Кто есть кто? или Принцесса на горошине

  - "Вы сегодня в прекрасном настроении, моя королева!  Произошло что-то экстраординарное? Я давно не видел вас в таком приподнятом настроении» - сказал Филипп четвёртый своей жене, усаживаясь напротив нее за обеденный стол.
- Вы правы, мой король!  Этим утром ...
- Постойте, я попробую угадать. Этим утром ваша борзая ощенилась и принесла белых в голубую полосочку щенят. Нет?  Тогда этим утром с кучей извинений вернулся ваш любимый попугай, который неделю назад улетел, непостижимым образом выбравшись из клетки. Тоже нет? Ах, да!  Как же я мог забыть, после 10 лет ожидания наконец-то зацвел ваш любимый кактус?!
- Я ценю ваш юмор, мой король, но сейчас я бы хотела, чтобы вы выслушали меня со вниманием. Этим утром... наш астролог сообщил мне, что сегодня  наше богом забытое королевство инкогнито наконец-то посетит настоящая принцесса.
- Как, самая настоящая?!

- Вот именно! Будьте же серьезны, мой милый. Принцу давно пора жениться, но на нашу беду в ближайших королевствах рождаются одни мальчики. Я конечно рада за наших соседей. Иметь наследника престола, что может быть лучше?! Но что же делать нам?! Отдать моего мальчика кому-то, кто его не достоин, сами понимаете... Это выше моих сил! Я не для того его растила, чтобы его испортила какая-то простолюдинка. Кстати, почему его нет за обедом?

- Наш сын на охоте и вернется только к ужину.

-Ах, как жаль, что мы не сможем встретить её как подобает. Все - таки наш летний дворец нужно расширять. Здесь совершенно негде развернуться. Моим фрейлинам пришлось потесниться, зато для неё приготовлена самая большая и светлая комната, где она и поселится, как только мне доложат о ее прибытии. Ах, я так утомилась, что мне совершенно не хочется есть.

- Успокойтесь, моя дорогая, и съешьте хоть что-нибудь. Не нужно так волноваться иначе у вас опять начнется мигрень. Наша гостья, а вернее гостьи уже размещены и отдыхают с дороги. Им подали фрукты, а ужинать они будут с нами.
- Гостьи? Вы сказали гостьи?

- Да, это две очень милые девушки. Дело в том, что эту новость я узнал раньше вас и распорядился доложить мне обо всех молодых особах, которые прибудут сегодня в наше королевство. И вот, как я уже сказал, две юные особы отдыхают сейчас в своих комнатах и готовятся к ужину.

- Ах, это принцесса со своей служанкой. Не может же она путешествовать одна.

- Не думаю. Они почти не знакомы друг с другом. Поэтому вам придётся постараться, чтобы угадать кто из них кто.

- Нет ничего проще! Стоит человеку заговорить, как его речь тут же выдаст его принадлежность к тому или иному сословию. Не будете же вы отрицать, что человек образованный говорит совсем иначе, чем ремесленник или тот, который только что от сохи.

-Так-то оно так, но...

Король имел кое-какие мысли на этот счет, но чтобы не спорить со своей женой, промолчал. Время покажет, подумал он и сказал:
 - В конце концов, у нас есть человек, который сможет докопаться до истины. И он всегда в нашем распоряжении.

- Что-о-о?!

- Извините, моя королева. Я пошутил неудачно.

Король поцеловал руку жене и вышел.


Когда королева зашла в столовую, принц увлеченно рассказывал отцу как прошла охота. "Альберт,- сказала она сыну,- сегодня к ужину приглашены гости. Так что...

- Надеюсь мужского пола,- не очень-то учтиво перебил ее сын.

- Ты не угадал, это две молодые особы.

- О, только не это! Я целый день скакал на лошади, я устал и голоден. А вместо того, чтобы поесть в спокойной обстановке, мне придется развлекать двух напыщенных кукол.

- Подайте ужин мне в комнату,- вставая из-за стола, сказал он слуге, собираясь уходить.

