Струны понимания. Глава 14

1. В прошлой главе на примере Антигоны Софокла мы видели, как смысловой принцип диалогической взаимосвязанности (второй принцип смысловой реальности)находит себе выражение в культуре и обществе древней Греции эпохи экзистенциального социального кризиса политической кульминацией которого явилась длительная и разрушительная  Пелопоннесская война (она в равной степени была международным и внутренним, гражданским, классовым конфликтом).

2. В этой главе на примере такого важнейшего культурного и религиозного документа раннего христианства, как Евангелие от Иоанна, мы рассмотрим динамику двух других смысловых принципов, а именно полярности (5) и опосредованности (знаковости)6. Мне нет необходимости обсуждать роль полярности в природе и технике, она хорошо известна любому, кто хотя бы поверхностно знаком с такими основными элементами современной физики, как теория электромагнитного поля. Но как функционирует полярность в культуре и каким образом можно осмыслить ее и ее творческую антитезу знаковость/опосредованность с помощью контекстного анализа?

3. С точки зрения контекстного анализа одономика СВА(от греческого odos путь), образованная правой имманентной идиографической вертикалью СВ в сочетании с нормативной диагональю СА и верхней сигнификативной горизонталью АВ занимает важное, если не центральное место в Евангелии от Иоанна. С ней связано например самоотождествление Иисуса, выраженное в знаменитом изречении "Я есмь путь, истина и жизнь". Здесь нижнее правое контекстное поле личности С соотнесено с верхним левым полем А абстрактных принципов, таких как истина и справедливость и с верхним правым контекстным полем В конкретных жизненных форм. Среднее положение между ними занимает "путь", соединяющий личность С с контекстным полем субъекта власти F в середине верхней сигнификативной горизонтали АВ.

4. Вместе с тем линия СF это диссоциативная диагональ и диссоциативность Иисуса, его противопоставленность иудейской религиозной верхушке является центральной темой этого Евангелия, где конфликт Иисуса с фарисеями и саддукеями осмысливается в терминах несовместимых полюсов. Такое разделение и перестановка с точки зрения Иисуса оказывается частью божественного плана: "На суд пришел я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы".

5. В плане числового варианта контекстного анализа одономика также оказывается связанной с поляризацией. Сумма трехчленных числовых форм двух из ее сторон,прилегающих к главному для нее одономному углу В: имманентной вертикали В 3 G 8 C 4 и сигнификативной горизонтали В 3 F 7 A 2 дает число 756,которое является весьма необычным числом, имеющим 24 делителя. Ключевые слова "вода" и "дух" упоминаются в Евангелии от Иоанна 24 раза (ср. рассказ книги Бытия о сотворении мира, где говорится о том, что Дух Божий веял над водами). В греческом алфавите 24 буквы.

6. Это число имеет большое символическое значение и в других культурах. Согласно древнеиндийским философским идеям, имевшим большое влияние на индуизм и буддизм мир построен с помощью 24 творческих принципов. Полярность, различие полюсов может означать как их взаимодействие, так и борьбу между ними. Согласно зороастрийскому преданию, упоминаемому в тексте Плутарха (Плутарх, Изида и Осирис 47)в мировом яйце находятся 24 бога, созданных Ахурамаздой и 24 бога, созданных Ариманом.

7. Заметим, что число 756 можно представить в виде трех простых чисел 2,3 и 7, возведенных в степень 2, 3 и 1 и помноженных друг на друга 2Х2Х3х3х3х7. Все эти числа соответствуют порядковым номерам контекстных полей, расположенных на верхней "небесной" сигнификативной горизонтали А 2, F 7 и В 3. Таким образом связь между небом и землей как бы исчезает, снимается в этой парадигме, значения контекстных полей правой имманентной вертикали как бы отсутствуют из этого числа, несмотря на то, что эти числовые значения присутствовали как один из компонентов формирующей это число суммы (см. выше).

8. Эта числовая тенденция одономики к поляризации соответствует критике земного "низкого" и контрасту между ним и небесным "высшим", который хорошо прослеживается в Евангелии от Иоанна.

