В водовороте судьбы

   Лена, только что вернувшаяся с пляжа, сбросила купальник и направилась в ванну, чтобы смыть морскую соль, когда в квартиру позвонили. Накинув халатик, она подошла к двери, мимоходом взглянув на часы. Стрелки показывали без четверти восемнадцать.

   - Кто там? — тихо спросила она.

   - Капитан-лейтенант Андреев. Елена Александровна, откройте, пожалуйста.

   Лена была на каникулах. Три дня назад она приехала   в Севастополь и никого здесь еще не знала. Помимо отдыха ее ждала встреча с женихом, который через четыре дня приходил на корабле из Средиземного моря с боевой службы Квартиру ей любезно предоставили сослуживцы отца, в это время отправившиеся осматривать красоты Ленинграда.

   Она открыла дверь. На площадке с огромным букетом алых роз стоял очень красивый офицер. Его совсем юное лицо излучало радость, счастье и все то, что может излучать только молодость. В то же время в нем чувствовались внутренняя сила, уверенность в себе, твердость характера и неукротимый нрав. Лена с интересом рассматривала его, изумленно подняв бровь. Чем-то внешне он напоминал артиста Ланового и еще кого-то, но она не могла вспомнить кого.

   - Вы от Леши? — наконец спросила она, слегка порозовев.

   - Нет. Я сам по себе. Разрешите  войти?

   - Заходите, — Елена пожала плечами, — Но я вас не знаю. Может с Лешей что-то случилось? — в ее голосе прозвучала тревога, — Извините, я не одета, — она выглядела немного растерянной и не знала как себя вести.

   Андреев шагнул за порог, — Это вам, — он протянул букет, — Примите от чистого сердца самое искреннее поздравление с днем рождения. Хочу пожелать вам огромного, как море, счастья, безбрежный океан любви, вечной молодости, богатырского здоровья, достатка в доме, красавца мужа, исполнения всех желаний и всего-всего самого доброго, — офицер наклонился и, дурманя девушку дорогим одеколоном, нежно поцеловал в щеку.

   Елена была просто шокирована происходящим. Отступив на шаг, она непроизвольно опустила голову в букет, вдыхая дивный, божественный аромат. При этом ее халат распахнулся. И девушка предстала перед взором молодого человека в образе Евы, только что изгнанной из рая. Так она стояла словно завороженная, ничего не замечая, пребывая в сказочном сне.

   - Елена Александровна, — тихо произнес Андреев, — я хочу попросить вас надеть на себя все самое лучшее. Мы с вами сейчас пойдем на одно очень ответственное мероприятие.

   Лена подняла голову и стыдливо одернула халат. Ее глаза опять беспокойно посмотрели на офицера.

   - Скажите мне честно, это касается Алексея? С ним что-то случилось? И вообще, объясните, откуда вы знаете, как меня зовут и что у меня сегодня день рождения, если я приехала сюда три дня назад?

   - Более того, — улыбнулся Андреев, — я еще знаю, что вы приехали из Ленинграда, что учились в 331 школе, что сейчас на каникулах после окончания второго курса   медицинского института. Если хотите, я назову вашу фамилию, улицу, на которой вы живете, где работает ваша мама, Валентина Леонидовна или папа, Александр Борисович.

   - Это уже становится интересно. Вы, случайно, не иностранный шпион, пришедший меня вербовать? — она села на диван, закинув ногу на ногу. Ее ступня нервно подрагивала, — Хорошо, — ее щеки покрыл пунцовый румянец, — ответьте тогда мне, где работает мой папа.

   - Для иностранного шпиона вы задаете совсем легкие вопросы. Капитан первого ранга Александр Борисович Величко в настоящее время заведует кафедрой

кораблевождения в Военно-морском училище имени Феликса Эдмундовича  Дзержинского.  До этого…

   - Хватит. Достаточно, — Лена встала, молча взяла со стола вазу, погрузила в нее букет и так же молча налила в нее воду. По лицу было видно, как в её голове лихорадочно бороздят мысли.

   - Елена Александровна, — Андреев не давал девушке сосредоточиться, — я не буду вам мешать и с вашего позволения посижу на кухне, подожду, пока вы переоденетесь. На все это у вас есть сорок минут. А чтобы не скучать, я что-нибудь почитаю, — он протянул руку и достал книгу из шкафа, — Можно я еще там попью чайку? Очень хочется пить, — он застенчиво улыбнулся и, не ожидая ответа, направился на кухню.

