5. Моление о чаше...

ОСЕННИЕ ПИСЬМА.

ПИСЬМО ПЯТОЕ - МОЛЕНИЕ О ПРОНЕСЕНИИ ЧАШИ.

Да, ты права, и права очень во многом. Однако тебе пока не приходилось
по-настоящему сталкиваться с реальностью настоящего старения. Конечно,
кое-что содержится в нашей глубинной памяти, но только как некое руководство к действию. Иногда к очень простому («Пора и о душе подумать»), а иногда - сложному и многомерному ("Время собирать камни").

Потому что нельзя уходить, не ОСМЫСЛИВ, т.е. не высвободив смысла из умственной материи и природы опыта (обрати внимание - именно так, а не "обдумав" или "оценив"). Еще можно сказать и так: пережив все заново. Здесь мы не бежим в прошлое и не убегаем от будущего - мы подтягиваем одно к другому, а потом объединяем в одно целое и проецируем в будущее.

Так умозрительное превращается в реальное, а "неотвратимое"- в вероятностное. Причем ученый, мыслитель, поэт, философ будут делать это
по-разному. Еще сложнее ситуация на более низком уровне - уровне профессии. Например, врачебной. Но ведь ничто не мешает тому же врачу быть одновременно и философом, и поэтом, и просветителем, и ученым. Не зря в Библии сказано: "Врачу, исцелись сам!"

А это подразумевает и другое: "Исцелись сам, и через тебя исцелятся многие"... Очень напоминает ситуацию, когда христианину на костре предлагают доказать существование Всевышнего фактом его прямого вмешательства и чудесным спасением. Забывая при этом, что никакая молитва о "пронесении чаши" удовлетворена не будет... Дело-то ведь не в ней, не в чаше, а в том, ЧТО в ней содержится... Наверное, я впервые это понял, когда писал "Повесть о Человеке и Волшебной Лошадке". Было там такое:

А где-то рядом плыл, и содрогался,
И шелестел, как листья под ногой,
И умолял, и пропадал, и странно рвался
Бесплотный Голос, хриплый и больной:

«Я тосковал, и как журавль согбенный,
Как ласточка, взыскующая Дома,
Я звал и пел, я ждал – певец презренный...
Увы мне… Ты не слышал… Как солома,

Я сух и ломок… Отчего Ты отвратился?
И в день свершения Твоей победы
Укроюсь в тени Крыл Твоих – и вот
Бессмысленны все радости и беды -

Укрой меня в тени прохладных вод,
И в тени Крыл Твоих дай детям
Отдышаться… Нельзя, чтоб Он
Извечно так страдал…»

Но плакал Мир, и брел, и содрогался,
И рвал повязки с незаживших ран,
И снова шел, и снова ошибался…
«Переведи меня через майдан…»

«Переведи меня через майдан,
Через хмельное торжище людское,
Туда, где мир гречишного покоя,
Переведи меня через майдан…»

- ПЕРЕВЕДИ…

А рядом – тени, тени…

- Переведи… Ты мог… Ты обещал…

- Я не могу; я – кукла, тень на сцене,
Простите, люди, я не сдался -
я устал...

Я так старался, люди! Вы поверьте –
Я так ХОТЕЛ, но, слабый и немой,
Я умер сам - совсем не худшей смертью!-
Простите, павшие, что я еще живой...

- Зачем ты лжешь? Хватило б сотой доли…
Ты отступил… Твоя, ТВОЯ вина,
И не видать тебе ни радостного поля,
Ни неба, ни цветов… Испей до дна…

Испей, не бойся… Ты ведь мог и можешь…
Ты ОБЕЩАЛ!...

(Фокас В.М.)

Впрочем, это я так, к слову... Что же касается болезней и их лечения, то здесь все основательно и почти безнадежно запуталось.

Выздоравливать всегда хорошо. А вот болеть... К сожалению, есть вещи, от которых "выздороветь" невозможно. Таково большинство хронических процессов (а их не менее 90 %), не говоря уже о такой банальности, как возрастные изменения. Тот же бронхит... Можно ликвидировать обострение, но принципиально нельзя излечить от бронхита многолетнего курильщика.