9. Ну а теперь обратимся к энергономике ADB, представляющей другой шестой смысловой принцип знаковости /опосредованности. Ее формативная диагональ DB восходящий формативный вектор)может быть прочитана как 53 в соответствии с порядковыми номерами соответствующих контекстных полей D (5) и В (3) матрицы идентичности. Назовем такое прочтение простой нумерационной формой. Но учитывая, что эта диагональ проходит через центр матрицы (I=1)и этот центр в соответствии с первым смысловым принципом центрированности является исходной точкой матричных построений мы можем поместить эту единицу на первое место и тем самым получить центральную нумерационную числовую форму 153.

10. 153 это очень интересное число. Оно является суммой первых 17 целых чисел. Кроме того уже в дохристианской древности его связывали с фигурой, называемой по латыни vesica pisces, буквально желчный пузырь рыбы. Это делал уже Архимед в своей работе Об измерении круга где он соотносил с этой фигурой следующую пропорцию 265/153, обозначающую соотношение длины сегмента, образованного пересекающимися окружностями к его ширине. Сама фигура образована наложением двух окружностей, пересекающихся таким образом, что центр каждой из них совпадает с окружностью другой. В результате этого совмещения получается изображение рыбы.

11. В книге Свиток и сапог (часть 2 и 3) мы выявили центральное значение восходящего формативного вектора DB для Иисуса и отметили, что в отличие от Гиллеля и его учеников, где это вектор тематизирован главным образом в рамках формономики CDB, для Иисуса этот вектор тематизирован в первую очередь двумя другими парадигмами, а именно энергономикой DAB и производной от нее парадигмой трансферономики EDB, со свойственными ей парадоксами и неожиданными поворотами. Как мы выяснили на основании целого ряда евангельских текстов именно трансферономика, парадигма странничества, имела особенное значение для Иисуса, была, так сказать, его личной парадигмой идентичности.

12. Посмотрим теперь на числовое значение трансферономики. Мы можем получить это значение, если сложим вместе суммы всех трех ее линий DE (56), EB (65) и DB (53)=174. Это значение суммарной числовой формы трансферономики очень близко к тому числу (приблизительно 1.73=1хкорень из 3) которое дает Архимед для дроби 265/153.

13. Ну а энергономика DAB? В каком соотношении находится она
с этой тематизацией формативного вектора? Если сложить три стороны энергономики DA (52), AB (23) и DB (53) мы получим следующее значение суммарной числовой формы 128.

14. 128 это двойка (порядковый номер основного для энергономики контекстного поля общих принципов А) в седьмой степени. Кроме того это удвоенный символ энергетического поля, ср. 64 гексаграммы в китайской протодаосской Книге Перемен. Может быть здесь имеется в виду излюбленная тема позднейших исихастов сочетание тварных и нетварных энергий? Символом энергетического поля является круг или же взаимодействующие друг с другом круги полюсов. Только здесь это взаимодействие понимается не как отталкивание, а как притяжение. Вспомним наложение двух окружностей, дающее форму рыбы в символе Vesica Pisces. Таким образом опосредованность одономной полярности (пятый смысловой принцип см. выше)и тем самым преодоление свойственной ей ограниченности находит себе выражение в энергономной знаковости (шестой смысловой принцип)где утверждается приоритет любви (символ "рыбы") над ненавистью и враждой. Трехчленное прочтение другой стороны энергономного треугольника-боковой вертикали A (2) E (6) D (5) дает нам числитель указанной Архимедом дроби."Рыба" таким образом заложена в энергономику в виде соотношения между числителем 265(стороной АЕD)и знаменателем 153 (стороной DIB в центрально радиальном векторном прочтении см, выше).

15. И мы имеем прямое указание на число 153 в тексте Евангелия от Иоанна (21.11),где описывается явление воскресшего Иисуса ученикам во время ловли рыбы на Галилейском озере. Ученики согласно этому тексту поймали 153 больших рыбы. Здесь пересечение окружностей связано с темой любви учеников к Иисусу. Именно об этом спрашивает Иисус у апостола Петра.   

 


Рецензии