Глава 15. Первый сельский учитель

15. Первый сельский учитель


     Но пора нам вернуться к жителям деревни, где обитают наши герои. Шестидесятые годы девятнадцатого века в селе построена новая земская школа. Жители – крестьяне с тревогой ожидали, что будет дальше. Уже конец сентября, а школа пока всё ещё закрыта. И, наконец, в деревне появилась коляска, а в ней – новое лицо: двадцатитрёхлетний молодой человек приятной наружности, в модном камзоле и в тёплом плаще. Коляска остановилась возле здания школы. Учитель вышел из коляски с баулом, подошёл к дверям школы, достал ключ и открыл её. Возчик втащил в комнату огромный тяжёлый сундук.  «- Ну, и тяжеленный, - произнёс недовольно он. – Камни что ли в нём?» -  «- Нет, - ответил учитель, - это книги, пособия, учебники».

     «Какой молодой!» - шептались между собой крестьяне. Они уже с любопытством и с некоторой насторожённостью наблюдали за новым человеком. Его появление, явно, было им не по душе. Тем не менее учитель, которого звали Николай Гаврилович Строганов, начал в школе обустраиваться. При школе, кроме классной комнаты, имелись квартира для учителя, которая состояла из двух комнат, и ещё одна комната, в которой учитель собирался сделать читальню для крестьян и для детей. От поездки он очень устал, поэтому, поев, сразу улёгся спать. С собой он привёз полсотни стеариновых и восковых свечей и масляную лампу, что окажется для крестьян в диковинку.

     На следующее утро он встал рано и пошёл на речку умываться. Вода была холодная. Он зачерпнул ведром воды и принёс домой, затопил печку. Изба была светлая, с окнами из стекла - в мелкую расстекловку, с деревянным дымоотводом. Он зажёг свечу, приготовил себе еду, но услышал вдруг стук в дверь. Он открыл дверь и увидел за ней группу деревенских ребят, грязных и неумытых, плохо одетых. «- Вы учитель?» - громко спросил самый смелый из них. Это был Василий. «- Да. Входите», - пригласил он ребят в комнату. Дети вошли и с интересом смотрели на свечу, горящую ярко, без копоти, ровным светом. «- Вы нас будете учить?» - «- Да, хотелось бы. А вы хотите учиться?» Опять за всех ответил Василий: «- Я – да, а они не очень» - «- Почему?» - «- А их родители не отпустят в школу. Боятся, что вы их испортите». Учитель засмеялся.

     «- А вы, что молчите?» - обратился он к остальным ребятам. Было видно, что они стесняются своей бедности. «- Давайте я вас угощу сухарями». Учитель достал из баула угощение. И ребята с изумлением увидели тонкие ломтики белого хлеба. Они были коричневого цвета, засушены и издавали тонкий аромат корицы. Хотя дети явно чем-то были смущены, от угощения никто не отказался. «- Давайте знакомиться, что ли. Меня зовут Николай Гаврилович». Дети засмеялись. Они привыкли, что в деревне всех зовут по именам: Ванька, Манька, Дунька – а тут имя и отчество. Но охотно стали называть свои имена. «- Вот что, ребята, вы идите и скажите своим родителям, что я обязательно в каждый дом зайду познакомиться". Ребята ушли и оживлённо обсуждали, что увидели в школе. В классе стояли парты, их завезли в школу, когда её строили. На стене уже висела большая карта, но остальные пособия учитель ещё не успел развесить. Дома дети с восторгом рассказывали, как светло в школе, горит свечка, не лучина, очень тепло и чисто, большие окна, деревянный пол, из досок двери.

     В этот же день учитель отправился знакомиться с семьями будущих своих учеников. В первом дворе дверь не открыли, но он знал, что хозяева дома, потому что слышны были звуки от разговора и шум. Открыли только в пятом дворе. Хозяйка спросила: «- Чего надо?» - «- Мне ничего от вас не нужно. Я хотел бы с вами познакомиться. Я учитель, буду учить ваших детей читать и писать» - «- А вы спросили, нам это нужно? Так вот, отвечаю – не нужно». И перед учителем дверь закрыли. Николай Гаврилович, было уже, совсем отчаялся, но увидел, на своё счастье, идущего мимо Дмитрия Ивановича Степанова. «- Что не пускают в дом?», - участливо спросил он. «- Нет, даже дверь не открывают» - «- Заходите тогда к нам, - приветливо сказал крестьянин. - Я Степанов Дмитрий Иванович» - «- Очень приятно. Меня зовут Николай Гаврилович Строганов. Помогите, пожалуйста» - «- Как?» - «- Пройдите со мной по дворам. Они вас знают и охотно вам откроют дверь, а мне нет. А мне нужно переписать всех детей, хотя бы школьного возраста» - «- Мил человек, у меня своей работы выше крыши. Не сейчас. Позже». На том и договорились
     Учитель переписал детей Степановых, спросил, умеют ли читать. «- Да», - ответил Степанов. Этим ответом учитель был сражён. Кругом – безграмотная дикая деревня, которая чуждается знаний, откровенно манкирует учителя. И вдруг где? В огромной крестьянской семье дети умеют читать и писать. Это было, действительно, удивительно. «- На что же вы живёте, у вас так много детей?» - спросил он. «- У нас две коровы, продаём молоко, есть куры, поросёнок, кролики – своё натуральное хозяйство, огород» - «- А какие книги вы читаете?» - «- У меня есть одна - «Жития святых», по ней я учу детей читать» - «- Я привёз много книг. Вы можете взять почитать» - «- Спасибо. Но мне очень некогда. Для хозяйства не хватает рук. Подождите. Если у вас найдутся книги по выращиванию льна, то очень бы помогли мне» - «- Нет, к сожалению, таких книг у меня нет. Но я напишу своему другу, может быть, он поищет в городской библиотеке».
     Евдокия Семёновна с интересом слушала разговор мужа с учителем. Когда гость ушёл, она обратилась к мужу: «- Послушай, Дмитрий Иванович, девочки пойдут в школу, а в чём? Одни лапти на двоих, да и одежды нормальной нет». Дмитрий Иванович тяжело вздохнул: «- Ладно, съездим в город и купим ребятам нормальную одежду». В выходной день в город поехали родители и будущие школьники. Мальчикам Вове и Васе купили новые пиджаки и штаны, а девочкам Кате и Василисе – новую обувь. Они никогда не носили таких сапожек, на зиму купили всем ребятам валенки. На носу – зима. Платья девочкам мать решила сшить сама, материю на платья и новые платки им купили. Радостные дети вернулись домой. Дома горели сальные свечи. «- Откуда?» - спросил удивлённо отец. Пётр и Елена в один голос стали говорить, что приходили в гости Гриша и Настя и принесли в подарок свечи и разной еды – хлеб, зажаренного петуха, колбасу, окорок. Сели за стол и стали есть. Родители привезли из города белые булки, баранки и бублики, несколько буханок ржаного и пшеничного хлеба, а также мешок пшеничной муки. На следующий день мать растворила тесто и напекла блинов. То-то было радости.


Рецензии