Но в это время двери распахнулись и впустили двух прехорошеньких девушек. Они были немного смущены, но ни одна из них не выглядела ни жеманной, ни глупой.
Сели за стол, представились, и потекла неспешная беседа. Одну звали Елизавета, другую Анастасия. Королева умело направляла беседу и одновременно следила за девушками. От ее внимательного взгляда не укрылось ничего. Одеты со вкусом, об этикете знают не понаслышке, прекрасно разбираются в многочисленных приборах и умеют изящно ими пользоваться. Поддерживают любую тему, которую она им предлагает, говорят складно, с юмором, сразу видно образованность и ум.

- Да, их не спрячешь, когда они есть и не достанешь из кармана, когда похвастаться нечем,- подумала королева.

С удовлетворением отметила про себя, что принц уже не спешит их оставить и внимательно слушает своих собеседниц о том, что прибыли они к ним на телеге. Да, да, именно на телеге!  Их в пути подобрал крестьянин, который ехал на базар продавать поросят. Сначала он посадил одну, а потом другую. Там на телеге они и познакомились.
Ужин прошёл в прекрасной атмосфере. Оставшись вдвоем, Филипп спросил свою жену, продвинулась ли она в решении головоломки, которую сама себе же и придумала.

- Да, задача оказалась труднее, чем я думала, ответила королева. Но я не отчаиваюсь.

- Почему бы тебе не спросить их об этом прямо?- допытывался король.

- Как сказал один неглупый человек: не спрашивай, и не будешь обманут. Я узнаю правду без всяких вопросов, надо только уметь слушать.


На следующее утро королева сама согласилась показать им дворец.

_ Как вам спалось? - встретила она их вопросом.

- Прекрасно, Ваше Величество!- ответили они хором.

- Так сладко я спала только у своего батюшки,- добавила Елизавета.- Служанки каждый вечер взбивали мне две перины, и я просто утопала в них. Ах, какие сны мне тогда снились! Правда летом спать на них было жарко, но не могла же я спать на тюфяке, набитым соломой.

- А я так устала с дороги, что смогла бы, кажется, уснуть на голых досках,- улыбнулась Анастасия.- Тем более мне не привыкать засыпать на жёстком.  Мне часто приходилось спать на голой земле, укрываясь одним плащом.

Проходя по многочисленным залам и рассказывая истории появления той или иной картины, вазы, скульптуры или гобелена, она с удовлетворением отметила, что ее спутницы прекрасно разбираются и в произведениях искусства. Они называли художника раньше, чем она, угадывая его манеру письма. Оценили качество гобеленов. Восторгались скульптурами и даже вспомнили не очень известные работы тех же мастеров, о которых она даже не догадывалась. В одной из комнат королева остановилась возле большой старинной картины и, немного помолчав, как бы раздумывая, надо ли об этом говорить, сказала, что на ней изображены ныне здравствующий король Филипп и его сестра в молодые годы.

- Эта история очень печальна, поэтому мы не часто о ней вспоминаем, продолжила королева. В том же году, когда написана была эта картина, во дворец прибыла группа скоморохов, а с ними молодой и очень красивый музыкант, который прекрасно играл на флейте. Принцесса была очень избалована и своенравна. Она влюбилась в этого странствующего комедианта и бежала с ним. Перед тем как убежать, она призналась своей матери, что этот музыкант на самом деле принц из далекой страны, которому пришлось покинуть свою родину и скрываться под вымышленным именем. Королева, конечно же, была в ужасе и сказала, чтобы она выбросила эту чушь из головы и оставалась в комнате до особого распоряжения. А он будет схвачен и посажен в тюрьму. Но на следующее утро их уже не нашли, они ушли ночью и как будто сквозь землю провалились.

- Какая она молодая и красивая,- сказала Анастасия.- Наверное...

- А как ей идет это элегантное платье, - перебила её Елизавета.- И эти кружева просто восхитительны. Сейчас уже нет мастериц, которые могли бы связать что-то подобное. Хотя у меня в гардеробе есть несколько платьев с умопомрачительными кружевами.
- Посмотри, Анастасия,- продолжала она.- У них совершенно одинаковые перстни. Ах, я никогда не видела таких больших изумрудов. Они действительно так прекрасны или это ... Она смутилась и не закончила фразы.

