Встречи с интересными людьми

(Марк Лазаревич Галлай)

У института была большая научная репутация. К нему за помощью часто обращались различные организации. Для получения консультации его посещали интересные люди. Командование, политотдел института, порой устраивала для сотрудников встречи с ними. В мою бытность запомнились встречи с лётчиком-испытателем Марком Лазаревичем Галлаем и космонавтом Павлом Романовичем Поповичем.
 
(Марк Лазаревич Галлай (3 [16] апреля 1914, Санкт-Петербург — 14 июля 1998, Москва) — советский лётчик-испытатель, писатель, Герой Советского Союза.
Окончил Ленинградский политехнический институт (1937) и Школу пилотов ленинградского аэроклуба. С 1935 года летал на планёрах и прыгал с парашютом в Ленинградском аэроклубе. С 1937 года работал инженером в ЦАГИ, без отрыва от работы окончил лётную школу и в сентябре 1937 года стал лётчиком-испытателем ЦАГИ.

В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 г. стал лётчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрилии ПВО Москвы, до сентября 1941 г. участвовал в защите Москвы от налётов немецкой авиации. М.Л.Галлай совершил 9 боевых вылетов. Во время первого ночного налёта фашистской авиации на Москву 22 июля 1941 г. М.Л.Галлай сбил «Дорнье-215». За этот боевой эпизод М.Л.Галлай был награждён орденом Красного Знамени.

В 1950—1953 годах — лётчик-испытатель НИИ-17, в 1953—1958 годах — лётчик-испытатель ОКБ В.Мясищева. За время лётно-испытательной работы освоил около 125 типов самолётов, вертолётов и планеров. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в 1957 году за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники.

В 1958 г. М.Л.Галлай был уволен в запас из Вооружённых сил СССР в звании полковника. В 1958—1975 годах он работал в ЛИИ старшим научным сотрудником.

В 1960—1961 годах — инженер-методист первого отряда космонавтов, работал с первой группой — «гагаринской шестёркой» (по одной из версий, знаменитое гагаринское «Поехали!» было перенято им у Галлая. Марк Лазаревич еще на летной службе привык говорить «Поехали!» вместо положенного «Экипаж, взлетаю», и сохранил эту привычку на новой работе).

С 1959 года М. Л. Галлай был заместителем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по лётным испытаниям. Опубликовал около 30 научных работ, преподавал в Московском авиационном институте, Академии гражданской авиации.

Награждён одиннадцатью орденами: трижды награждён орденом Ленина, четырежды награждён орденом Красного Знамени, награждён дважды орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», 15 медалями. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959). Доктор технических наук (1972), профессор (1994), академик Академии транспорта Российской Федерации.

Первую книгу «Через невидимые барьеры» опубликовал в 1960г. В 1965 г. Галлай стал членом Союза писателей СССР. С 1975 г. полностью сконцентрировался на литературном труде).

Встреча с М.Л.Галлаем была интересна мне тем, что накануне была прочитана его книга. Из книги запомнилось описание первого ночного воздушного боя над Москвой.
Когда лётчики поднялись в небо, отвоевались, а затем не знали куда им садиться, так как из-за светомаскировки, были погашены все огни, включая посадочные огни аэродромов. Многие самолеты разбились, а лётчики погибли.
 
Из его рассказа на встрече запомнилось рассуждение о геройстве. «Если на одном конце палки – геройство одного, то на втором её конце, чаще всего – разгильдяйство другого». Кратко и доходчиво. По жизни всегда старался делать так, чтобы ни мне, ни другим не приходилось проявлять геройство.

Запомнилась так же встреча с космонавтом Павлом Романовичем Поповичем.
 
(Павел Романович Попович (5 октября 1930, Узин, Белоцерковский район, Киевская область, Украинская ССР — 30 сентября 2009, Гурзуф, АР Крым, Украина) — летчик-космонавт. Дважды Герой Советского Союза (1962, 1974).

Окончил Магнитогорский индустриальный техникум профтехрезервов и одновременно Магнитогорский аэроклуб (1951). Затем окончил военное авиационное училище (1954), после чего служил в частях ВВС.

С 1960 года в отряде космонавтов, секретарь партийной организации отряда.
Первый полёт совершил 12 — 15 августа 1962 года на корабле «Восток-4». Это был первый в мире групповой полёт двух пилотируемых кораблей, совместно с А. Г. Николаевым, который пилотировал «Восток-3». За успешное осуществление первого в мире группового космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм Попович получил звание Героя Советского Союза.

После космического полёта поступил, и в январе 1968 год окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского.
 
В 1965—1969 годах Попович входил в группу космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё.

Второй полёт в космос Попович совершил 3 — 19 июля 1974 года на космическом корабле «Союз-14», как командир первого экипажа (совместно с бортинженером Ю. П. Артюхиным), к первой военной орбитальной станции программы «Алмаз». 5 июля корабль совершил стыковку со станцией «Салют-3». Совместный полёт продолжался 15 суток.
 
За этот полёт Павлу Поповичу повторно присвоено звание Героя Советского Союза.
С 1993 года — генерал-майор авиации П.Р.Попович в запасе. До сентября 2009 года Павел Романович работал председателем совета директоров Государственного института земельно-кадастровых съёмок-ВИСХАГИ (Москва).

• Первая жена — Марина Лаврентьевна Попович. Дочери: Наталья Павловна (р. 1956) и Оксана Павловна (р. 1968).
• Вторая жена — Алевтина Фёдоровна Попович.)

Попович достаточно интересно вёл рассказ о своих полетах, невесомости, какие ждут неожиданности человека в космосе.


Рецензии