Глава 14. Ученье - свет, а неучёных - тьма

14. Ученье – свет, а неучёных – тьма


     Россия была крестьянской, лапотной, безграмотной страной, вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. В начале двадцатого века только двадцать один процент населения умел читать, лишь небольшая часть из них - и писать. Вопросы просвещения народа то и дело возникали в головах правителей государства.

     При Петре Великом, наряду с церковно-приходскими школами, были открыты сорок две «цифирные школы», обучалось в них две тысячи учащихся. Появились «школа математических и навигационных наук», Артиллерийская и Инженерная школы. Старшие классы математической и навигационной школы были переведены из Москвы в Петербург и преобразованы в Морскую академию. Но в середине века часть цифирных школ присоединили к церковно-приходским, а остальные закрыли.

     При Анне Иоановне (1730 – 1740) появились для детей солдат гарнизонные школы, при металлургических заводах – горные. Закладывалась система замкнутых сословных школ: корпус кадетов или Сухопутный Шляхетский корпус – для детей дворян. Учреждены для них – Морской артиллерийский и Пажеский корпуса.

     При Елизавете Петровне (1741 – 1762) наметился робкий поворот в сторону народа: вышел указ о расширении сети начальных школ. Были открыты первые гимназии, Московский университет, Академия художеств. Но принцип сословности усилился.

     При Екатерине Второй (1762 – 1796) была произведена школьная реформа, утверждён Устав народных училищ. В губернских городах учреждались главные народные училища с четырьмя классами, в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, урочная система. К началу девятнадцатого века общеобразовательная школа была с 2- и 4-классными народными училищами, только в городах.

     При Александре Первом (1801 – 1825) учреждено Министерство народного просвещения. За основу были приняты три принципа: 1 – бессословность учебных заведений; 2 – бесплатность обучения на низших ступенях; 3 – преемственность учебных программ. Все учебные заведения были разделены на четыре разряда: 1) одноклассные приходские училища (ими были заменены малые народные училища); 2) трёхклассные уездные училища (во всех уездных городах); 3) семилетние губернские училища или гимназии (бывшие главные народные училища)  - только в губернских городах; 4) университеты. Появилось шесть университетов.

     Вся территория страны была поделена на шесть учебных округов. Их возглавляли попечители Главного управления училищ. Университеты имели автономию: свой Устав и собственный суд. Государство не имело права вмешиваться в дела университетов. Они назначали учителей гимназии своего округа. Тогда же появились первые лицеи – закрытые учреждения.

     При Николае Первом (1825 – 1855) усилился принцип сословности. Приходские школы – для крестьян, уездные училища – для купцов, мещан и других обывателей города, гимназии – для детей дворян и чиновников. Их программы отличались. Крестьян обучали чтению, письму, арифметике, был Закон Божий. Дети мещан и купцов изучали ещё геометрию, географию и историю. В семиклассных гимназиях изучали иностранные языки, и учащихся готовили к поступлению в университет.

     Доступ крепостным в учебные заведения был закрыт. При Николае Первом университеты были сильно ограничены в своих правах, изменился Устав, запрещён университетский суд. За студентами осуществлялся политический надзор. Число кадетских корпусов увеличилось с пяти до двадцати. Открылись институты: Технологический, Инженеров путей сообщения, Горный, Практическая коммерческая академия, Императорская военная академия – а также училища: Инженерное, Архитектурное, Гражданских инженеров, Техническое. В Белоруссии – земледельческое. Школы: Земледельческая, Горнозаводская. В провинциях возникают ветеринарные училища.

     При Александре Втором (1855 – 1881) происходят колоссальные изменения в стране. Это была эпоха по-настоящему революционных реформ. Произошла отмена крепостного права, развивается промышленное производство, утверждается капитализм в стране. Растёт революционное самосознание народа. Увеличивается рост грамотности населения. Люди получают больше политических свобод. В 1963 году издаётся новый университетский Устав, возвращается университетам прежняя автономия, снимаются все ограничения, введённые при царствовании Никола Первого..

     Акцентируется внимание на доступности всесословного образования. Появляются воскресные и частные школы, наряду с государственными, земскими и церковно-приходскими. Гимназии разделены на классические и реальные. Теперь в них принимаются дети из разных сословий, способных оплатить обучение. Созданы первые женские гимназии – «Высшие женские курсы», где обучение идёт по программе университета. При Александре Втором широко строились в сёлах земские школы. Возникали учительские семинарии и школы, которые готовили учителей для городских (уездных) и начальных училищ. С 1864 года церковно-приходские школы управлялись Синодом, их открывали при церковных приходах, главным образом, – в сельских местностях. Срок обучения в них был три – пять лет.

     С царствования Николая Второго получило развитие женское образование. В народные школы стали принимать девочек. В 1905 – 1906 годах в Думе рассматривался вопрос о принятии закона о всеобщем начальном образовании, но он так и не был принят. Только в советское время (1917 – 1991) народной властью был принят этот закон, и была преодолена всеобщая безграмотность населения.

     Нельзя не заметить одну, очень важную тенденцию: школы в России были духовные и светские. И церковь пыталась внедриться в светские школы и подчинить их своему влиянию. Во все учебные программы включался Закон Божий. Священники входили в Попечительский, губернский, уездный и земский советы. Разве что только Пётр Первый надел узду на священников, превратив их в чиновников одного их своих департаментов. Только он подчинил церковь государству. В советское время государство было отделено от церкви, а сейчас церковь вновь пытается всячески навязать своё влияние на души молодых людей и внедриться снова в сферу их обучения и воспитания.


Рецензии