   - Постойте! Куда вы пошли? — попыталась сопротивляться Елена.

   - Я же сказал: «Почитаю книгу и попью чай, пока вы будете переодеваться».

   - Но я еще не дала никакого согласия. И, вообще,  куда вы собираетесь меня вести? — Лене нравился напор и настойчивость молодого офицера. Для себя она уже все решила. Мешало лишь женское самолюбие. Не могла же она взять и сразу ему подчиниться, — И потом, у меня к вам очень много вопросов.

   - Обещаю, что на все получите ответы. А пока собирайтесь и систематизируйте их.

   - Может быть, для начала, вы скажите, как вас зовут?

   - Руслан.

   - Боже, как романтично! Почему я тогда не  Людмила?

   - Мне имя Лена нравится больше, — раздалось уже с кухни. Затем послышался звук закрывающейся двери.

   Андреев зажег газовую плиту, поставил на нее чайник, сел за стол и углубился в книгу.

   Лена, как под гипнозом, начала приводить себя в порядок. Помывшись и причесавшись, она сделала легкий макияж, покрасила ногти, надела новое легкое платье и туфли на высоком каблуке. На все про все у нее ушло полтора часа. Оглядев себя со всех сторон в зеркале и, оставшись довольной, она вошла на кухню, излучая красоту и дорогую французскую парфюмерию. Здесь все это время было тихо. Она грешным делом даже подумала, не ушел ли этот неожиданно свалившийся на нее красивый кавалер.

   - А вот и я, — она открыла дверь и вошла. Андреев сидел за столом, склонившись над книгой. На столе стояла пустая чашка и лежала гора фантиков от шоколадных конфет. Он поднял голову, — Елена Александровна, до этого вы были просто красивы, но сейчас... — Руслан молитвенно сложил руки на груди и опустил глаза, — вы само божество. Я обещаю написать ваш портрет.

   - Вы художник? — удивилась Лена.

   - Нет. Я штурман. Но это все потом. Сейчас мы должны идти. Время… — он взглянул на  часы.

   - Куда? Я это должна знать. Иначе с места не сдвинусь.

   - Не задавайте пока никаких вопросов. Пожалуйста, чуточку потерпите.

   - Это точно не касается Леши? Может с ним что-то случилось? — снова встревожено спросила Елена.

   - Нет, не касается. Успокойтесь, с ним все в порядке. Он жив и здоров. Для переживания нет никаких причин. Пойдемте. Нас ждут великие дела! — и он направился к выходу.

   Возле парадной стояло такси.

   - Прошу, — Андреев распахнул дверку.

   - Машина все это время ждала нас? — удивленно спросила Лена.

    -Я, конечно, готов нести вас на руках, но подумал, что для первого раза это будет неприлично. Поехали, — кивнул он шоферу.

   Такси резко затормозило у ресторана «Украина». Выйдя из машины, Елена пристально взглянула на Руслана.

   - Что это значит? — спросила она.

   - Это значит, что мы сейчас будем отмечать день вашего рождения.

   - Нет! С незнакомыми мужчинами я по ресторанам не хожу. Извините, — она повернулась и, не торопясь, направилась в сторону улицы Большая морская.

   -Елена Александровна, секундочку подождите. Сейчас мы зайдем в ресторан. Вы сидите там ровно пять минут. Максимум десять. И если после этого скажете, что меня не знаете, то уходите, и мы с вами больше никогда не увидимся. Вас так устраивает? Более того, вы сами подтвердите, что мы с вами уже три раза встречались. Правда, мимолетно, но встречались.

   - Вы все время говорите загадками. Это что, такая форма общения? Вначале было интересно. Но сейчас начинает надоедать. Хорошо. У вас есть ровно десять минут убедить меня в обратном. Пойдемте, — она резко повернулась и пошла в сторону ресторана, — Но запомните, только на десять минут.

   Они вошли в зал. Посетителей было немного. Дальний столик украшал огромный букет из белых роз, подчеркивая этим значимость предстоящего мероприятия. Лена, не сворачивая, подошла прямо к нему и подчеркнуто строго присела на стул.

   - Полагаю, что я не ошиблась. Этот стол наш?  Так?

