7. 1. Путь преображения...

ОСЕННИЕ ПИСЬМА.

ПИСЬМО СЕДЬМОЕ - ПУТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ.

Сегодня принято считать, что нет ничего проще, чем дискуссии о религии, истории и культуре. Необходимы лишь некоторые общие представления о предмете разговора и (обязательно!) - наличие собственного мнения и свобода его высказывания. И только люди, посвятившие жизнь этим сложнейшим вопросам, отчетливо понимают - и первое, и второе, и третье не столько научные дисциплины, сколько реалии всеобщего существования. Они не менее, а более сложны, чем экономика, физика, математика. В наступившем веке история, культура и религия быстро превращаются из надстроечных ценностей в ценности базовые, и именно они будут определять наше будущее.

Поэтому столь важным представляются два события этой осени - столетие революционных событий 1917 года и 21-й всемирный русский народный собор – одновременно общественно-политический и православно-религиозный форум русского народа. Состоялось серьезнейшее обсуждение исторического, культурного  и религиозного опыта судьбоносного ХХ-го века и намечены основные направления развития нашей страны в столетии ХХ1-м.

Одним из главных итогов прошедших обсуждений оказалась принципиальная возможность достижения согласия и создания консолидированного общества. С другой стороны, было выявлено катастрофическое незнание самых основ как исторического, так и религиозного процесса, неразвитость мышления, неспособность к анализу, синтезу и прогнозу, условность того, что называется гражданским обществом и правовым государством. Люди научились неплохо говорить, но так и не научились понимать, решать и делать. Поэтому работы впереди непочатый край, а многое приходится начинать практически заново .

Начнем и мы. Не с политики, не с истории, не с идеологии, а с религии. Почему с нее? Наверное, потому, что она должна пониматься  как культурообразующая, нравственная и духовная ценность, определяющая главный смысл существования человеческой расы. Поэтому как никогда важно определить основные взаимосвязи, тенденции и векторы, т.е. лишь того общего, из которого происходит частное. Начнем с религии, потому что она сегодня наиболее активная составляющая триады.

Первое, что мы видим - это полная невозможность отделить ее от всего остального, вычленить как нечто отдельное, независимое, существующее само по себе, ничем не обусловленное и самодостаточное.

Второе - невероятно огромный, разнонаправленный и во многом противоречивый спектр всех ее проявлений, разный настолько, что мы в каждом отдельном случае  с трудом узнаем ее или принимаем за что-либо другое.

Третье – открытость  в сочетании с мистичностью, погруженность одновременно в себя и в мир, особая свобода как для входа, так и для выхода, немыслимое сочетание страстной проповеди, взвешенного суждения и почти детского доверия со страданием, горем, заблуждениями, невежеством, сомнениями. Это странный союз глубочайших прозрения разума с откровениями духа, правдой пророка, святого, с безумием кликуши и юродивого, единство Слова и Поступка с Божественной Истиной, человеческой случайности и временности с Божественным Промыслом.

И это все - лишь малая часть того, чем в сути своей является религия. Не будем забывать и о том, что как духовная реальность, так и религиозная истина многолики, поэтому и религий достаточно много. В определенном смысле, они суть одновременность библейских Древа Жизни и Древа Познания, условных и абсолютных одновременно.

Однако для человека их условность и относительность заключены в почти в абсолютную форму. Любая попытка выйти за их пределы приводит к совершенно непредсказуемым последствиям. Все религии идут от общего к частному. Невозможно познать Бога, ничего не зная о Нем, и так же невозможно познать Его, ничего не зная о себе самом. Поэтому никогда не следует забывать - все мы Дети Бога, однако крестила нас Вечность, и окончание пути нашего тоже там - в Вечности…

Однако для смертного, короткоживущего и несовершенного, такое понимание значительно затруднено. Недоступно также  проживание в реальностях, не соответствующих земным законам нашего существования. Мы вынуждены искусственно разрывать единую цепь становления, выглядя внешне лишь фрагментом, осколком, в то же время содержащим память об утраченном единстве и целостности.

Религия изначально вынуждена была смириться с разделением и оппозицией.  Призванная объединять, она зачастую разделяет, призванная дать объяснения всему, она не может этого сделать, призванная стучать, она не может достучаться. Будучи носительницей духа, она вынуждена обращаться к разуму и чувству.

Особенно трудно приходится христианскому вероучению, ибо в нем есть то, чего нет во всех остальных религиях. Однако это не означает, что оно пришло буквально из «ниоткуда» и не содержит никаких предшественников, ибо все без исключения религии имеют одно происхождение, одного Создателя.

Реализуя себя в земном пространстве, каждая религия вынуждена подчиняться закону духовной эволюции, эволюционной целесообразности и исторической закономерности. Когда мы утверждаем, что Новый Завет и христианство неизмеримо выше Завета Ветхого и иудаизма, что они являются принципиально новой ступенью духовной эволюции человечества, то неизбежно сталкиваемся, например, с проблемой религий предшествующих или последовавших уже после христианства.

