Глава 13. Лён мочить не усы крестить

13. Лён мочить не усы крестить


     Дмитрий Иванович сокрушался, что лишился главного помощника, но, с другой стороны, он радовался за Григория – выбрал в жёны хорошую девушку, хоть и богатую, но не капризную и покладистую. Но его беспокоило, что Настя из платоновской семьи и что Гриша вошёл примаком в дом тестя. Как-то он поладит с Платоновым? Там другие нравы. С волками жить по-волчьи выть. Как бы не свихнул себе шею. Что делать? Пришло время обработки льна на волокно. Дел невпроворот. Теперь Пётр будет за главного помощника. Он очнулся от тяжёлых дум и позвал Петра.

     Пётр спросил: «- Отец, звал меня?» - «- Слушай, Пётр, завтра с утра поедем на речку искать место для заводи» - «- А зачем?» - «- Будем лён вымачивать» - «- А как?» - «- Вобьём колья в дно, сделаем клеть, погрузим снопы в воду» - «- Понятно, а что возьмём с собой?» - «- Рукавицы, топоры, лопаты. Чтоб забивать колья, дубина понадобится» - «- Хорошо» - «- Всё подготовить надо. Немного снопов взять. Подготовь телегу».

     На следующий день отец и сын рано встали и собрались ехать. Отец подошёл к телеге, а снопы где? «- Пётр, где снопы?» - «- Да вон они стоят» - «- Я же тебя просил с вечера подготовить телегу» - «- Я и подготовил, проверил постромки, посмотрел колёса» - «- Постромки, колёса, - повторил с неудовольствием отец. – Давай грузи снопы. Инструменты тоже не подготовил». Отец пошёл за топорами, взял лопаты и дубину. «- Ну садись. Столько времени потеряли. Лён не любит позднего замачивания. Упустим время – качество льна потеряем» - - Погода хорошая стоит» - «- Это не имеет значения. Лён живой. Он всё чувствует. Он радость чувствует. Нет её – он реагирует – сразу потемнеет».

     Лошадь оставили поодаль от речки, а сами пошли вдоль неё. Река тихо несла свои воды. В её зеркале купались белые облака, и утреннее солнце играло солнечными бликами. Они шли и смотрели, где есть заводь. Но шли и шли, а заводи не было. И, наконец, нашли прекрасную заводь. «- Отец, смотри, то, что нам надо». Отец обрадовался, но преждевременно, вокруг заводи росли заросли ольховника. Листья ольхи обладают дубильными веществами, от них вода становится жёсткой. «- Не годится, - с огорчением сказал отец. – От ольхи вода становится дубовой, очень жёсткой. Она переест волокно» - «- Как жаль, - сказал Петя. – Место отличное».

     Но кто ищет, тот всегда найдёт. Отец и сын сели на лошадь, ещё проехали вверх вдоль реки и нашли хорошее местечко: тихое, как раз такое, какое им нужно было. Мужчины взялись за топоры, срубили молодые берёзы, очистили от веток, и колья начали забивать в воду. Получалось плохо, дно было илистым, и жерди не держались. «- Что же делать?» – спросил Петя отца. «- Что-что? Сесть и кукарекать», - пошутил отец. «-Давай сейчас перекусим, отдохнём. Может, мысль какая-нибудь в голову придёт».

     После отдыха Петя сказал: «- Может, к жерди сноп привязать?» - «- И дальше что?» - «- Сноп в воду опустим. Он привязан, никуда не денется» - «- А чем привяжешь?» - «- Действительно, нечем». Стали думать вместе и додумались: два тонких деревца связать комлями, между ними защемить снопы и связать верхушки. Верхушки оставить на берегу, а снопы опустить в воду. Мысль им понравилась. «- Сегодня много не сделаем, но давай хоть попробуем. Надо нарубить деревьев». И мужчины принялись за работу. Быстро вечерело, и пора было ехать домой.

     На следующий день они приехали рано. Вова и Вася увязались за отцом. Они охотно грузили снопы, а когда приехали на место, с удовольствием держали снопы, чтобы они не соскальзывали, когда их защемляли между деревцами. Петя завязывал комли и командовал: «- Ты, Василий, покрепче снопы держи, а-то напрасной будет моя работа» - «- А ты, Петр Дмитрич, покрепче завязывай, а-то моя работа будет напрасной». Вова от души засмеялся. Отец много нарубил деревцев, потом связали верхушки и первую заготовку торжественно понесли к заводи. Сноп поплыл по воде, но кое-как нижнюю часть бревна со снопом опустили в воду, а верхушки оставили на берегу. Чтобы снопы не всплывали, их фиксировали в воде ветками.

     Измучились все изрядно. Усталые, молчаливые вернулись домой. Евдокия Семёновна ласково спросила мужа: «- Что-нибудь удалось замочить?» - «- Да ты что, мать, там работы ещё на неделю. Колья не вбиваются, ил сплошной. А с деревьями работы много. Был бы Гриша. Но ребята – молодцы, очень старались, и Пётр тоже». Мать всей душой радовалась за ребят и улыбалась: «- Они у нас молодцы – трудолюбивые». Парни одним ухом прислушивались, о чём говорят родители, и были счастливы, что отец их похвалил, хотя сил что-нибудь делать у них уже не осталось. И они лежали, бездыханные, кто на полатях, кто лавках. Всё же на следующий день отец попросил ребят поискать другую заводь, пока они с Петром будут работать. Примерно через час они прибежали радостные – нашли новое место - чудную заводь. Поехали на лошади смотреть, а это оказалась старая, знакомая им ольховая заводь. Вернулись и продолжили работу.