   - Так.

   - Я все больше и больше начинаю убеждаться, что вы ловелас, дамский угодник, если не сказать больше, — проходимец, — в ее глазах сверкали молнии, — Ну, слушаю ваши очередные бредни. Или уже нечего сказать? Докажите мне, что я вас знаю.   - Елена Александровна, не гневите Бога, потерпите чуть-чуть. В моем распоряжении, — Руслан посмотрел на часы, — есть еще семь минут. За это время мы успеем выпить с вами по бокалу шампанского. И еще останется тридцать секунд, чтобы я смог обелить себя в ваших глазах, ну и восстановить, опять же, вашу память.

   Андреев взял со стола бутылку, открыл ее и разлил по бокалам искристое шампанское.

   Елена напряженно рассмеялась, — Ну что ж, давайте выпьем. Только без заученных и пошлых тостов. Мне еще надо сходить на переговорный пункт. Хочу позвонить домой.

   - За вас! Все остальное я скажу чуть позже.

   Они выпили.

   - Приступайте, — Елена откинулась на стуле и скрестила руки на груди, — Я готова еще немного послушать ваши бредни.

   - Леночка, — начал Андреев, — вы Аллу Викторовну знаете?

   - Да, Лена удивленно подняла бровь, — Это лучшая подруга моей мамы. Она заведует пульмонологическим отделением в больнице № 3.

   - А не подскажите мне ее фамилию?

Андреева, — ответила Елена задумчиво.

   - У вас прекрасная память! А не припомните, дети у нее есть?

   - Да. Сын. Руслан. Он тоже моряк и служит где-то в Севастополе. Мне еще дали адрес, чтобы я нашла его. Это спланировано у меня на воскресенье. Постойте… Вы Андреев? Руслан? Не может быть!

   - Может, может. Вот мое удостоверение личности, где черным по белому,.. — он достал из нагрудного кармана документ и протянул Елене, — Я так понимаю, что наше торжество по случаю дня вашего рождения продолжается. Скажу больше. Когда вы пришли в 331 школу, в шестой класс,   я ее в том году заканчивал. Вы тогда жили на улице Седова, где, собственно говоря, и сейчас живете.  Мы же с улицы Полярников, дом, если помните, возле детского садика, переехали на Лиговский проспект. Я потом поступил в Военно-морское училище. Служил на подводной лодке. Сейчас в отпуске. Через две с половиной недели еду на учебу в Военно-морскую академию. После ее окончания буду преподавателем в училище имени Ленинского комсомола. Это коротенько о моем будущем. Если продолжить наш экскурс в прошлое, то два года назад я вместе с вашими и своими родителями приходил на ваш выпускной вечер. Но тогда вы были заняты другими вещами и не обратили на вашего покорного слугу никакого внимания. И это правильно. Ведь в этот день вы делали большущий шаг из детства во взрослую жизнь. В это время видишь все и не видишь ничего. Ну и еще один раз, я вас чуть было не сбил, выбегая из своего подъезда. Меня ждала машина, и я опаздывал на самолет. Вот так, милая Леночка. А вы говорите, что мы не знаем друг друга. Мир то, оказывается, очень даже тесен, — Андреев ненадолго задумался, — И все вроде бы у меня хорошо: есть квартира на Владимирском проспекте, доставшаяся мне от бабушки, машина, дача в Зеленогорске… Нет только жены-красавицы. Но это дело мы сегодня поправим. С вашей помощью, разумеется, — он задорно улыбнулся, — Леночка, когда все точки над «и» расставлены, я все-таки хочу выпить за вас, — Руслан  разлил  по рюмкам  коньяк, — Такой   прекрасный стол не должен пропасть в такой чудесный день! Оставайтесь всегда красивой, привлекательной, обаятельной, желанной и любимой! При этом будьте здоровы и счастливы! Сегодня весь мир стелю к вашим ногам! А это, — он полез в карман, — Нет. Давайте сначала  выпьем.

   Елена сидела, погруженная в сказочную ауру. Глаза светились радужным огнем, щеки налились здоровым румянцем, сердце пыталось выскочить наружу, грудь высоко поднималась. Вся Вселенная сейчас сузилась для нее  до площадки столика. Она влюблено смотрела на своего спутника. За все это время ей не хотелось ни говорить, ни предпринимать каких-либо действий.