Нельзя излечить и от физической природы. Я уже не говорю о болезнях несовершенного, искалеченного, невежественного разума и нищего духа. Последнее ныне понимается как область "психических болезней", лечить которые самонадеянно пытается множество людей с крайне малым эффектом.

Недавно мне довелось ознакомится с чрезвычайно интересной книгой Н.С. Гнатишина и А.А.Белова "Иные миры - Королева безумия". Страшное и в то же время чрезвычайно нужное чтение... Сколько же знакомого, понятного и даже пережитого я там встретил! Опубликованного во множестве современных изданий - и научных, и религиозных, и эзотерических, и философских, и психологических. "Иные миры" вполне можно считать некой "теодикцией безумия", пограничной областью, властно вторгающейся в реальность нынешнего мира и почти от нее не отличимую. Это первое.

Второе. Нынешняя медицина переживает тяжелейший кризис убежденности в своей правоте и невозможности быть убежденной хоть в чем либо. Везде царит ужасающий хаос и разноголосица, касающаяся и диагностики, и собственно лечения, и этиологии, т.е. причин и происхождения болезненных проявлений.

Все это предъявляет высокие, а зачастую невыполнимые требования как к врачу, так и больному. Вполне естественно, что для больного идеалом врача становится не просто "знающий", "профессионально подготовленный", опытный, но и добрый, милосердный, сочувствующий, понимающий, уверенный не только в своем праве на вмешательство в святая святых человека - процесс жизни и смерти, здоровья и болезни, но и в надежности своих знаний и методов. И еще - способный идти ради своих больных на определенные жертвы.

Однако самым главным во врачебном деле всегда было одно правило: "Никаких правил, кроме как отношения к больному как к уникальному и абсолютно индивидуальному существу. И то, что благо для одного, смертельное зло для другого".

Все это входит в понятие врачебной профессии и этики, в которой убежденность и уверенность - важнейшие составляющие. Причем первое понятие имеет самую тесную связь со словами "беда", "бежать", "убежище". А в старославянском зачастую содержало элемент насильственности: "убеждать" значило не только "уговорить"- но и заставить. (Как в летописи: "И собрал он войско великое и пошел убеждать супостатов"). То же и с "уверенностью" - здесь прямая и недвусмысленная связь с верой. Конечно, встретить такого "врача от Бога" в наше время почти невозможно.

Я, например, с трудом представляю себе, как сегодня смог бы осуществлять врачебную деятельность в атмосфере абсолютной неуверенности в чем бы то ни было и быстро набирающем ход процессе расчеловечивания во всех областях земного существования.

Теперь о медикаментозном лечении, практически вытеснившим все остальное. Подобная губительная монополия - крайне серьезная проблема. Сегодня доказано, что не только каждый человек, но и каждое поколение строго индивидуально "устроено" на всех уровнях - генетическом, тканевом, органном, психическом и духовном. Поэтому и лечить их надо по-разному, например, военное поколение (т.е. рожденное в 1941-1945 годах), первое послевоенное (1945-1950г.) и поколение 60-х.

А вот далее... Тут все меняется кардинально. К тем, кто родился в конце 80-х - начале 90-х годов все прежние подходы применимы относительно, а в группе нынешних 18-20-ти летних неприменимы вообще...

А как как лечатся сами врачи? Как правило, к коллегам они обращаются в крайнем случае. Отнюдь не из-за снобизма или самоуверенности, а из-за понимания довольно низкого уровня нашего знания о человеке вообще и о себе в частности. Однако: "Во многие знания есть многие печали". Поэтому нашей основой становится убежденность в сохранившейся способности организма противостоять любым нежелательным изменениям и приводить себя в порядок путем саморегуляции и самоизлечения.

Вопрос о том, что или кто запускает этот процесс, до сих пор остается открытым и вряд ли будет решен в обозримом будущем. Однако сегодня уже у многих есть определенный опыт настраивания и "уговаривания" тела по уже апробированным и вполне эффективным методикам. Медикаменты достаточно простые и надежные; почти всегда имеет место категорический отказ от любых разрекламированных средств и новомодных практик как не заслуживающих никакого доверия.