Мы не можем не задавать себе вопрос: один и тот же был Бог, о котором говорил Иисус, и тот, от имени которого говорили ветхозаветные пророки и Магомет? Куда делся Сын Божий и Сын Человеческий в исламе? Были ли ведические божества одним и тем же, но во множестве? За кем идти нам, кому молиться и кому верить? Или просто принять как должное, что вот здесь и здесь Всевышний по одному Ему ведомым причинам проявляет одну свою ипостась, а здесь - другую? И что теперь нам, простым людям, делать - мириться, враждовать, дружить, искать общее? И это всего лишь один из примеров того, как нерешенная богословская проблема может рождать семена непонимания, вражды и ненависти…

Конечно, всегда можно сказать, что все это - происки врага рода человеческого, однако саму проблему это не решает. Есть и иные пути - винить во всем человеческий разум, противопоставивший себя вере, предавать анафеме науку и технологический прогресс, сетовать на невежество и бездуховность современного человечества ит.д.

Предпримем маленькое исследование. Очень многим известно ставшее почти догматом высказывание ап. Павла: «для иудеев соблазн, для эллинов безумие». Обычное (мирское) толкование этого постулата следующее:

«Христос, прояви он желание, мог бы уже тогда стать царем Иудеи, прогнать римлян и сделать народ свободным. Однако, дав согласие на казнь, люди  соблазнились и отвергли своего же мессию. Т.е не приняли праведники, книжники и фарисеи, а грешники, мытари, разбойники и неправедники приняли. Греки - язычники; их удел  рассуждать, философствовать, но не верить в чудо. Распятие не входит в их понимание мудрости, наоборот, это поражение, а вера в воскресение - безумие».

Конечно, это несколько примитивно, но верно в сущности. У отцов церкви толкование куда более глубокое, но здесь хотелось бы обратить внимание на еще один очень важный аспект. Дело в том, что все, произвольно вырванное из общего контекста, во многом теряет свою полноту и целостность. Цитируем:

19. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

Невероятно пронзительные, глубокие и истинные слова… Однако, что скрывается за понятиями «мудрость мудрых», «разумность разумных» и как может «Обратить Бог мудрость мира сего в безумие»? Как превратить мудрствование  мира в Божию силу и Божию премудрость? И главное, ЗАЧЕМ?  Ап. Павел дает следующую подсказку:

«Облекитесь  в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания,ни мужского, ни женского,  ни богатства, ни бедности,  ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но все и во всем Христос».

Итак, разум, премудрость и моральное совершенство. Причем разум мира противопоставлен премудрости Божией, а моральное совершенство есть залог равенства людей перед Создателем… Новое ли это? Отнюдь…

Пророк Иеремия (родился около 645 г. до н.э.): «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Ибо мудрость разумных — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение».

А что было еще раньше? До Христа, до Иеремии, Илии, Иерусалима, Рима, Египта, Эллады? До христианства, иудаизма, зороастризма? Было лишь одно, но немыслимо важное - ищущий и вопрошающий разум…

Кто Истину знает? Кто нам
Возвестит Её здесь?…
Кем и откуда родилось,
Как в мир пришло
Творенье это?
Откуда Боги
Явились в сей мир сотворенный
И как?
Так кто нам ответит –
Откуда же все появилось?
Быть может, оно  и
Создало себя самоё?
А, может, и Тот, кто над
Всем Надзирает – на Небе
И с Неба – а, может, Он знает?..
Иль – тоже не знает
О том, что же было тогда –
В том странном Ничто, где даже
И Он был Ничем…

(Ригведа).

Не к этому ли призывают нас возвратиться и пр.Иеремия, и ап. Павел, и, наконец, сам Иисус? Не является ли этот путь возвратом к «путям древним, где путь добрый», и где обретем мы «покой души нашей»? Но тогда что же есть наша сегодняшняя разумность? Дар, проклятие, кара, наказание, истинный, а не придуманный первородный грех или великая жертва Того, кто вошел в наш мир и  разум, разделив  с человеком  все тяготы Великого Восхождения?

РАЗУМНОСТЬ КАК РАЗДЕЛЕННОСТЬ.

Эволюция разума и разумности для нашего понимания по-прежнему остаются «вещью в себе», странным и почти непостижимым стремлением Всеобщей Жизни к совершенству. Когда все это началось? Никто не знает, а в Вечных Книгах говорится об этом по-разному. Например, так:

«Вначале не было ничего - ни Хаоса, ни Упорядоченности, ни Света, ни Тьмы, ни Начала, ни Конца, ни Создателя, ни Созданного. Лишь Изначальное, бесконечное и вечное.

Затем было Нечто, после которого стало быть то, что начало быть. Первозданный Хаос породил внутри себя Упорядоченность, именуемую Космосом; тот - пространство и время, проявленное и непроявленное. И лишь потом прозвучало Слово… Надмирное, оно было и даром, и проклятьем, и счастьем, и горем, и концом, и началом, и собственной причиной, и собственным следствием.

Время вздрогнуло и пошло вперед, рождая пространства и времена, в которых стала возможна Жизнь. Юная, неопытная и нетерпеливая, она стремилась создавать все новые и новые формы и входила в них, и наполняла собой, стремясь достигнуть самой крошечной песчинки, самого малого атома, самой ничтожной частички себя самой… Достигнуть предельно возможной индивидуализации, как станут говорить много позже…

Она, Жизнь, думала, что получит всеобщность, через которую станет и Новым Миром, и Законом, и Разумом, и Порядком. А вместо этого стала быть всеобщая разделенность, и одиночество, и печаль, и неполнота, и незавершенность.  Единственное не оказалось целостным… И тогда забилось оно, и возроптало, и заплакало, и зашлось криком… И был он так силен, что отразился во всем и во всех, и тоже стал быть, и стал Отражением, но не копией, а подобием боли,  сам этой болью.