   - А вот теперь наступило время для подарков, — Андреев снова полез в карман. Было заметно, как он волнуется. Его пальцы слегка дрожали, — Леночка, это вам, — он протянул коробочку из голубого бархата, — Примите от чистого сердца это скромное колечко. Аметист высоко ценится моряками. Он предохраняет их от несчастий. Этот камень скрепляет любовь, оберегает ее от всех злых сил. Позвольте, я надену его на ваш пальчик. Взамен лишь прошу вашу руку и сердце. Будьте моей женой.

   - На меня столько сегодня навалилось проблем, я получила столько информации, что мое сердце готово выпрыгнуть из груди. Ну и еще я знаю, что аметист дарится после первой брачной ночи.

   От неожиданности, Андреев покраснел.

   - Извините, но я этого, честно, не знал. Все это у нас  с вами будет в недалеком будущем. Сейчас не надо обращать внимания на такие мелочи, — он рассмеялся и, повернувшись к залу, кивнул головой.

   - Для Леночки и Руслана, сердца которых сегодня соединились, исполняется песня «Я люблю тебя до слез».

   Андреев встал и наклонил голову, — Елена Александровна, позвольте пригласить вас на танец. Он у нас первый, но длиться будет всю жизнь. Это я обещаю твердо.

   Елена, ошеломленная таким напором и натиском, полностью потеряла контроль над происходящим, находясь как бы в сказочном сне. И все это было будто не с ней. Действия, лица, события она видела словно со стороны. Музыка парализовала ее еще больше.

   Руслан нежно держал девушку за руку и талию и говорил, говорил, говорил. А она, безмолвствуя, слушала и самопроизвольные слезы двумя мощными потоками струились из ее глаз. Их она даже не  замечала.

   - Завтра утром мы едем с вами на десять дней в Алушту. Море, солнце… и   мы.

   За столом они долго молчали. Лена переваривала все произошедшее. Руслан ее не торопил.

   - Руслан, — наконец пришла в себя Елена, — все так неожиданно. Я не могу принять сейчас ни одно ваше предложение.

   - Леночка, давайте вначале скажу я, а уже потом вы все  подытожите.  Договорились?  Предлагаю  перейти  на «ты». Как ни как, а знакомы мы целую вечность. Вчера у моей мамы был день рождения. Я звонил, чтобы поздравить. Разговаривал без малого сорок минут.

   - Ой, а я забыла. Как неудобно, — всплеснула руками Елена.

   - Ничего. Я поздравил и за тебя. У нас в гостях были твои родители. Все, и твои папа с мамой, и мои, благословили нашу помолвку и пожелали любви и счастья. Свадьбу наметили на третье сентября. Это будет пятница. Регистрация брака состоится во Дворце бракосочетаний на набережной Красного флота. На этой неделе моя мама напишет и отнесет туда наше заявление. Данные своего удостоверения я продиктовал, а завтра ты передашь ей по телефону данные своего паспорта. Ключи от квартиры, где ты сейчас проживаешь, она велела отдать по этому адресу, — он протянул листок бумаги, — Эти люди об этом уже предупреждены.    Завтра же в десять утра я на машине заезжаю за тобой, и мы движемся в Ялту. Пару дней отдохнем там, а потом едем в Алушту. Я там знаю одно сказочное место, куда не ступала нога человека.

   Он снова кивнул головой в сторону эстрады.

   - Для Леночки и Руслана, — разнеслось по залу, — которые сегодня нашли друг друга, звучит песня из репертуара Александра Серова «Моя богиня». Пусть в жизни их всегда окружает любовь, счастье и удача! А над их головами светит ласковое солнышко, весело поют птицы, а в доме радостно смеются дети.

   В зале раздались аплодисменты. Елена от неожиданности даже вздрогнула и как-то затравленно оглядела зал. Он наполовину был заполнен людьми в морской форме. Они неистово хлопали. Многие подходили к ней и дарили цветы. Лена, как бы ища защиту, непроизвольно прижалась всем телом к Руслану. Он обнял ее за талию и шепнул на ухо, — Ты испугалась, маленькая? Не бойся. Это мои друзья. Теперь они и твои друзья тоже.