И еще одно - не фатализм, не смирение, не обреченность, а трудно объяснимая спокойная уверенность: все будет так, как должно быть, даже если будет иначе. И уж если придется умирать - что ж, все равно это неизбежно и, следовательно, не стоит делать из этого трагедию. Любой опытный и мудрый врач (а иных быть не должно) прекрасно понимает, что старого человека на земле уже мало что держит, в том числе и родственные связи. Понимает и то, что "эта Земля" в его жизни не первая и не последняя.

Вот и мы при нездоровье как бы раздваиваемся - жизнь болезни и жизнь реальная идут по-отдельности и особо не пересекаются. Остаются обычные заботы и необходимые дела, которых никто за нас делать не станет. Главное же - мы вполне готовы к уходу. Нерешенных проблем и незавершенных дел практически не осталось. Однако не стоит торопиться - у каждого существа есть резервы, о которых оно и не подозревает.

Поэтому умный, знающий и верящий будет жить, несмотря ни на что, и постарается привести себя и свой мир в порядок. Именно свой, ибо приводить в порядок мир большой, будучи в рас-христа-нном состоянии, невозможно. Надо стать чистым и светлым, чтобы не стыдно было предстать перед своими Учителями... Они ведь тоже люди, хоть и не совсем... И им так же нужны и любовь, и забота, и преданность. Важно и то, чему они нас научили, и то, что незаметно подсказали.

И последнее - крайне тонкий и деликатный момент. Что вообще может быть подсказкой, которая никогда не есть прямое указание или совет? Что может быть под- или над- сказкой?. А точнее - СКАЗОМ? - "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"?

Про урок ясно. Про МОЛОДость тоже. А вот чем ученики - добры молодцы - должны заниматься? Конечно, очень и очень многим. И в первую очередь - нести добро. Не зря ведь ЗЛЫХ молодцев не бывает в принципе. А что делают взрослые и состарившиеся?.. Вспоминают "минувшие дни и битвы, где вместе рубились они"? Мало. Безнадежно мало...

Да и магистральных направлений движения не так уж и много - странствие, познание (исследование), служение и творчество. Четыре измерения личностного и душевного пространства, движения и времени. Убери хотя бы одно - и вся работа становится неполноценной; два - и гарантирована редукция, сползание в реальность "плоского мира". Почему и нужны непременно четыре.

Однако, оказывается, что и этого мало. И тогда идет очередная и невероятная подсказка, в корне все меняющая... Помню, в какое изумление и потрясение я пришел однажды, когда из-под пера вдруг само полилось:

То  же,  что  и  ты,
Я  пережил...
Мы  шли  одной  дорогой.
Я  вспоминал, 
И  мир,  в  котором  был,
Открылся  вновь...

Я  чувствовал  так  много,
Что  слов  во  мне  не  стало...

Мудрый  лес 
Меня  обнял,
И  радостное  чудо 
Мне  улыбалось,
Музыка  небес 
Во  мне  звучала,
И  всюду 
Я  видел  жизнь  людей...

Вода  и  крест  шептали:
«Не  оставлю  и  пребуду»...

Я  храмом  был...
Далекий  благовест
Звучал  во  мне, 
И  новым  узнаваньем
Кричало  сердце;
Радостная  боль
Жила  во  мне, 
Как  мощное  звучанье,
Как  песня  жизни, 
Как  вселенная...

Позволь
Мне  подарить  тебе 
Иное  пониманье
Того,  что  я  увидел —
В  нём  пароль
К  сокрытому  и 
Память   о  начале.

Оно  есть  истина, 
Сплетённая  из  слов
О  Корабле,  о  Доме, 
О  Причале,
О  Подвиге  и  Жизни...
Ты  готов?..

***

Теперь,  когда  уже так  много
Тебе  открыто,
следует  опять
Оставить  всё 
И,  севши  у  порога,
Свой  сделать  выбор -
Есть,  что  выбирать
И  есть,  куда  идти. 

А  я,  как  прежде,
Спрошу  тебя:
"Куда,  к  каким  мирам
Ведёт  тебя  великая  надежда?
Во  что  ты  веришь? 
И чего желаешь  сам?"

Не  торопись  с  ответом. 
Я  не  вправе
Ничто 
Навязывать насильно.