Так двойственность породила противостояние, противоречие, борьбу и насилие. И теперь все, даже самое лучшее, что порождала Жизнь, удваивалось через свою противоположность. Бог уравновесился Дьяволом, добро - злом, жизнь - смертью, Правда - Ложью,  Любовь - Нелюбовью и Ненавистью, восхождение- падением, знание-невежеством, вечность - временем и бесконечность - конечностью всего и вся. Равновесие же превратилось в общее отрицание, неподвижность или бесконечное движение по кругу…

И тогда Жизнь отчаянным и запредельным усилием породила ЧЕЛОВЕКА, призванного взять все это в себя, примирить, объединить, а затем и создать из этой разрозненности и противоположности нечто такое, чего еще ранее не было. И стало так… Прервавшаяся связь времен, и судеб, и событий начала постепенно восстанавливаться, но через величайшие испытания и трудности. Уменьшилось противостояние, сгладились противоречия, однако и одиночества, и горя, и страдания в мире разделенном не стало меньше…» (В.Фокас - "Легенда о Сотворении")

А может быть, это было и не так. Уж чего-чего, а мифов у нас великое множество, а мифотворчество - любимое занятие. Ибо оно всегда есть искаженное отражение вещей весьма реальных.

Люди по-прежнему живут и мыслят оппозициями, двойственностями, черным и белым. Впрочем, и поступают соответственно. Ибо движение от единицы до двойки, а  от последней - к тройке и четверке, от «я» к «мы», от предельного эгоизма личностного, группового, национального и государственного до эпохи Объединенного Мира представляется ныне и тернистым, и долгим. Вот почему мы в Иисусе - Спасителе и Искупителе - должны видеть еще и ОБЪЕДИНИТЕЛЯ, МИРОТВОРЦА, СОЗДАТЕЛЯ И ПРЕДВЕСТНИКА НОВОГО МИРА.

Мы пока не научились видеть в Нём полную Троицу. Это чревато многими бедами и ошибками; мы унижаем и снижаем Божественное, отдавая приоритет человеческому, и точно так же принижаем человеческое, отбирая у Него Божественное и отказывая ему в праве первородства. Лишь ликвидировав это разделение, это искусственное противоречие, мы сможем перейти к постижению сути Бога Духа, и лишь после этого - к принятию полной Божественной Истины.

То же и со Словом. Недавно был проведен очень показательный опрос среди лиц разного возраста, пола, национальной и религиозной принадлежности. Предлагалось назвать понятие, наиболее близкое и  данному человеку. Ответов было множество - счастье, успех, здоровье, любовь, мир, долг, правда, истина, честность ит.д. И лишь немногие, не задумываясь, ответили: «Для меня самое важное - это СЛОВО». И всегда оказывалось, что имеется в виду то самое СЛОВО, а не слово - основная структурная единица языка. Потому что последнее не только разделилось в самом себе, но и стало больным, убогим, уродливым и лживым.

Та же судьба постигла  и разум. Стоило лишь ему появиться на свет, как сразу же он дополнился не-разумом, над-разумом, без-умием, с- ума-сшествием, гениальностью и слабоумием, прозрением бездны и убогим плоским прозябанием.  Для чего же был необходим этот мучительный путь - путь через разум, через преодоление противоречий, через разделенный мир разделенного человека? Через маловерие, материализм и атеизм?

«Состояние современной цивилизации, материалистической по своему духу и направленности - только эпизод, но крайне необходимый. Не следует ожидать от этого периода большего, ибо реальные его усилия были направлены не на возвышение человека, а на почти полное уничтожение духовности в человечестве.

Возможно также, что одной из задач, решаемых на этой стадии, был эксперимент - выяснить, как далеко и в каком направлении может продвинуться человеческое сознание, следуя по пути  господства над Природой с использованием  исключительно интеллектуального и научного знания.»

Однажды  мне попало на глаза весьма любопытное определение: «Ночь разума - страшный сон; сумерки - дикость и  варварство; рассвет - язычество; полдень - религия и день - философия. Атеизм - его болезнь, фанатизм - безумие, слепота его - невежество и суеверие, а усталость- неверие, черствость  и безразличие».

Весьма точное и образное описание человеческого цикла Тогда возникает неизбежный вопрос - что станет с нашим разумом, когда «день» его закончится? Снова сумерки, а за ними и ночь?  Потому что такое движение  предполагает еще и линейность, однонаправленность основного эволюционного вектора развития. Как во времени, так и в пространстве, где время - история, а пространство - культура.

На самом деле все это далеко не так. Ведь в одно и то же время в одном и том же проявлении существуют и взаимодействуют самые разные разумы, культуры, народы, государства, религии и философии.

ИСТОРИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

История? Пожалуй, нет ничего более беззащитного, несчастного и униженного… Безгрешная по своей сути, она - жертва постоянного насилия, надругательства и фальсификации. Призванная быть гарантом истины, художником и летописцем, она становится заложником. Хотя не таким уж покорным и смирившимся.

Всем давно известен парадокс Г. Гегеля: «История учит лишь тому, что она ничему не учит». Однако при этом упорно забывается вторая его часть: «Но жестоко карает тех, кто не усваивает ее уроков». Или так: «Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы переживать его вновь и вновь». (Джордж Сантаяма). Поэтому предпочтительнее говорить не об истории, а об историческом процессе.

Характерной его особенностью является абсолютная объективность, взаимообусловленность всех его составляющих и непрерывность событий, происходящих в обществе. Они проявляются в закономерной смене поколений, развитии взглядов на социум и культуру, качественном изменении философских учений и мировых религий.

Историческое движение представляет собой череду общественных кризисов и периодов расцвета, военных столкновений и мирного сосуществования, временных состояний благополучия и упадка (регресса, инволюции).

Главный вектор исторического процесса – поступательное развитие. Являясь объективной реальностью, факты, события и явления  возникают, проходят через периоды становления и закономерно движутся к своему упадку.

Одна историческая эпоха сменяет другую, всякий раз снимая накопившиеся противоречия и обеспечивая развитие на более высоком уровне. Процесс снятия противоречий может протекать сравнительно гладко, эволюционным образом, а может принимать форму острых социальных потрясений.

Исторический процесс никогда не сможет приблизиться к своему завершению, ибо он есть неотъемлемая часть движения куда более масштабного, космического и вселенского. Поэтому пока существует человечество, будут иметь место связанные с его деятельностью события.

По своей глубинной сути эволюционный исторический процесс – это извилистая дорога, соединяющая отдельные пункты и ведущая из прошлого в будущее. Этот путь полон препятствий, через преодоление которых цивилизация неуклонно движется в сторону своего эволюционного максимума. 

Погружаясь в него целиком, мы испытываем целый набор огромных по силе и самых противоречивых чувств. Из всего множества переживаний переживание истории (а сюда входит и переживание сотворения Вселенной) - одно из самых сильных и сродни мистическому прозрению и откровению свыше.

Мы четко видим и понимаем, как, почему и каким образом все происходило, как соделанное вновь и вновь возвращается в новых формах и обликах, как историческое преступление рано или поздно получает свое воздаяние, но в еще больших масштабах.

Видим, как в веке и дне сегодняшнем проявляются осколки, фрагменты и целые конгломераты времен давно прошедших, но не избытых, не оцененных, не понятых, не осужденных и не прощенных… Видим, как настоящее и прошлое сливаются в одно целое, готовое войти в будущее. Иногда очень и очень страшное будущее…

На востоке такое откровение именуется законом кармы, а на Западе скрыто в величайшем историческом труде - Библии. Такое же чувство мы испытываем, впервые знакомясь с «Розой мира» Д. Андреева или пассионарной теорией этногенеза Л. Гумилева. Казалось бы, история - дама строгая, сдержанная, несколько суховатая, неподкупная и уж тем более не склонная к мистике. Однако в древности это мнение было иным… Вот что писал историк Диодор:
«Величайшая из муз, Клио, внушает любовь к минувшему».

История бесценна для любого народа, и Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое. Однако при этом муза не считала себя вправе судить кого-либо за его чувства. Наверное, не осудила бы и историка Л. Гумилева, сына Н. Гумилева и А. Ахматовой, написавшего следующее:

Дар слов, неведомый уму,
Мне был обещан от природы.
Он мой. Веленью моему
Покорно всё: земля и воды,

И лёгкий воздух, и огонь
В одно моё сокрыто слово,
Но слово мечется, как конь,
Как конь вдоль берега морского,

Когда он, бешеный, скакал,
Влача останки Ипполита,
И помня чудища оскал,
И блеск чешуй, как блеск нефрита.

Сей грозный лик его томит,
И ржанья гул подобен вою,
А я влачусь, как Ипполит,
С окровавлённой головою

И вижу — тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского.

(Ипполи;т - греческий герой,сын афинского царя Тесея и царицы амазонок Антиопы. Известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тесея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом. Тесей проклял Ипполита, и призванный им в гневе бог Посейдон неожиданно послал волну на берег, где проезжал Ипполит. Кони понесли юношу, и он погиб, разбившись о скалы. В римской версии мифа, Ипполит был вновь оживлён Эскулапом и Дианой, любимцем которой он был при жизни.)

Таким образом, религия, культура и искусство - закономерные и неотъемлемые части исторического процесса. Как-то обойти их, проскочить «налегке» или не заметить просто невозможно. Духовная истина – вот тот, известный с древних времен «Страж Порога», дающий или не дающий санкцию на дальнейшее движение. Никому и никогда не было дано остановить исторический процесс, как и отменить(запретить, ликвидировать) религию; в определенном смысле и тот, и другая вечны и нерушимы.

На этом пока прервемся.

***


Рецензии
Здравствуйте, Владимир! Очень рада Вашему появлению с рядом статей, вы здесь, на прозарии, с прежней творческой активностью и потенциалом и, надеюсь, бодры духом и имеете ещё много чего сказать всем для развития и ещё многим нас порадуете. Доброго здравия Вам и супруге Вашей!

