27. Коллекция запахов. Телефон - это роскошь!

 Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2017/11/27/196


                Я всегда была неравнодушна к запахам, у меня была прекрасная память на них. Я внезапно могла вспомнить какой-нибудь из их множества и всё, что на тот момент было связано с ним. Через годы я вдруг вспоминала запах чужого дома, запах какого-то предмета, цветов, растений или запах каких-то событий. Если я заходила домой и унюхивала ЧУЖОЙ запах, то сразу спрашивала:"Кто-то у нас был?", и ответ подтверждал моё предположение. Это не обязательно должен был быть очень сильный запах, иногда только какие-то едва ощутимые волны незнакомого духа. Возможно, это обострённое обоняние было дано мне, как компенсация, за плохое зрение, а, может, это у всех так обстоит с восприятием запахов, не знаю.
 
              Всегда очень сильно я страдала от плохих запахов, от духов или одеколонов, которые мне не нравились, вплоть до бессонницы, головной боли или даже рвоты. Неприятно пахло в больницах и поликлиниках - лекарствами, дезинфекцией, болью, страданиями и обречённостью, в детском саду противно пахло каким-то молочным духом, маленькими детьми, беспомощностью и одиночеством. В подъездах пахло затхлостью, сыростью, кошками, пылью.

              И, наоборот, радовали запахи, которыми я не могла надышаться - запах чистой воды, запах лугов, запах роз, сирени, цветущих черёмухи, каштанов, акации, запах капелек смолы с новогодней ёлки и клейких тополиных листочков, только что проклюнувшихся из почек, запах дождя и прибитой его тяжёлыми каплями толстой пыли дорог, арбузный запах свежего мартовского ветра, ароматный, едва уловимый пар от весенних проталин земли, запах выстиранного белья, принесённого с мороза, запахи любимой еды, да мало ли на свете приятных запахов. Но милее всего мне всегда был свежий воздух, поэтому в нашей комнате и зимой и летом была открыта форточка.

               Ещё я любила  "коллекционировать" новые запахи, узнавать какие-то новые, доселе не слыханные мною. Для этого я любила поджигать разные материалы, чтобы ЗНАТЬ запах. Сожжённые бумага, трава, дерево, хлопок, шерсть, шёлк, пластмасса - всё пахло по-разному. У одного сожжённого материала был приятный дымок, от другого исходила просто ужасная вонь. Конечно, я была очень осторожна, не злоупотребляла этим своим увлечением, а  новые запахи изучала, так сказать, по мере поступления возможностей для этого.

              Как-то мне пришло в голову, что я не знаю, как горит вата. Тут же нашёлся подходящий клубочек, я положила его на письменный стол на какую-то металлическую пластину и подожгла. Но вата не горела, а как бы тлела. Уловив запах горелой ваты, я запомнила его и потушила тлеющий комок. Опыт был завершён, и я потеряла к нему интерес.

             Вскоре я засобиралась на улицу - погулять. Но зачем-то зашла снова в спальню. Уловив какой-то неуловимо другой запах в комнате, я начала искать его источник. Чуткий нос привёл меня в кукольный уголок за письменным столом. Оказывается, до конца недотушенный комок ваты от порыва ветра соскользнул со стола на кукольную кроватку. В белом кружевном покрывальце, покрывавшем кукольную постельку, уже протлела дыра, опалённые края которой  закоричневелись. Ахнув, я быстро затушила водой вату, радуясь, что вовремя заметила этот тлеющий очаг. Прожжёное покрывальце захоронила где-то в глубине кладовки, подальше от маминых всё видящих глаз. Если бы я ушла из дома, то пожар был бы неминуем, а пожар - это страшное событие во все времена. Я хорошо помнила, как по подъездам время от времени ходили какие-то люди, иногда и с детьми вместе, и просили:"Подайте погорельцам!" И все соседи помогали, кто чем мог: деньгами, продуктами, одеждой и обувью, хозяйственной утварью.
 
              Мама, конечно, была не в курсе моих "научных" экспериментов, иначе я тут же получила бы от неё хорошую взбучку. Впрочем, иногда она реагировала неадекватно на наши некоторые развлечения. К тому времени нам установили через какие-то мамины знакомства домашний телефон. Это было чудо современности для нас, хотя и был изобретён телефон давным-давно. Белый телефонный аппарат удлинённой формы стоял на трюмо в нише между коридором и кухней и радовал наш глаз. Телефон был для нас, как предмет роскоши, ранее нам недоступный даже в мечтах, а тут вдруг воплотившийся в действительность, вполне такой вот осязаемый, красивый, гладенький, им хотелось только любоваться, а иногда украдкой и поцеловать! :)))
 
             Правда, звонили нам редко, а хотелось каких-то действий с этим чудом техники. Поэтому  иногда, на потеху Вере, я набирала случайный номер и говорила в трубку какую-то тарабарщину, имитируя якобы башкирский или татарский язык. На том конце провода растерянно вслушивались в мою речь, а потом вежливо говорили, что вы, дескать, ошиблись номером, и клали трубку. А мы с Верой весело смеялись.

              Мама как-то прознала о моих проделках, и когда у нас в гостях была её младшая сестра, тётя Аля, мама сказала мне:"А, ну-ка, давай позвони, поговори по-татарски". Я тут же с удовольствием позвонила кому-то наугад, поговорив неудержимым потоком тарабарщины с невидимым абонентом и вызвав после звонка дружный смех присутствующих.

              Честно сказать, я была удивлена таким добродушным отношением мамы к моей проказе. Телефон в советское время простым людям доставался очень  непросто! За баловство по телефону его могли и отключить в воспитательных целях, ведь другие люди годами, а то и десятилетиями, стояли в очереди на установку телефона. Конечно, всякого рода начальствующим "шишкам", большим и малым, телефоны устанавливали  без всяких очередей - ведь все они были на особом положении, а народ, который оставался без домашних телефонов, использовал телефонные автоматы в телефонных будках. Стоил звонок две копейки, но иногда автомат подло проглатывал монетку, а связь не устанавливалась, поэтому с собой надо было брать несколько монеток про запас. Случалось, что телефонный аппарат был сломан, трубка  разбита или вырвана, что называется, "с мясом". Хулиганы часто поджигали будки, переворачивали их, били стёкла или попросту мочились на пол в них.

Продолжение:http://www.proza.ru/2017/12/10/281


Рецензии
Насчёт запахов мы с Вами похожи. Мама про меня говорит: "Твой нос на двоих рос, одной достался".
Понравились Ваши "проделки"!

Маргарита Морозова 3   10.12.2017 08:20     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Маргарита! А у нас мама говорила:"Нос - семерым рос, одному достался!" Но это в тех случаях, когда у кого-то был очень солидный нос :)

Незабудка07   10.12.2017 20:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.