   Лена принимала цветы, поздравления и счастливо улыбалась. Она попала в такой бурный круговорот жизни, из которого самостоятельно выбраться практически невозможно. Ее несло, кружило, болтало из стороны в сторону. Но почему-то ей это нравилось все больше и больше.

   - Друзья мои, — начал Андреев торжественно, — познакомьтесь, — он повернулся к Лене. Его глаза светились радужным огнем, — Моя будущая супруга, Леночка.

Третьего сентября у нас свадьба. Все, кто может приехать в Ленинград, приглашаю на нашу торжественную регистрацию, — Руслан наклонился и нежно поцеловал Лену в губы, — Сейчас я прошу всех сдвинуть столы. Мы проведем генеральную репетицию.

   - Руслан, — Лена дернула Андреева за рукав, — ну почему ты решаешь все сам? Ты даже ни о чем меня не спросил, не посоветовался, не поинтересовался моим мнением — зашептала она, — Мы же не на Востоке. Я тоже имею права на голос.

   - Конечно, милая. Твой голос в нашей семье будет решающим. Об этом не беспокойся. Ты даже представить себе не можешь, как я тебя люблю! — прокричал он и, подняв ее на руки, закружил по залу. Лена откинула голову. Ее каштановые волосы волнами спускались почти до пола. А Руслан, наклонившись, нежно целовал ее в шею.

   Когда музыка закончилась, столы были уже сдвинуты.

   - Руслан, подожди. Мне нужно тебе что-то сказать, кое-что объяснить.

   - Я знаю все твои вопросы и объяснения. Давай я на них тебе отвечу сразу. Ты волнуешься о Леше? Не стоит. Жениться нужно либо курсантом, либо, как я, капитаном. Пойдем, выйдем на улицу. Надо немного освежиться. Мужчины, — обратился он к сослуживцам, — вы тут продолжайте пока без нас. Мы с Леночкой немного подышим воздухом. Но сильно не увлекайтесь, мы скоро  придем.

   Они вышли на улицу. Площадь адмирала Ушакова была залита неоновыми огнями.

   - Лена, — продолжил Андреев, — давай немного порассуждаем. Тебе учиться еще четыре года. Допустим, что ты выйдешь за него замуж и переведешься в Симферополь, ибо из медицинских учебных заведений в Севастополе есть только медицинское училище. Видеться с ним вы будете не чаще двух раз в месяц. Не делай круглые глаза. Я говорю правду. Это специфика службы надводников. Здесь я не учитываю боевые службы, которые длятся от шести до восьми месяцев. Квартира, которую надо будет снимать, стоит немалых денег. И получается, что при живом муже ты вдова. А если еще родится ребенок… Леночка, у меня есть все, даже будущее, которого пока нет у Алексея. Я не думаю, что он от горя полезет       в петлю. Так поступают только истерички. Пойдет в кабак,  нажрется,  познакомится  там  с  женщиной, переспит с ней и тем утешится. Я люблю тебя. И еще раз прошу твоей руки и  сердца.

   - Руслан, на меня сегодня свалилось столько проблем, что я в полной растерянности. Я понимаю, что ты ждешь от меня положительного ответа, но я… А можно я позвоню маме? — вдруг встрепенулась она.

   Конечно! На тебе денежки. А вот и такси подошло. Ты езжай, а я предупрежу ребят и тоже подойду на переговорный пункт.

   - Да я пешком. Тут идти полторы минуты, — заупрямилась Елена.

   - Быстренько садись. Нас еще ждут за столом.

   - Ты только подожди меня на улице. Не заходи в зал. Я стесняюсь, — улыбнулась она.

   Елена набрала домашний номер. К телефону подошла мать.

   - Здравствуй мам. Это я.

   - Ой, Леночка. Ты чего так поздно?  Как  отдыхается? Море теплое? С днем рождения тебя! — затараторила мать.

   - Спасибо. Отдыхаю хорошо, мам. Я хочу с тобой посоветоваться. Мне два часа назад Руслан сделал предложение. Я не знаю, что мне делать.

   - Ленуся, как все хорошо сложилось! Мы этот вопрос вчера все обсуждали и пришли к выводу, что эта партия для тебя самая лучшая. И что ты ему ответила?

   - Пока ничего. Вот звоню тебе.

Не делай глупостей, соглашайся. Он человек самостоятельный. Квартира есть, машина… В Ленинград переводится. Парень — красавец. Родителей давно знаем. Дружим с ними.