- Художник нисколько не погрешил против истины ", - поджав губы, заметила королева, догадавшись, что хотела сказать Елизавета.- В действительности они еще краше. Я могу вам показать один из них. Перстень переходит по наследству от отца к сыну, а второй пропал вместе с исчезновением принцессы.

Вечером во дворце в их честь был устроен бал. Принц танцевал с обеими, но от зоркого взгляда королевы не укрылось то, что предпочтение он отдавал всё-таки больше Елизавете, чем Анастасии. Это её порадовало, потому что она все больше и больше склонялась к мысли, что Анастасия хоть и умна и образована, как подобает принцессе, но слишком проста в обращении, слишком добра, слишком равнодушна к лакомствам, удобствам, драгоценностям и похвалам.

Прошел месяц с того момента, как обе девушки поселились во дворце. У королевы не осталось никаких сомнений в том, что принцесса-это Елизавета. Особенно она утвердилась в своем мнении после одного случая. Среди прекрасного солнечного дня набежали тучки, загрохотал гром и припустил ливень. Елизавета пришла с прогулки вымокшая до нитки. Оказалось, что возле нее не нашлось достойной особы, которая могла бы держать над ней зонтик. Но вместе с уверенностью в подлинности королевского происхождения Елизаветы росло чувство симпатии к Анастасии. За этот месяц её полюбили все, начиная со служанок и кончая высшей знатью. Она со всеми была мила, всегда была готова услужить и никогда не требовала к себе особого внимания.

Чтобы полностью не попасть под обаяние Анастасии, королева начала приготовления к свадьбе. Со стороны принца королева не ожидала никаких сюрпризов, потому что за это время принц явно оказывал предпочтение Елизавете, и та принимала его ухаживания с удовольствием. Анастасия же что-то загрустила и все чаще старалась уединиться. Вот и сейчас она вышла в сад, чтобы перед сном пройтись в одиночестве и подышать свежим воздухом. Она шла, задумавшись, как вдруг услышала, что ее кто-то догоняет. Оглянувшись, она увидела, что к ней приближается принц.
- Нам надо поговорить,- сказал он взволнованно.- Только что меня посетила королева и сообщила о моей свадьбе с Елизаветой, как о деле решенном и окончательном.

- Вот и все, подумала девушка.

- Но я люблю тебя, Анастасия. Я влюбился в тебя с первой нашей встречи и моя любовь к тебе только выросла. Все это время я ухаживал за Елизаветой, чтобы усыпить бдительность моей матушки, так как сразу понял, что никакая ты не принцесса и родители никогда не согласятся на наш брак. Я видел по твоим глазам, что и ты питаешь ко мне те же чувства. Если ты согласна стать моей женой, мы убежим далеко-далеко, туда, где нас никто не найдет.

- А других причин нет, кроме той, что я не знатного происхождения?

- Нет, других причин нет. Королева сама мне сказала, что очень хорошо к тебе относится, и ей даже жаль, что принцесса не ты, а Елизавета. Матушка, во что бы то ни стало, решила женить меня на настоящей принцессе.

- Тогда нам нечего беспокоиться, потому что я-принцесса, мой папа-король, а мама-королева. И к тому же, я не только принцесса, но и твоя двоюродная сестра.

И она рассказала принцу удивительную историю своей семьи.


     Юноша, с которым убежала юная взбалмошная принцесса, действительно был принцем из далекой страны. Так получилось, что в результате дворцового переворота погибли его родители. Ему удалось бежать и скитаться, зарабатывая себе на жизнь чем придется. Пока он не встретил группу комедиантов, которые взяли его с собой.

     Встретив принцессу, он влюбился и уже не мыслил жизни без нее. Судьба была к ним благосклонна, им удалось скрыться. Но опять пришлось бродить по городам и весям, зарабатывая себе на хлеб. Отчаявшись найти себе приют, где-либо в другом месте, принц решил вернуться на родину.

     К тому времени народ устал от правителей, которые показали себя жестокими и несправедливыми. Люди встретили его с радостью, и теперь уже предателям пришлось бегством спасать свои жизни. Они поженились, и у них родилась дочь, т. е. я.
 