Мне особенно интересно было прочесть про религию, потому что к ней очень неоднозначное отношение - от взгляда как на "опиум для народа", до фанатичного поклонения ритуалам приверженцами церкви. Во всём идёт обновление, и оно не может не затронуть религию. Она не должна баюкать покорных слепцов, надеющихся на божью благодать и её испрашивающих в молитвах, но быть кузницей пробуждения высокого самоосознающего ответственного духа. Поэтому Ваши слова читала очень внимательно, они показались нужными, верными и примиряющими разногласия:
"Это странный союз глубочайших прозрения разума с откровениями духа, правдой пророка, святого, с безумием кликуши и юродивого, единство Слова и Поступка с Божественной Истиной, человеческой случайности и временности с Божественным Промыслом." Да, есть всё и, значит, это появилось закономерно, было востребовано и играло свою роль, обучая, просвещая, строя и разрушая иллюзии... всей массой народ духовно развивается, перерабатывает опыт и духовные знания и усваивает жизненные уроки. Не бороться с инаковостью, но мудро разобраться и выбрать свой путь и следовать.

Всего Вам доброго! Всем нам на планете - осознанности и пробуждения, единения светлых сил, Мира, Добра и развития - движения во Благо и к Любви!

Светлана Кременецкая   30.11.2017 02:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана! Всегда рад общению с вами.Что касается меня, то да, духом бодр, чего (увы!) не скажешь о теле. Ну да бог с ним...И опять таки- бог богом, но я сам забочусь о нем не очень хорошо...

Религия- моя старая и непреходящая проблема.И я, как и множество людей до меня, попал в ее пространство и пошел, не зная, куда и зачем иду.За 20 лет было много всякого- и удивительного, и прекрасного, и тяжелого.Я очень, очень старался- и все равно так и смог понять ее настоящую тайну. Потому что это тайна не ее, не человека и даже не Сына Божьего. Это великая тайна Бога- Отца... Ну а туда нам, обладателям обычного (или пусть даже очень высокого) разума пути нет. Вот и приходится писать о достаточно простых вещах, хотя надо бы писать о чем- то другом, пока неясном и неопределенном.Поэтому всегда будет религия и Бог для всех, и всегда- лишь для тебя одного. Спасибо за отклик. Владимир.

Фокас Владимир   01.12.2017 08:53   Заявить о нарушении
Ремарка к первым строкам. Вот написал- "не очень хорошо забочусь о нем".Имелось в виду, конечно тело. А получилось, что плохо забочусь и о своем внутреннем Боге. Такие "оговорки" у меня происходят сплошь и рядом...

Фокас Владимир   01.12.2017 08:59   Заявить о нарушении
Владимир, я с нежностью к вам отношусь и глубоко, с симпатией, чувствую и со-переживаю. и поняла про тело, конечно, верно.
Поговорим чуть позднее, в хлопотах с семьёй, внуками - сегодня разъезды.
Тема очень важна!

Светлана Кременецкая   01.12.2017 13:41   Заявить о нарушении
"всегда будет религия и Бог для всех, и всегда- лишь для тебя одного"

Владимир, именно сегодня думала, что сколько сердец, столько и своих отношений с Богом, в минуты боли, отчаянья или, наоборот, высокого счастья эта связь утончается. Здесь и откровения, и мольба о помощи и сострадании, покаяние и благодарение. Время Единой религии - Любви - возможно только тогда, когда и религией её не назовёшь - прозрачное Знание всеми души каждого. Знание станет возДухом, которым дышат все. Не способные к этому трансформируются, а способные, с тонкой организацией Души, сольются в Любви. Возможно, всё к этому идёт.
Три века тому назад известнейший философ Вольтер сказал:
«Когда дело идет о деньгах, оказывается, что все принадлежат к одной религии», -
В этой единой "религии" - поклонении маммоне - большинство и живёт веками.

Сейчас ум словно перегружен информацией, хочется уединиться, успокоиться, изложить мысли мысленно, больше ощущать и изучить себя и самых близких, что неслучайно даны для общения. Узнать - Кто мы друг для друга. Кажется это прекрасное время для формирования новых отношений. Старые просто трещат по швам, если люди не хотят меняться, уважать и слышать друг друга. Не может быть никакого управления духовно свободными людьми, не может быть насилия в любви, доверии, дружбе. Всё ложное в дырах и распадается. Так, по-моему, ветшает и старая форма религиозных рамок и догм. Слепые уже смогут вести прозревающих прежними методами привлекая к послушанию и смирению.

Светлана Кременецкая   02.12.2017 23:25   Заявить о нарушении
Описка: Слепые уже НЕ смогут вести прозревающих...

Светлана Кременецкая   02.12.2017 23:27   Заявить о нарушении
Владимир, я несколько раз переписывалась с одной верующей православной женщиной, мы и соглашались, и спорили, пока разошлись. Она всю переписку удалила, но я сберегла - вдруг кому пригодится, и много положено сил души и времени, жаль просто сбросить. Полезно вглядеться и переосмыслить позднее.
Я отдельно опубликовала эту переписку и назвала "Молиться о моли, о нас тем боле - разговор о вере", начавшуюся с её рецензии мне на произведение "Этот глобальный омут ЭГО". Возможно наш лепет толкований, и споры, и откровения, и вопросы покажутся любопытными. http://www.stihi.ru/2017/10/18/8664
С большим к Вам уважением! Мой поклон Элеоноре и пожелание бодрости Духа, спокойствия и здравия.