   -Мама, а как же Леша?

   - Твой Леша забудет тебя через пять минут. Ты что собираешься с ним скитаться по гарнизонам? Ну хорошо, он с тобой в школе учился. Мало ли кто с кем учился.   Что ж, за всех них замуж выходить? Не дури девка. Счастье само плывет тебе в руки. Он сказал тебе, что свадьбу наметили на третье сентября?

   - Сказал.

   - Готовься. И норов свой уйми, — в голосе матери слышались жесткие нотки.

   - Он сказал, что завтра мы едем с ним в Алушту.

   - Очень хорошо. Вот и поезжай. Перед свадьбой отдохнете, загорите. Я адрес ему дала, куда отдать ключи от квартиры.

   - Он уже его мне передал.

   - Руслан далеко от тебя?

   - На улице ждет.

   - Привет ему огромный передай и поцелуй. Благословляю вас, дети мои. Отец тоже благословляет. С Богом, доченька! Все у вас будет хорошо! Не переживай. Ну беги, не оставляй красивого мужчину долго одного. Уведут, — она засмеялась и в трубке послышались гудки.

   Лена опустила трубку и долго стояла, наклонив голову, пока не услышала стук за дверью кабинки, — Девушка, вы свои эмоции можете проявлять в зале? Нам тоже хочется позвонить, — кричал за стеклом мужчина. Извините, — прошептала Елена и направилась к выходу .Руслан сидел на скамейке и нервно курил. Лена тихо подошла, присела рядом. Долго молчали .Руслан, — наконец начала она, облокотившись на его плечо, — скажи, пожалуйста, как бы ты вел себя на моем месте? Мне сейчас так трудно. Ты себе представить не можешь. Все говорят одно и то же. А у меня на душе кошки скребут. Нет, не потому, что ты противен… Скорее наоборот… Понимаешь, мне сейчас очень трудно передать свои чувства. Вот ты идешь, идешь… Вокруг все известно и знакомо. И вдруг раз, и все изменилось. Вроде бы ничего и не поменялось, а все стало чужим, незнакомым. Мне  страшно.  Помоги мне.

   - Солнышко ты мое ясное, ты думаешь, что вся эта легкость дается мне свободно и непринужденно? Нет, моя хорошая. Мне тоже чрезвычайно трудно  и  сложно. Но все это скоро пройдет. Поверь мне. Я тебя очень сильно люблю. Ты для меня самый дорогой человек на свете.

   - Разве так можно, взять и сразу полюбить? — проговорила Елена задумчиво.

   - А ты разве не веришь в любовь с первого взгляда?

   - Верю. Но со мной такое  впервые.

   - Все когда-то бывает впервые. Лена, — голос Руслана стал серьезным, — если тебе я неприятен или не симпатичен, то это в корне меняет дело. Я принесу тебе искренние извинения, и мы расстанемся.

   - Ну почему сразу неприятен? Просто это свалилось на меня, как снег на голову.

   - Тогда скажи одно только слово: «Да» или «Нет».

   - Да, — еле слышно промолвила Лена.

   - Милая моя, — Руслан сгреб ее в объятья и покрыл поцелуями, — Как я счастлив!

   - Товарищ  капитан-лейтенант, —  раздалось   сзади, — капитан второго ранга Романов, старший офицерский патруль. Предъявите документы. Почему ведете себя в общественном месте неподобающим  образом?

   - Товарищ капитан второго ранга, Леночка согласилась стать моей женой.

   - Это правда? — старший офицер посмотрел в сторону девушки и раскрыл удостоверение Андреева.

   - Да, я согласна, — наивно произнесла Елена, встав со скамейки.

   - Тогда примите самые искренние поздравления. Счастья вам на долгие годы, любви и терпения. Быть женой моряка тяжело, но почетно. Честь имею! — он  приложил руку к козырьку, — Кстати, не вашу ли помолвку отмечают в «Украине»

   - Нашу! — хором ответили молодые.

   - Ну, еще раз поздравляю. Гуляйте без приключений.

   - Спасибо. Леночка, пойдем туда. Мы за тем столом сегодня далеко не лишние.


Рецензии
Хорошо написано!

Григорий Аванесов   13.09.2022 08:11     Заявить о нарушении