Не  спеши
Туда,  где  в  истине  огня 
И  в  вечной  славе
Сияет  вечное,
Туда,  где  для  души
Светло  и  радостно, 
Туда,  где  тяжкий  труд
Избыл  себя, 
Где прежние  заботы
Истаяли, 
Туда,  где  нет  минут
И  нет  часов,
Туда,  где  нет  работы
И  нет  усталости,
Туда,  где  совершенство
Рождает  завершённость, 
Где  царит
Извечное 
И  чистое  блаженство,
Где  бытие  себя 
В  себе 
Творит...

Не  торопись 
В  миры   волшебного, 
Подумай:
Зачем  они? 
Когда,  какой  ценой
За  них  заплачено? 
И  суммой 
Чего 
Они  являются? 

Виной
Уставшего  Создателя? 
Игрушкой? 
Развлеченьем?
Прообразом 
Чего-то?
Или  в  них
Сокрыта  тайна 
Изначального 
Творенья,
Как  скрыто  Слово 
В  глубине  священных  книг
И  скрыта  память?..

Чья  неистовая  сила
Даёт  им  жизнь? 
Пришли  или  ушли 
Их  Предстоятели?
ЧТО  к  жизни  породило
Их  дух  и  душу?
ЧТО  им  до  Земли
И  ЧТО  Земле  до  них?
ЧТО  делать  человекам
В  таких  мирах? 

Учиться  побеждать?
Решать  добро  и  зло?
Стать  новым  веком
И  утвердить  закон, 
И  утверждать?

Ты  не  единственный, 
Кто  древними  путями
Ходил  и  ходит,
Ты  не  первый, 
Кто  решил
Подвергнуться 
Суровым  испытаньям
На  чистоту  и  прочность, 
Кто  вершил
Не  силой, 
А  любовью  и  стараньем...

Есть  всходы  добрые, 
А  то,  что  не  взошло,
Уйдёт  и  станет 
Лишь  напоминаньем
О  том,  что  было 
И  о  том,  что
Быть  могло...
    
Теперь  скажу  о  главном. 
Я не вечен,
Хоть  протяжён...
Усталость  и  печаль
Знакомы  мне,
Бег  жизни  скоротечен
И  не  успеть  за  ним.

Мне  только
Очень жаль,
Что  не  увижу 
Воплощенья, 
Не  увижу,
Как  прежнего 
Не  станет,
Но  рассвет
Пожалуй  что  застану...

Песнь творения, 
Сам стану песней
И сквозь бездну лет
Я буду звать, не ведая сомнений,
И ты услышишь -
Ведь меня
Иного нет...

Рождённые  призывом, 
Нисходим  мы  на  Землю;
Океан
Идёт  волной 
По  рекам  и  заливам
И  вот  находит —
Здесь,  и  тут,  и  там -
Зовущих  нас...

Так  жаждущий  Иного
Идёт  в  Иное, 
Неизбежно  на  пути
Встречая нас,
Движение  земное
Сливается  с  небесным.
Нам  идти
И  в жизни, 
И  в  посмертии.Зовущий

Обрёл  Наставника,
Тот — Друга, 
И  теперь 
Не  разделить  их:
И  берущий,  и  дающий
Единым  стали 
И  единой  стала  дверь
Для  выхода  и  входа,
только вот- им 
Суждено  расстаться...

Их  прощанье
Недолгим  будет —
Время  вспять 
Пойдёт, 
Единое  дыханье
Да  не  прервётся...

Вижу,  не  понять
Тебе  слова  мои —
Как  я, такой  большой,
Могу  прерваться? 

Порождённое  душой
Не  забывается, 
Оно  живёт,  и  слышит,
И  видит  всё...

Как  я  могу  уйти
В  кого-то  и  куда-то, 
Где  не  знаю
Путей Своих?
Забыть  и  не  найти
Дорогу  к  Дому?

Путь  не  выбирают -
он  выбирает...

Если  в  нём  любовь —
Забудь  себя;
Отдавши  во  спасенье —
Не  жалуйся,
Сгори  в  огне —
И  вновь 
Воскресни  к  жизни.

Каждое  движенье
Запомни  накрепко.

И  я,  и  ты,  и  мы —
Начало  лишь, 
Основа  постиженья,
А  далее...