Светлана Кременецкая   02.12.2017 23:46   Заявить о нарушении
Здравствуйте! Вы хорошо и достаточно ясно излагаете и свои чувства, и свои религиозные убеждения. Здесь человек всегда субъективен и опирается на сумму собственного опыта. А последний может быть и многообразным,и противоречивым,и весьма неоднозначным.Потому что в религиозном бытие равно принимают участие все человеческие составляющие- и тело, и разум, и душа и дух.Как свой, так и других. Общение людей, обладающих схожими религиозными установками может быть полезным только в том случае, если оно обогащает и ведет к умножению или приросту этих ценностей.

Чем выше этот уровень, тем лучше. На начальных же ступенях все достаточно размыто, расплывчато , догматично, поэтому и малоубедительно. Практически у всех верующих катастрофически не хватает общей культуры, религиозного образования и сформированного мышления,в том числе и религиозного. Отсюда и масса трудностей в понимании друг друга. Слишком разный смысл вкладывается в одно и то же понятие. Дискуссия скользит по поверхности либо застревает на несущественных вещах. Любая религия, и тем более такая сложная как христианство, не переносит разговоров о себе в общем.

Гораздо лучше взять какой либо ее аспект (например, христианскую любовь, учение о спасении, или христианское понимание Царствия Небесного) и тщательно обсудить ее со своим собеседником. И уж совсем будет хорошо, если будут ссылки на признанные богословские или святоотеческие авторитеты.Это не означает, что во всем можно с ними соглашаться. Спорить не только можно, но и нужно.

Я просмотрел вашу переписку, но не считаю себя вправе хоть как- то комментировать ее.Это ваше личное, хоть и продлилось оно недолго.Не могу комментировать и еще по одной причине- я не пребываю в религии.Скорее, она пребывает во мне как духовная реальность особого рода, как составляющая (и очень важная!) но не определяющая часть всеобщего существования.

Я не могу отнести себя к христианской вере (почему так случилось,объяснять долго и сложно), но без нее реальная картина мироздания будет неполноценной и незавершенной. Иными словами: "Религия необходима, но недостаточна".Поэтому и всю 7 главу "Осенних писем" можно отнести к религиозной философии, но никак не к христианской публицистике. Да и задача у меня другая.Если будет время и желание, ознакомьтесь с работой русского философа И. Ильина "Аксиомы религиозного опыта", там есть немало интересного.

ВЛАДИМИР.

Фокас Владимир   03.12.2017 11:08   Заявить о нарушении
Владимир! Большое спасибо, что уделили мне внимание, я совестилась немного, что втянула Вас в чтиво, которое лучше просто убрать теперь.
"я не пребываю в религии. Скорее, она пребывает во мне как духовная реальность особого рода, как составляющая (и очень важная!) но не определяющая часть всеобщего существования." - Спасибо, Владимир! Это и ценно - придти к такому осознанию. Теряется религия, как форма, как иллюзия и нужда участвовать в обрядовом действе, что подобно позолоте, но входит золотом Суть - увидеть религию в целостном, как его составляющую часть, имеющую место быть.
Мне надо было утвердиться в ценности этой позиции и уйти от борения безплодного, идти в глубину.
Вы очень точно и деликатно написали о нашем с Л., скажем прямо, дилетантском разговоре, который отнимает силы и время и никого не обогащает. На каком-то этапе это проходит, как опыт, как поверхностные всплески эмоций и предположений, наблюдений и знаний из вне и только.

Видится мне, что можно просто жить по совести и любя, этого просит душа - простоты и доверия ей, она ощущает, где зажимы и искажения, а где вольно дышится.
При этом возможно открывать свой духовный потенциал - нам идут помощь и подсказки из окружения, когда тянешься к развитию. Важно с кем общаешься.

Благодарю за Ваши рекомендации.
С теплом и доверием, Светлана.

Светлана Кременецкая   03.12.2017 11:56   Заявить о нарушении
Абсолютно согласен. С каждым словом. При всей своей сложности и принципиальной непостижимости религия- это, пожалуй, сейчас единственное, что может поддержать человека в его движении вперед.Однако успех не может быт достигнут силами лишь одной церкви; ведь истинно верующих по разным оценкам всего 10- 15 % от всего взрослого населения.Очень хорошо говорил об этом патриарх Кирилл, и не только он.

Вообще было чрезвычайно интересно наблюдать за работой Собора и дискуссиями, на нам происходящими. Многому можно научится. Времени -то у меня много...Телеканал "Спас" смотрю уже многие годы, так же как "Культуру" и "ОТР". Много и интересных публикаций.

Мне кажется, что мои "Осенние письма"-от первого до последнего- посвящены одной теме-современному состоянию человека и перспективам его роста и развития. Религия- очень важная составляющая, но не менее важно и все остальное. Не проследил, все ли вы читали. Очень рекомендую ознакомится с последней главой- "Безумие". Тема достаточно редкая и чрезвычайно интересная.Есть над чем подумать. ВЛАДИМИР.