     Вспоминая свои злоключения, родители воспитали меня в строгости. Кроме музицирования, танцев, верховой езды мне пришлось выучить много такого, о чем не имеют представления обычные принцессы. Моя мать очень тосковала по своим близким и часто рассказывала мне о своей родине, и я дала себе слово, что обязательно увижу все это своими глазами. Поэтому я оказалась здесь.

- Теперь мне понятна та простота, которая делает тебя необыкновенной и которая ввела нас в заблуждение.

- Я, просто, стараюсь помнить о том, что человек, который стоит высоко всегда может упасть.

- Почему же ты не рассказала о себе сразу?

- Потому что ты - очень хороший актер, и я не знала, как ты ко мне относишься. Если бы ты выбрал Елизавету, то я исчезла бы из вашей жизни так же неожиданно, как и появилась.

- Пойдем, нужно сейчас же рассказать все моей матушке. Только боюсь, что она не поверит ни одному нашему слову.

- Да, я понимаю, что история кажется невероятной. Но у меня есть доказательство. Перстень, который считают утерянным, находится в комнате принцессы: в тайнике, о  котором знала только она. В спешке она забыла о нем. Нужно только послать гонца в зимний дворец и привезти его сюда.


   Нет нужды говорить о том, что сделано это было незамедлительно. Королева теперь не имела никаких возражений против Анастасии. Король и королева приняли ее, как дочь, и долго расспрашивали о той, которую давно считали умершей.

   Но радость никогда не приходит одна. Отношение изменилось не только к Анастасии, но и к Елизавете, только в данном случае эта перемена была со знаком минус.
- Ах, негодная, как ловко она меня обманула,- высказывала королева свое негодование.- Эта притворщица настолько хитра, что обвела вокруг пальца всех. Как умело она разыгрывала из себя принцессу на горошине.

- Моя дорогая, вам нельзя волноваться, вы становитесь похожи на свою матушку. У меня есть для вас новость, и я надеюсь, что она вас обрадует, потому что у вас все-таки доброе сердце. Елизавета тоже принцесса. Да, да! Никаких не может быть, настоящая принцесса! Сейчас я вам все объясню. Как я вам уже говорил: астролог, прежде чем прийти к вам, был у меня. И я, прежде чем отправить его к вам, попросил его сказать, что к нам прибудут не две принцессы, как он сказал мне, а одна.

- Как вы могли?! Зачем вы это сделали?!

- Чтобы вас развлечь. Я видел, что вы заскучали, а решая эту задачку, у вас ни разу не было, ни мигрени, ни хандры.

- Но откуда же она пришла к нам? Мы совершенно ничего о ней не знаем.

- Ну почему же. Я знаю о ней достаточно. Вчера она рассказа мне о себе все и попросила защиты.

- Защиты?  От кого?

- Присядьте, и я расскажу вам все, что узнал сам.

  Ее матушка умерла, когда ей было 12 лет. Воспитывали ее няньки, отец её любил, но большого внимания она не видела. Он был неплохой человек, но слабохарактерный. Всем управляли министры. Но хуже всего было то, что он был очень увлекающейся натурой, даже можно сказать азартной. И вот однажды он всю королевскую казну проиграл своему казначею. А когда понял, что наделал, решил её вернуть, пообещав свою дочь ему в жёны. Принцессе пришлось спасаться бегством. И теперь она боится, что её найдут, так как казначей очень хочет породниться с королем.

- Ах, бедняжка! Мы не дадим ее в обиду. Я придумала - мы выдадим ее замуж. Наши ближайшие соседи тоже в поисках настоящей принцессы для своего сына.

   - Ну вот и сказке конец,- думал король, засыпая этой ночью.- Жаль, что все закончилось. Не желая того, я сам увлекся этой игрой под названием "Кто есть кто ". И почему-то мне кажется, что этот хитрец-звездочет сыграл со мной ту же шутку,  что и я с королевой, и не сказал мне всего, что знал сам. Надо повысить ему жалование,- подумал король,- окончательно засыпая.
      
            


               
      Георгиевна


Рецензии
Сказка - прелесть.

Саша Щедрый   15.10.2020 18:46     Заявить о нарушении
Спасибо. Мне очень лестно это слышать.)) Вы оправдываете свою фамилию.)) Всего самого наилучшего. Татьяна.

Георгиевна   15.10.2020 20:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.