Предчувствие  зимы
Уже  живёт  во  мне:
Становится  всё  тише
Звучанье  прошлого,
Теперь  уж  не  узнать

Пришедшего, 
Поставленного  свыше
Растить,  учить, 
Воспитывать, 
Спасать...

Ты  не  забыл,  ты  помнишь,
Но  как  редко
Зовёшь  меня, приходишь...

Старый  Дом
Всегда  открыт, 
Деревья  у  беседки
Так  выросли —
Узнаешь  их с трудом...

А Мне...
Мне  некого  учить 
И  некого  воспитывать...
Кто  в  этом  странном  мире
Споёт  мне  песню?
Кто  придёт  лечить 
Мои  недуги?
 
Кто  в  квартире
Свечу  зажжёт?
Кто  станет,  не  спеша,
Спешить  ко  мне? 

Ведь  я  давно  не  знаю,
КТО  я  теперь?..

Быть  может, это Я -
Душа  твоя
И  души  тех, 
Кто,  умирая,
Нашли  приют 
В  тебе?..

А  может,  я  и  есть
То  общее, 
Что  истинно  решает
Дальнейшее 
Теперь,  сейчас  и  здесь?...
Я  есть  неведомое  мне...

Так  много 
Во  мне  всего, 
Что  трудно  совместить
Своё  прибавленное -   
И  дарованное  Богом -
И  быть  таким, 
Которым 
Должно  быть...

Я излечил  тебя, 
Но  я  уже  не  властен
Над  странной  силой,   
Что  рождается  в  тебе
Уже  сегодня.
Я причастен
К  её  рождению, 
Я  был  в  твоей  судьбе...
Мне  будет  не  хватать  тебя.

Я  долго  не  забуду
Ни  этой  жизни, 
Ни  того,  что   было  в  ней,
Я  долго  буду  радоваться чуду,
И  горевать, 
И  будет  всё  светлей
Твоя  дорога...

К  Звёздным  Рекам
Лежит  твой  путь, 
И  кем  бы  ты  ни  стал —
не  забывай  меня,
Рожденный человеком,
И возвращайся...

Что-то  я  устал,
И  ты  устал.
Не  торопись  с  решеньем.
Я  всё  отдал тебе... 

Ну а теперь 
Позволь
Обнять тебя
И  попросить  прощенья,
Мой  Ученик...
Моя  любовь  и  боль...

(Фокас В.М.)

Вот из таких странных, необъяснимых и "мистических" разговоров рождаемся и мы, и наша будущая жизнь, и мы "Здесь", и мы "Там". И это тот случай, когда  и разумности, и опыту, и духу сомнения остается лишь смириться или молча пожать плечами...

И все же время еще есть, хотя наше горемычное военное поколение стройными рядами и колоннами приближается к ВРАТАМ... Ну, может быть, не к вратам, а к некой маленькой калитке, о которой знают лишь немногие. Сейчас это уже не игра, не некое умозрительное построение, а абсолютная реальность, отменить которую невозможно. Поэтому есть смысл ПОУПИРАТЬСЯ... И даже попросить о помощи… Думаю, что в этом нет ничего зазорного.

Вообще же прошедший месяц был препоганым. Просто очень уж активно плакаться в жилетку не принято... И вот ведь что интересно - даже несмотря на пакостное состояние, все равно встаешь, собираешься с духом (и опять - какое точное определение! Именно с ним, ДУХОМ, а не с телом или разумом) и принимаешься за необходимые дела. И ведь явно становится легче! А еще можно сесть и написать письмо…

Конечно, подобные «осенние размышления» -  не философская, не религиозная, не психологическая и даже не эпистолярная классика. И уж тем более не беллетристика, традиционно считающаяся гораздо ниже вечной и неуничтожимой классики. Ведь ее буквальный перевод с французского означает belles lettres — «изящная словесность» —т.е.  общее название художественной литературы. А вот если немножко сместить расположение букв, то получится belle tristesse - Изящная (Прекрасная) печаль... Или Печаль по Далекому и Прекрасному....

Что-то многословен я сегодня, как институтская барышня. Старческая болтливость, сударыня... А может быть, боязнь того, что ТАМ так поговорить не удастся.

Засим позвольте откланяться.

***


Рецензии