобиц, то тишина вокруг — особенная, волшебная. В тишине такой ты услышишь о чём ветерок рассказывает, что солнышко ласково спрашивает, как деревья шепчутся и о чем звезды молчат.»

    Стараниями Всеволода, мир и тишина восстановились в северо-восточных землях Руси, и держались во все время великого княжения его - тридцать шесть лет.


Рецензии