Фокас Владимир   04.12.2017 08:13   Заявить о нарушении
Благодарю, Владимир!
С телевизором отношения добрососедские - я с него пыль стираю, а он стирает пыль невежества с меня, но не всегда я его допускаю в свою жизнь. Очень избирательна. Что безусловно нравится, так это передачи "Лучше всех" о талантливых детях и "Старше всех". Последнее - об изумительных людях старшего поколения и их невероятных способностях, жизнелюбии, разносторонних интересах, богатейшем опыте и воле, сохранении доброты, юмора, интеллекта и интереса к жизни. Но, конечно, это всё подготовленное шоу на реальном материале из жизни, где процесс выстроен и отредактирован, подретуширован и "облагорожен", приправлен специями из артистов и декораций для занимательного и позитивного показа. Но видна правда о нашем потенциале, надежде, возможностях, хоть за кадром остаётся много бед, проблем и неприкрытых дыр. О них с лихвой эмоций идут шоу с разговорами на социальные и политические темы, где шумно, перебивание друг друга - просто часто "сорочья ярмарка".
С религией - я крещена и венчана с мужем, но общение с Высшими силами внутреннее сакральное - тет-а-тет. Я сейчас не церковный человек, скорее спокойный наблюдатель, который становится самим наблюдением и приятием без посредника. Но в какой-то момент понимаешь, что есть просто жизнь и стираются границы разделений. Есть Я-Я осознание и есть то, что помехой кристаллизации, мутью в разных проявлениях. И ты не можешь допустить этой мухи-муки-мути, как помех на экране того же ТV. Ты хочешь видеть ясно.

Церковь не есть нечто избегаемое или особо востребованное и полезное. Она может СЛУЧИТЬСЯ, потому что именно туда приведёт Дух.

Благодарность глубокая и большая радость от получения ответа в руки сердца. Получается, что всё есть ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС и, случаясь, входя собой в нужный момент, мы любимы и оберегаемы - именно тогда, когда сами живём разумно и доверяем своим ощущениям.

Ум говорлив и всегда хочет рассказать миру - КАК ВСЕМ НАДО ЖИТЬ - и научить всех. А мир занят собой, кто чем, в решении своих "проблем", которых, на поверку разума, и нет вообще. Но они созданы копошливым и дотошливым, опять же, умом, чтоб потом от них избавляться. Я даю самолюбивому уму передышку и перенаправляю на узкую специализацию - обслужить конкретные нужды и послужить разумному. Сделаешь хорошо для себя, будешь наполнен и силён - дашь и другим. Действие - осознание - действие..такое пошаговое продвижение.

У Вас время отдать накопленный багаж. Возьмёт, кому приспело взять из добрых и мудрых рук.
У меня потребность заняться отшлаковкой и произведений, и вещей, и отношений. Написала за 6 лет здесь много ерунды, есть доброе среди кучи хлама, и за меня никто не сделает выбраковку. До этого не могла - одолевали сомнения в выборе.
Поэтому мало читаю сейчас и общаюсь, нырнув внутрь.
Обязательно прочту Вами указанное.
С поклоном и благодарностью.

Светлана Кременецкая   04.12.2017 10:50   Заявить о нарушении
Особая радость от выбранной Вами заставки к произведению -
картина Триединства, согласия, цельности, равновесного спокойствия, разлитого в мироздании, где умиротворены твердь земная, что одно с водами, и Небеса.

Светлана Кременецкая   04.12.2017 11:06   Заявить о нарушении
Владимир, пока люди там, и я с ними, на шоу чудес и развлечений...вы пишете, слабея телом, но не Духом, в тиши о Главном и для немногих, готовых услышать.

Отринуть МОР и выйти чисто к Свету,
Быть на Земле и в мире без конца.
Устами старца, мудреца-поэта
Здесь открываются закрытые сердца.

А кто приидет в сени тишины
Услышать трубный глас из глуби сердца -
Его святое трепетное скерцо,
Отринув искушенья в оны дни?

Придти вкусить от правды ДухоЗнанья,
Придти испить в душевный гололёд
Горячий МОРС Высокого призванья,
Принять всё ТО, что он годами нёс...


Светлана Кременецкая   04.12.2017 11:51   Заявить о нарушении
Иду читать "Безумие".

Светлана Кременецкая   04.12.2017 11:56   Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана. Можно было бы сказать-"за то, что были в этом письме самой собой".Однако это "быть собой"- самое сложное. Невероятно сложное. Я до сих пор не уяснил, что же я такое есть.Ведь МЫ (именно мы, а не я), не только маленькое и ограниченное "я". Это еще и многое другое.В том числе и Душа, как представитель Бога, И САМ БОГ. Главное, чтобы жить по закону и способу собственного существования. Для кого-то это полнота жизни в самой гуще человеческого сообщества, а для кого- то отстраненность и погруженность, у кого-то находится место и для одного и для другого. Владимир.

