Немного о проблемах воспитания

Трудности в общении родителей с детьми и один из возможных путей их решения.
В последнее время у специалистов, работающих с семьями, тревогу и озабоченность вызывают сокращение времени и ухудшение качества общения детей с родителями, снижение социального контроля и заботы о ребенке.
Поведенческие трудности и проблемы в обучении, нарушение социальной адаптации детей служат проекцией их отношений в семье. Корни этих проблем формируются в раннем возрасте. Родителям необходимо в процессе взаимодействия с детьми, сформировать социально приемлемые нормы поведения, помогать регулировать взаимоотношения с окружающим миром и осваивать разнообразные приемы организации поведения. (Токарева, Рычкова, 2011) Однако, некоторые авторы (Фёдоров, 2014) пишут о том, что современные родители не подготовлены к тем трудностям, с которыми связано общение и воспитание детей.
Токарева и Рычева выявили что, с одной стороны при взаимоотношениях детей и родителей наблюдается недостаточность требований, предъявляемых к ребенку (мало обязанностей и запретов, минимальность санкций, потворство ребенку), а с другой стороны – чрезмерность требований и запретов. Где же найти необходимую «золотую середину»?! (Токарева, Рычкова, 2011) Более того, Вдовина М. В. пишет, что в российской культуре семейного взаимодействия весьма устойчивы деструктивные способы отстаивания своих интересов ( давление, негативные эмоции…), распространена позиция «другие мне должны», культурное насилие при регулировании конфликтов. (Вдовина, 2009)
Возможно, причины проблем кроятся в том, что в семьях очень редко встречаются позитивные способы осуществления социального контроля: помощь вопросом, позитивное подкрепление, моделирование ситуации?! О пользе положительного подкрепления при общении и воспитании детей пишут такие талантливые педагоги как супруги Никитины, М. Ибука, С. Лупан и многие другие.
На вопросы «что же такое позитивное (или положительное) подкрепление?» и «в чем суть обучения с подкреплением?» красноречиво и доступно отвечает американский биолог Карен Прайор в своей книге «Не рычите на собаку».
Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия. В связи с этим вспоминается случай из моей практики работы промоутером. На одной из акций я работала с супервайзером, которая каждый день просила меня, чтобы я одевала головной убор. На третий день акции мне удалось его найти, принести и одеть. И что же вы думаете? Супервайзер даже не обратила внимания на то, что ее просьба выполнена! И конечно же на следующий день я случайно забыла головной убор дома. Не специально и не назло, а случайно, так как мое действие (надевание головного убора на работе) не получило положительного подкрепления. А если бы супервайзер просто выразила свое одобрение (словом, жестом, улыбкой), действие бы закрепилось, и я бы не забыла в последующем взять на работу головной убор.
Применение своевременного положительного подкрепления при взаимодействии с людьми явно облегчает взаимопонимание. А при обучении детей оно просто необходимо. Ведь подкрепление – это информация, своего рода обратная связь о том, правильно или неправильно выполняются определенные действия. «В тренировке спортсменов или при обучении танцоров, - пишет Прайор, - именно восклицания инструктора «Да!» или «Хорошо!», отмечающие нужное движение, а не разбор тренировки или репетиции в раздевалке дают требующуюся информацию.»
Однако, как и любой метод воспитания, обучение с подкреплением нужно применять правильно. К примеру, одним из условий применения подкрепления является СВОЕВРЕМЕННОСТЬ, т. е. подкрепление должно получаться сразу после выполнения действия, неважно, положительное оно или отрицательное. Такое наказание для детей за плохое поведение за обедом, как запрет просмотра вечерних мультиков, не приведет к формированию связи «Плохое поведение за столом – отрицательное подкрепление»
Что же может служить в качестве подкрепления? Это уже вопрос мотивации к деятельности. Не всякий ребенок будет радоваться кусочку колбаски или монетке за правильное поведение, однако очень многим детям важно и ценно внимание мамы, ее улыбка, словесное одобрение и объятия. Подробно о величине подкрепления, выработке условного подкрепления и схеме его подачи при выработке сложного поведения вы можете почитать в книге.
Отдельно хочется сказать про обучение через подражание. В начале 21 века итальянец Ризоллатти открыл существование «зеркальных нейронов», которые являются биологической основой подражательного поведения. Простые подражательные действия «отзеркаливания» наблюдаются уже у годовалых детишек. Сыновья, осознанно и неосознанно, копируют поведение своих отцов, дочери копируют поведение матерей. Не нужно об этом забывать, мысль о том, что «воспитывая детей, мы в первую очередь воспитываем себя» не беспочвенна. Если у ребенка существуют определенные поведенческие проблемы, нужно задуматься, может быть необходимо скорректировать вначале поведение родителей?! А также способность к подражательному поведению может быть хорошим помощником при обучении детей различным видам поведения и общения.

С помощью метода обучения с подкреплением можно не только вырабатывать нужное поведение, но и избавляться от нежелательного. К. Прайор подробно описывает 8 методов (4 отрицательных и 4 положительных) для борьбы с неправильным поведением:
- «убить зверя», т.е. преградить субъекту путь к реализации нежелательного поведения;
- наказание;
- отрицательное подкрепление;
- угашение: поведению дается возможность исчезнуть самому по себе;
+ Выработка несовместимого поведения
+ Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу.
+ «Формирование отсутствия»: подкрепляется все что угодно, кроме нежелательного поведения.
+ Смена мотивации.
Книга «Не рычите на собаку» – это не только пособие по дрессировке животных. Это незаменимый помощник родителям и педагогам, а также людям, которые ищут действенные методы борьбы с собственными вредными привычками и неправильным поведением.


Рецензии
сын рассказывал,
у него своя мастерская,
а папы НЕ пускают пацанов в гараж,
Ничего не обьясняют.....им...!**
и сказано ему было,
это никакие не папы,это - ВЫРОДКИ,
это Лютые ВРАГИ-нашей Прекрасной Родины..!!

Хранитель Хаоса   10.03.2018 09:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.