Ставка рефинансирования Банка Россия

                Ставка рефинансирования Банка России

В России ставка рефинансирования – инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Банком России для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке.

Ставка рефинансирования является одной из процентных ставок, которые Банк России использует при предоставлении кредитов кредитным организациям.

Анализ изменения значения ставки рефинансирования в России в период с 1990 по 2017 г. свидетельствует о том, что существенного реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент пока не оказывает.

В начале так называемых либеральных экономических реформ в конце 90-х годов прошлого столетия в России уровень ставки рефинансирования оставался достаточно высоким по сравнению с аналогичным показателем в других странах. В частности, в течение 1993 г. ставка рефинансирования колебалась от 80 до 180%.

Согласно нормативным документам, начиная с июля 1993 г. процентная ставка Банка России устанавливалась на уровне не более чем на 7% ниже межбанковской рыночной процентной ставки. С конца 1994 г. эта норма была снижена до 5%.

Максимального уровня ставка рефинансирования в России была зафиксирована в апреле 1994 г. и составила 210%. В то время Россия имела одну из самых высоких в мире ставку рефинансирования и соответственно процентную ставку по кредитам, векселям и депозитам.

К октябрю 1994 г. правительству удалось понизить уровень процентной ставки до минимального на тот период размера – 130%.

Однако в том же месяце 11 октября в «черный вторник» произошло резкое падения курса рубля по отношению к доллару США с 2833 до 3926 рублей за доллар.

С целью недопущения дальнейшего падения курса национальной валюты ставка рефинансирования Банка России 12 октября вновь была резко повышена до 170%.

На протяжении 1995 г. уровень ставки рефинансирования Банка России колебался в пределах от 170 до 200%.

В результате проведения комплекса мер по финансовой стабилизации к началу 1996 г. правительству России удалось вновь снизить ставку до 120%, а к декабрю того же года до 48%.

В 1997 г. продолжалось плавное понижение уровня ставки рефинансирования, которая к октябрю достигла своего минимального значения за весь период так называемых либеральных экономических реформ в России и составила  21%.

В начале 1998 г. в связи с нарастанием кризисных явлений в финансовой сфере правительство вынуждено было опять пойти на повышение учетной ставки до 50%.

Однако эта мера уже не могла предотвратить финансовый коллапс. Правительство России 17 августа 1998 г. объявило о прекращении платежей по своим долговым обязательства, в том числе по Государственным казначейским обязательствам (ГКО) и
Облигациям федерального займа (ОФЗ), что фактически означало суверенный дефолт.

В результате ставка рефинансирования была вновь резко увеличена до 150%.
По мере преодоления последствий финансового кризиса в середине 1999 г.  ставку удалось понизить до 60%. С этого периода наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению указанного показателя.

За период с июня 1999 г. по февраль 2008 г. ставка рефинансирования понизилась с 55 до 10%.

Однако, для преодоления инфляционных процессов, в начале 2008 г. Банк России начал проводить политику постепенного повышения ставки рефинансирования.

В частности, в феврале 2008 г. ставка была повышена на 0,25%, в апреле, на 0,25%, в июне еще 0,25% и достигла 11%.

Последующее повышение ставки пришлось на начало финансово-экономического кризиса.

В ноябре 2008 г. Банк России увеличил данный показатель на 1%, в декабре еще на 1%, доведя ставку рефинансирования до 13%.

Следует подчеркнуть, что в это время практически во всех промышленно развитых были отмечены противоположные тенденции в денежно-кредитной политике.

Обострение финансового кризиса в конце 2008 г. усилило риски замедления экономического роста и снизило риски ускорения инфляции.

В этих условиях Центральные банки ряда стран провели беспрецедентную акцию по одновременному снижению ставок рефинансирования сразу на 0,5 пункта.

В частности, 9 октября 2008 г.  ФРС США объявила о снижении ставки по федеральным фондам до 1,5%, Европейский центральный банк – до 3,75%, Банк Англии – до 4,5%, Банк Канады – до 2,5%, Банк Швеции – до 4,25%, Банк Швейцарии  – до 2,5%.,  Народный Банк Китая – до 6,93% (снижение на 0,27%), Банк Японии сохранил ставку на низком уровне 0,5%.

