Ночь. Мопассан

Кошмар
 Я страстно люблю ночь. Я люблю её, как любят свою страну или свою любовницу, инстинктивной, глубокой, непобедимой любовью. Я люблю её всеми своими чувствами, своими глазами, которые видят её, с запахом, которым она дышит, моими ушами, которые слушают её в тишине, и всем моим телом, которое ласкают сумерки. Жаворонки поют в солнечном свете, в голубом небе, в лёгком воздухе светлых утр. Сова летает в ночи, чёрное пятно, которое проходит через пространство ночи и, радуясь, будучи опьянённым ночной чернотой, испускает крик, пронзительный и зловещий.
День меня утомляет и заставляет скучать. Он жесток и горяч. Я встаю с трудом, одеваюсь устало, выхожу с сожалением, и каждый шаг, каждое движение, каждый жест, каждое слово, каждая мысль утомляет меня, словно я приподнял раздавленную ношу.
Но когда солнце опускается, смутная радость, радость от всего моего тела наполняет меня. Я просыпаюсь, я оживляюсь. По мере того, как растёт тень, я чувствую всё остальное, более молодое, более сильное, более тревожное, более счастливое. Я вижу, как растёт большая тень, падающая с неба: она наполняет город, словно неуловимая и непроницаемая тень, она прячется, стирается, разрушает цвета, формы, входит в дома, в существа, в памятники и неуловимо касается их.
Тогда мне хочется кричать от радости, как совы, бежать по крышам, как кошки, и бурное, невидимое желание любить жжёт мои вены.
Я иду, я иду пешком, пока пригород темнеет, и в соседних лесах Парижа я слышу, как рыскают мои братья: животные и браконьеры.