     В один из дней взяли с собой Елену, она кашеварила, и отец был благодарен жене за такую помощницу. Когда дело пошло к концу, Василий завёл разговор с отцом: «- Папа, - спросил он, как ты относишься к тому, чтобы мы с Вовкой пошли учиться? Вон новую школу построили». Отец опешил. «- Ты что, Василий, меня под корень рубишь?» - «- Отец, ты не сердись, ещё пока в школе никто не учится. Мы тебе поможем, даже если начнём учиться после школы. Нам никогда не выбраться из бедности, если мы не будем учиться» - «- На кого же вы хотите учиться?» - «- Я буду купцом, торговать товаром, выращивать лён, продавать его», - сказал Василий. Вова молчал. «- А ты кем?» - спросил его отец. «- Я хотел бы лошадей лечить» - «- Доктором значит. Вот что я вам скажу, ребята. Без денег вас не примут в школу» - «- А ты узнай. Может, бесплатно нас смогут учить». Отец кивнул головой. Его одолевали грустные думы.

     Больше недели мочили лён, отец беспокоился, чтобы не передержать его в воде. Василий спросил отца: «- Зачем нужно лён вымачивать?» - «- Сам посуди, растение твёрдое, а нам нужно извлечь из него волокно. А чтобы легче было отделить древесину стебля от волокна придумали лён вымачивать. Какой-то у нас первый лён получится?» - «- Да ты не волнуйся, отец. Вода вон какая чистая в речке, значит, лён будет белым», - сказал Пётр. «- Давайте-ка возьмём горсть льна на первую пробу», - отец извлёк несколько стеблей, понюхал их: «- Ещё рановато» - «- Почему?» - «- Готово будет, когда пойдёт гнилостный запах, и растения будут скользкими» - «- А долго ждать?» - «- Ещё несколько дней, а там уже будем его отжимать и сушить».

     Дома горсть льна на пробу просушили в печи и стали мять мялкой. Проверяли, как отделяется «костица» - древесное волокно от лубяного. Получалось ещё трудно, и сделали вывод: вытаскивать снопы рано. Через неделю взяли новые пробы. Растения приобрели зеленовато-жёлтый вид, и от них шёл кислый гнилостный запах. Пробы удались на славу, и мужчины поехали вытаскивать снопы.

     Работа была ужасно тяжёлой: размокшие деревца стали в тысячу раз тяжелее. Тогда придумали их не трогать, а развязать вершины, ослабить связку, и снопы вытаскивать. Петя не унимался и командовал, А Василий злился на него. «- Тебе в рекруты пора идти, там станешь генералом и будешь командовать: ать – ва. ать – ва!» - «- А тебе на язык надо защипку прищемить, чтоб глупости меньше говорил» - «- Во в школу пойду и не буду говорить глупости» - «- Да, не возьмут тебя в школу» - «Это почему ещё не возьмут?» - возмутился Вася. «- А дураков не берут в школу» - «- А я не дурак. Там проверят, умею ли я читать и писать. Я умею» - «- А тебя не будут проверять» - «- Почему?» - «- Так и без проверки видно, что ты дурак» - «- Если я дурак, то ты осёл», - сказал с обидой Вася. «- Почему я осёл?» «- А уши у тебя из-под шапки торчат» - «- Ослы не носят шапки», - парировал Петя. «- Ослы не носят шапки, потому что они ослы. Они этим гордятся. А тебе надо» - «- Я сейчас тебя поколочу, Васька» - «- Так, ты сам начал командовать». Снопы с большой силой вытаскивали, отжимали и ставили вершиной вниз, чтобы вода с них стекала. Когда работу сделали, устали очень.

     Отец сказал Василию: «- Я узнал, Василий, в школе будут учить вас бесплатно. Так что вы с Вовой будете учиться. Наверное, и девочки пойдут в школу. С мамой это обсудим» - «- Ура!» - закричал Вася, а Вова не очень был доволен. Он честно признался: «- Я боюсь, что у меня не получится. Вон сосед Венька, наш ровесник, не собирается в идти в школу» - «- Веньку не пускают родители, - уточнил Вася. – Они говорят ему, что школа ничему хорошему не научит. Одному баловству». Вова ответил: «- А Рыжик рвётся в школу, а родители тоже его не пускают. Только наш отец сознательный, добра нам хочет. Большинство крестьян не доверяют школе». Вася сказал: «- Это потому что они не умеют читать и писать. А мы умеем» - «- Хватит языком чесать, - прервал их разговор Петя, - школа школой, а сейчас будем грузить снопы на телегу, так что впрягайтесь в работу!»

     Приступили к работе. «Слушай, Петя, а ты кем хочешь быть?» - спросил его Вова. «- А тебе какое дело?» - «- Ты никогда не говорил, вот и интересно» - «- Я пойду на священника учиться» - «- На попа?» - разочарованно переспросил Вова. «- Ты спросил, я ответил. Отвались!» - раздражённо сказал Петя. «- Вот радости-то будет отцу. Он терпеть попов не может. А тут свой поп – толоконный лоб», - сказал Вова. Василий с издёвкой произнёс: «- Пошёл поп с сумой совершать средь народа разбой» - «- Не разбой, - уточнил Вова, - а побор. Они же любят всякие поборы делать» - «- Дураки, я буду служить богу, своей вере. А ты , Васька, - мамоне, золотому тельцу» - «- Я зато грабить народ не буду» - «- Я тоже не буду» - «- Ты будешь кристально честный поп. Рак на горе свистнул».
Работу закончили и вернулись домой.


Рецензии