Фокас Владимир   04.12.2017 16:06   Заявить о нарушении
Прекрасная поэзия. Однако в жизни (реальной жизни!) поэтические реалии мало применимы. Или они не действуют вообще.Как говорят на Востоке- "Сколько не говори "халва" во рту слаще не будет".Хотя действительно есть люди, для которых этот виртуальный вкус значительно ценнее реального.Им суждено вечно парить в эмоциональных потоках из слов, образов, чувств, картин , упиваясь ими и до законов реального существования им мало дела.К истинной религии это имеет очень слабое отношение. Вот почему в Православном христианстве не очень любят и не очень одобряют все, связанное с чувственными взлетами и художественным воображением.Христианство вообще достаточно простая и понятная вещь, ориентированная в первую очередь на Землю и реального человека.В католичестве подход более мягкий и демократический. В философии ситуация еще более интересная. Там разум и сердце,этика и эстетика, мысль и чувство, поэзия и размышление две ветви одного дерева, с симпатией глядящих друг на друга и часто бывающих в гостях друг у друга.Особенно характерно это было для 17-19 века, века романтической поэзии и философии. Есть еще и Восточная традиция, тоже предельно насыщенная поэзией, есть мировая культура, есть психология и есть Искусство.Есть что выбирать...Ибо:

"Ничто не в силах убедить меня, что: "По образу Божию" – сказано только о человеке. Мне даже кажется, что горные вершины, реки, озера, деревья, цветы и животные куда лучше свидетельствуют о сущности Бога, чем люди с их нелепыми порывами, грубыми одеяниями, с их низостью,подлостью, тщеславием, глупостью и ужасающим эгоизмом.

Наш взор способен проясниться лишь тогда, когда мы в состоянии заглянуть в собственную душу. Тот, кто смотрит на МИР – мечтает и грезит; тот, кто смотрит внутрь СЕБЯ – пробуждается"…

Карл Густав Юнг.

Фокас Владимир   05.12.2017 08:40   Заявить о нарушении
Абсолютно согласна, Владимир! Сегодня утром впервые трезво посмотрела на образ Снегурочки. Уж какой поэтичный и прекрасный! До сих пор играемся в Новый год. Но, если убрать поэтический флёр...Что за ним? Испарение искусственного в лучах правда жизни. Уход воплощённого миража. Я более не хочу раздувать фантазии и витать в бесплодных мечтах.
Да, можно создать фантом-мечту и упорно наполнять его опилками, сеном (да лучше скормить реальной корове!), тряпками, создавая чучело-куклу. Или лепить снегурку - фантазию и надежду своей немощи и старческого слабоумия и безысходной печали. Когда нет живого участия, и ты сам не позаботился вовремя о ком-то, кто сейчас был бы откликом и возвращением Благодатью. Не только не позаботился, а ещё и разрушал живые связи!

Можно любить не живую женщину, а слепленную Галатею. И всё это бред и уход от живого. Только живое Знание воплощается делами во Благо и на пользу, а "снегурки" испаряются в лучах Разума и истинного сердечного прозрения. И я вдруг перестала переживать и жалеть снегурку. Но миг любви она узнала, от которой растаяла, значит ушла в живо? И будет в воплощении цветка ли, дерева, птицы...но живого.

Светлана Кременецкая   05.12.2017 12:32   Заявить о нарушении
Это, похоже и есть Путь преображения - из неживого в живое - в какой-то момент узнать истинный аромат любви? Сказка - подсказка?

Светлана Кременецкая   05.12.2017 12:34   Заявить о нарушении
Владимир, я, кажется, написала довольно в резкой форме "своей немощи и старческого слабоумия и безысходной печали. Когда нет живого участия, и ты сам не позаботился вовремя о ком-то" - словно холодное обвинение звучит, но это не так. Причин бедствовать и болеть у людей, и особенно у пожилых, много и они не на виду, писала от сострадания, помочь бывает трудно или невозможно. Такое, к огромному сожалению, часто случается. Я одно время, сидя со своими малышами и не имея возможности работать полноценно, работала в сфере соц.помощи с больными стариками. Делала всё подряд - мыла окна и убирала квартиры, навещала в больницах и купала, покупала продукты и прочее - по вызовам. Это очень грустная картина, особенно, когда нет близких или их полно, а человек всех разогнал характером вздорным.
Старость, которую переживаете вы, иная. Вы человек богатый духовно, зрелый и мудрый, живущий в любви в близости к природе и её законам. Можно и нужно поучиться. У вас одинОТЧЕство, где Дух в служении на Земле, он в высших сферах бытия творит, а на земле скромно и уединённо живёт, тонко всё чувствуя. Одиночество такой старости иного рода, она благословенна, она совершенно лишена иллюзий и, хоть и тяжела телесно и морально, светла и продуктивна до последних дней, не ищет в социуме наград и лечения лекарствами, а только по необходимости крайней обращается во вне. Знает, что всё идёт и случается от наших мыслей и поступков по Воле высшей. Света и Любви Вам и Здравия на все дни и долгие годы жизни.
Я попробовала написать о старости, картинка там, правда, пугательная. Она меня поразила, но и образ по-своему интересный художник создал. Постарался))

Светлана Кременецкая   06.12.2017 12:46   Заявить о нарушении
Светлана, отвечу Вам в письме. С теплом - В.

Фокас Владимир   07.12.2017 10:24   Заявить о нарушении
О, Благодарю!!!

Светлана Кременецкая   07.12.2017 13:22   Заявить о нарушении