*
То, что я очень люблю, закончено навсегда. Но как объяснить то, что со мной происходит? Как заставить понять то, что я могу вам рассказать? Я не знаю, я больше не знаю, я только знаю то, что это есть. Вот и всё.
А вчера: было ли это вчера? Да, без сомнения. Впрочем, я не знаю. Но, однако, это должно быть, потому что день ещё не занялся, потому что солнце ещё не появилось.  Но сколько продлится ночь? Сколько?... Кто скажет? Кто когда-либо узнает об этом?
И вот вчера я вышел, как делал каждый вечер, после обеда. Было очень красиво, очень сладко, очень жарко. Спускаясь к бульвару, я видел над своей головой чёрную реку, полную звёзд, рассыпанных по небу над крышами улицы, которые крутились и волновались, как настоящая река – этот ручей, крутящийся над звёздами.
Всё было светло в лёгком воздухе, от планет до газовых рожков. Столько огней сверкали в вышине, и над городом сумерки казались светящимися. Блестящие ночи более радостны, чем светлые солнечные дни.
На бульваре сверкали кафе: там смеялись, шли, пели. Я входил в театр на несколько мгновений, но в какой театр? Я больше не знаю. Было так светло, что я грустил и выходил с тревожным сердцем из-за этого шока жестокого света на позолоченном балконе, искусственным сверканием хрусталя, барьером из огня на рампе, меланхолией этой фальшивой и грубой ясности. Я спускался на Елисейские поля, где кафе-шантаны казались огнями пожара в листве. Каштаны, сверкающие от жёлтого света и бледные,были похожи на луну, упавшую с неба, на огромные живые жемчужины, которые бледнеют в перламутре, мистическом и королевском.
Я остановился под Триумфальной аркой, чтобы посмотреть на авеню: на долгую и восхитительную улицу в звёздах, которая проходит по Парижу между двумя линиями огня и звёздами! О, эти звёзды в вышине: незнакомые звёзды, брошенные наудачу в бесконечность, где рисуются странные фигуры, которые хотят мечтать, которые думают!
Я вошёл в Булонский лес и долго оставался там. Особенная дрожь охватила меня, непредвиденное и сильное чувство, экзальтация мысли, которая переходила в безумие. Я оставался долго, долго. Затем вернулся.
Который был час, когда я миновал Триумфальную Арку? Я не знаю. Город спал, и облака, большие чёрные облака медленно простирались над небом.
Я впервые почувствовал, что произошло что-то странное, новое. Мне казалось, что мне холодно, что воздух сгустился, что ночь, моя любимая ночь стала долгой в моём сердце. Теперь улица была пустынна. Только двое сержантов прогуливались на остановке фиакров, и на шоссе, едва освещённом газовыми рожками, которые уже погасали, цепочка фургонов, везущих овощи, направлялась на рынок. Они ехали медленно, нагруженные морковью, репой и капустой. Возницы спали, их было не видно. Лошади шли ровным шагом, бесшумно следуя за предыдущей повозкой на дощатому настилу. От каждого огня на тротуаре морковь окрашивалась в красный цвет, репа – в белый, капуста – в зелёный, и экипажи всё ехали друг за другом, красные, словно от пожара, белые, словно серебро, зелёные, словно изумруды. Я шёл за ними, затем повернул на улицу Руайаль и вернулся на бульвары. На улицах никого не было, кафе не были освещены, лишь позже я встретил несколько запоздавших торопившихся прохожих. Я ещё никогда не видел Париж таким мёртвым, таким пустынным. Я вынул часы. Было 2 часа ночи.
Меня что-то толкнуло, я почувствовал желание идти. Я пошёл к Бастилии. Там я заметил, что ещё никогда не видел такой тёмной ночи, так как я даже не мог различить Июльскую колонну, которая терялась в непроницаемых сумерках. Свод из облаков, густой и необъятный, скрыл звёзды и, казалось, спустился на землю, чтобы уничтожить её.
Я вернулся. Вокруг меня никого не было. На площади Шато-д’О, однако, на меня наткнулся какой-то пьяница, затем исчез. Некоторое время я слышал его неровный, звонкий шаг. Я шёл дальше. На холме Монмартр проехал фиакр, спускаясь к Сене. Я позвал. Кучер не ответил. Какая-то женщина бродила на улице Друо. Она сказала: «Сударь, послушайте». Я ускорил шаг, чтобы не подавать ей милостыню. Затем опять ничего не происходило. Перед Водевилем какой-то тряпичник что-то искал в сточной канаве. Его маленький фонарь плавал вровень с землёй. Я спросил его: «Который час, дружище?».
Он буркнул: «Почём мне знать? У меня нет часов».
Тогда я заметил вдруг, что газовые рожки погасли. Я знал, что их тушат рано, перед рассветом в это время года, из экономии, но рассвет был ещё так далёк!
Я подумал: «Пойду на рынок. Там, по крайней мере, я найду жизнь».
Я отправился, но было так темно, что я не видел, куда иду. Я медленно продвигался вперёд, словно в лесу, узнавая улицы и считая их.
Перед банком «Лионский кредит» ворчала какая-то собака. Я свернул на улицу Граммон и заблудился. Я блуждал, затем узнал Биржупо по железным решёткам, которые её окружали. Весь Париж спал глубоким страшным сном. Однако, вдалеке ехал фиакр, единственный фиакр, возможно, тот, который только что проехал мимо меня. Я хотел догнать его, следуя за шумом колёс по одиноким тёмным улицам, чёрным, как смерть.
Я вновь заблудился. Где я находился? Какое безумие – так рано гасить газовые рожки! Ни прохожего, ни запоздалого путника, ни мяуканья котов, зовущих кошку - ничего.
Где же полиция? Я сказал себе: «Я крикну, и они придут». Я крикнул. Никто не ответил.
Я позвал громче. Мой голос поднялся ввысь без эха, такой слабый, приглушённый, разбитый этой ночью, этой непроницаемой ночью.
Я кричал: «На помощь! На помощь!»
Мой отчаянный крик остался без ответа. Который всё-таки был час? Я вынул часы, но у меня не было спичек. Я слушал тихое «тик-так» маленьких часов с неизвестной и странной радостью. Казалось, они живые. Я был менее одинок. Какая тайна! Я отправился в путь, как слепой, щупая стены тростью, и каждый раз поднимал глаза к небу, надеясь, что покажется рассвет, но ночь была тёмной, чёрной, более тёмной, чем город.
Какой всё же был час? Я шёл, и мне казалось, что я иду бесконечно долго, так как мои ноги слабели, мне было тяжело дышать, и я страдал от голода.
Я решил позвонить у первых попавшихся ворот. Я нажал на медную кнопку звонка, и в доме раздался звон. Звук прозвучал странно, словно этот вибрирующий звон был единственным звуком в доме.
Я подождал. Никто не ответил, мне не открыли дверь. Я вновь позвонил и вновь подождал. Ничего.
Мне стало страшно! Я побежал к следующему дому и 20 раз позвонил в звонок в тёмном коридоре, где должен был спать консьерж. Но он не проснулся, и я пошёл дальше, изо всех сил дёргая за кольца или нажимая на кнопки звонка, стуча ногами, тростью и руками в упрямо закрытые двери.
И вдруг я увидел, что дошёл до рынка. Рынок был пуст, бесшумен, там не было ни движения, ни одного экипажа,  ни одного человека, ни овощей, ни цветов. Он был пуст, обездвижен, покинут и мёртв!
Меня охватил ужасный страх. Что происходит? О, Боже! Что происходит?
Я ушёл. Но который час? Который час? Кто мне скажет? Ни одни часы не звонили на колокольнях. Я подумал: «Я сейчас открою стекло в моих часах и пощупаю стрелку пальцами». Я вытащил часы… Они не шли… они остановились. Больше ничего, больше ничего, никакого движения в городе, ни одного лучика света, ни одного звука в воздухе. Ничего! Больше ничего! Даже не было слышно грохота отдалённого фиакра – ничего!
Я был уже на набережной, и с реки поднимался ледяной холод.
Текла ли ещё Сена?
Я захотел проверить, нашёл ступеньки и спустился… Я не слышал течения воды под аркой моста… Вновь ступеньки… затем – песок… тина… затем – вода… я опустил в неё руки… она текла… холодная… холодная… холодная… почти ледяная… она почти иссякла… она была почти мертва.
И я почувствовал, что у меня больше никогда не будет сил подняться… что я сейчас умру здесь… что я тоже умру здесь: от голода, усталости и холода.

14 июня 1887
(Переведено в ноябре 2017)


Рецензии