Родня

И вот он идет тебе навстречу – маленький, поджав или надув губы, смотря прямо перед собой. На за пару шагов вдруг поднимает глаза, бросает на тебя быстрый взгляд и вы проходите мимо друг друга. А потом ты не выдерживаешь, оборачиваешься и видишь, как он тоже быстро повернул голову….
И печет майское солнце, скоро конец учебного года, и ты понимаешь, что спешить нельзя… Надо еще и еще раз попасться ему на глаза, прежде чем вы сможете заговорить.
- Привет. Есть во мне что-то знакомое?
- Здравствуйте… да. Я это уже около клуба увидел, когда первый раз мы встретились
- Ну… посмотри внимательно. Вслушайся в голос.
- Вы… родня? Из Абакана?
- Да, я бывал в Абакане. Да, я родня.
- А… кто? Там ведь кто-то уехал, я их вообще не видел…
- Фантастику любишь?
- Да.
- А веришь  в нее?
- Ну… когда-нибудь все так и будет, как пишут.
- Ну, а раз так… подумай. Ты ведь тоже любишь фантазировать.
- Откуда вы знаете?
И вот тут он не отрываясь посмотрел на меня своими большими глазами – бледный худой мальчик с косой челкой, так знакомый и родной, такой узнаваемый и близкий… Возможно, он и сразу обо всем  догадался, но просто боялся поверить, что его фантазии стали реальностью…
Сейчас он учится в седьмом классе, вернее, заканчивает его. Я уже почти и забыл этот год, и мне надо хорошенько все вспомнить, чтобы от нашей встречи был толк.
- У меня мало времени. Мы сможем поговорить с тобой лишь один день. И если ты запомнишь все, что я скажу, если ты поверишь мне – твоя жизнь станет совсем другой.
- Сережка пытался мне помочь. Но я не смог долго драться.
- А почему? Подумай об этом. Хотя… давай лучше я сам скажу. Страшно и ужасно, когда бьют по лицу, да? Страшно ощущать это привкус крови… Хочется сжаться и согнуться, лишь бы остановить вот это вот разрушение тебя…
Но послушай. Детские руки слабые. Тебя никто не убьет. Тебя даже никто не покалечит. Это первое. А второе – они тоже боятся драки. Никто не любит драки. Поверь мне…
Ты сейчас как маленький оловянный солдатик. Один против всего мира. Тебя приучили не жаловаться, ты все носишь в себе. Каждый поход в школу для тебя - испытание. Или, честно сказать – пытка… И ты не видишь выхода, да?
- Да…
- Но ты веришь, что все можно изменить?
- Не знаю…
- Там, откуда я пришел, мне пришлось выдержать борьбу с гораздо более сильным врагом. И я почти не верил в победу. Но не сдавался. И вот я - перед тобой. Я победил. И я понял, что мы не знаем своих сил. Мы с тобой не знаем всех своих сил!
Ты можешь все изменить уже завтра. Надо успеть, пока не ушли на каникулы. Уже завтра ты придешь в школу с прямой спиной. Слышишь? С прямой спиной!
И ты будешь смотреть прямо в глаза всем, кому захочешь. Ты не будешь больше прятать глаза.
- Но там Сашка…
- Яковлев? Его скоро убьют, через пять-шесть лет. А гонять его по деревне начнешь уже ты – и уже через два года!
- Я?!
- Да! Ты, как обычно, сначала струсишь, но потом, когда страх схлынет, тебе будет так больно и яростно, что ты пойдешь домой, наденешь спортивные штаны, кеды и побежишь искать его по ночному селу, а он будет прятаться от тебя!
- Не может быть…
- Может!! Может! Ты будешь искать драки уже не с тем мальчиком, что встретит тебя завтра на перемене, ты будешь искать драки с подростком с крепкими кулаками – и не бояться этого!
Так вот слушай. Завтра ты придешь в школу с прямой спиной. Ты будешь смотреть всем прямо в глаза. И едва кто-то попробует сказать что-то обидное, ты просто подойдешь, и будешь смотреть ему в глаза. И ты увидишь, как он растеряется, как забегают его зрачки, как пугливо обернется он к одноклассникам.
И те подойдут, как стая шакалят – ты помнишь, что никогда не дрался один на один? Ты помнишь, что они всегда выводили тебя за угол толпой?!
Так вот, они подойдут, чтобы поставить тебя на место – и вот в этот момент бей! Со всей силы! В нос! А потом еще и еще раз, уже вслепую, куда придется! А потом согнись, зажми голову руками и просто жди – надолго сил у них не хватит…
- Но я не могу! Не могу! Я ударил Славку, и его нижняя челюсть ужасно мягко поддалась под моим кулаком! Я не могу разрушать человека!
- Но они-то тебя разрушают! С удовольствием! Не понимая, что делают! Ты хоть представляешь, каково теперь мне – там, у себя?!
Возникла тишина. Он смотрел на меня, не отрываясь, потемневшими глазами, в которых скопились слёзы и вдруг я с ужасом подумал: «Что же я делаю?! Взваливаю на него груз ответственности за себя сегодняшнего?»
Мы оба молчали и вглядывались друг в друга. Что видел он во мне? Еще один долг? Мало ли их было у него раньше? Сначала он был должен терпеть, а теперь вот должен драться…
- Послушай… - я присел рядом с ним на корточки. – Прости. Я не должен тебя заставлять. Часто так бывает, что мы хотим, как лучше, а получается наоборот. Вот и я сейчас. Думал, что все будет просто. Приди и ударь… ах, какие сладкие картины у меня в голове…
Но ведь ты – не я. Ты – это ты. И тебе страшно, у тебя нет сил – я помню это.
Поэтому… знаешь? Просто помни, что там, далеко, я каждый день думаю о тебе. И ты мне нравишься такой, какой есть. И я буду желать тебе удачи. Чтобы настал день, когда мы снова встретимся...

И вот я приготовился уходить. И, наверное, я таял перед его взором или уменьшался – не знаю. Как вдруг он крикнул:
– Слушай! – я не заметил, когда он перешел на «ты». – Скажи, а будущее… будет?
- Будущее? Да, оно наступит! Все будет как в книжках! Огромные стеклянные здания, машины без водителей, космические станции! Только… под красивыми куполами и башнями у нас валяются окурки и пустые бутылки.  Будущее будет, но и прошлое никуда не уйдет!


Рецензии