Действия денежных властей России мотивировалось необходимостью остановить отток капитала за рубеж, и сделать менее привлекательным перевод рублевых средств в валютные активы, в условиях девальвации рубля.

Кроме того, использовался аргумент необходимости придерживаться принципа соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции, которые в то время составляла 13,3%. По этому показателю Россия занимала 16 место в мире.

Таким образом, ошибочная политика денежных властей и повышение ставки в условиях низкой ликвидности банковской системы фактически сделало недоступными кредиты для реального сектора экономики, что способствовало не преодолению, а усугублению кризисных явлений.

Под давлением экспертного сообщества и Правительства России в апреле 2009 г.  Банк России вынужден был изменить направление денежно-кредитной политики в отношении ставки рефинансирования, которая в апреле 2009 г. начала понижаться.

В период до конца 2009 г. Банк России 10 раз понижал ставку рефинансирования, доведя ее до 8,75%.

В 2010 г. эта тенденция сохранилась, ставка рефинансирования была снижена к июню до 7,75%.

Под предлогом борьбы с новым витком инфляции денежные власти вновь изменили тренд в установлении размера ставки рефинансирования, повысив ее значение в феврале 2011 г. до 8,0%. Этот показатель сохранялся в течение всего 2012 г.

                Ключевая ставка Банка Россия

В сентябре 2013 г. в арсенале денежно-кредитной политике Банка Россия появился новый финансовый инструмент - ключевая ставка.

Ключевая ставка – это ставка ЦБ, которую он устанавливает для коммерческих банков, выдавая им краткосрочные кредиты сроков на оду неделю.

Таким образом, основное отличие ставки рефинансирования от ключевой ставки заключается в том, что ставка рефинансировании используется для долгосрочного кредитования и сохраняет свои фискальные функции.

В период очередного валютного кризиса в конце 2014 г. Банк России в ночь с 15 на 16 декабря резко повысил ключевую ставку с 10,5 до 17,0%. Это решение денежные власти объясняли необходимостью уменьшения девальвационных и инфляционных рисков.

Таким образом, в очередной раз жесткая политика денежных властей и повышение ставки в условиях низкой ликвидности банковской системы опять фактически сделало недоступными кредиты для реального сектора экономики, что способствовало не преодолению, а усугублению кризисных явлений.

Под давлением предпринимательского сообщества Банк России изменил течение 2015 г. ключевая ставка снижалась пять раз и к декабрю составила 11%.

Денежные власти с 1 января 2016 г. привязали ставку рефинансирования к ключевой ставке и уровняли их значения. С этого времени самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается.

                Динамика изменения ключевой ставки Банка России

     Период действия                % ставки
               
                2017 г

с 30 октября 2017 г. - по 15 декабря 2017 г.                8,25
с 18 сентября 2017 г. - по 29 октября 2017 г.                8,50
с 19 июня 2017 г. - по 17 сентября 2017 г.                9,00
с 02 мая 2017 г. - по 18 июня 2017 г.                9,25
               
                2016 г.

с 27 марта 2016 г. - по 01 мая 2017 г.                9,75
с 19 сентября 2016 г. - по 26 марта 2017 г.                10,00
с 14 июня 2016 г. - по 18 сентября 2016 г.                10,50
с 01 января 2016 г. - по 13 июня 2016 г.                11,00

Источник: По данным Банка России


Несмотря на понижательный тренд размер ключевой ставки Банка России остается достаточно высоким, что оказывает существенное влияние на стоимость заемных средств для реального сектора экономики.

Это в свою очередь не способствует стимулированию роста экономики и потребительского спроса.

Следует отметить, что ключевая ставка и ставка рефинансирования в России выполняют не свойственные им в рыночной экономике фискальные функции.

Ставки законодательно привязаны к расчету штрафов и пеней при уплате налогов или задержке при выплате заработной платы, к ней привязано налогообложение повышенных доходов от вкладов населения и юридических лиц в коммерческих банках и др.

В России ключевая ставка до сих пор остается скорее экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции и стимулирования экономического роста.

В ближайшие годы с учетом баланса рисков для инфляции Банк России постепенно продолжит переходить от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике.

При этом регулятор будет оценивать не только инфляционные факторы и риски, но и динамику экономической активности.

В 2018 г. следует ожидать дальнейшего понижения ключевой ставки до 8 -7%.


Рецензии