Струны понимания. Глава 15

1. В этой главе мы начнем разбор седьмого принципа смысловой реальности, то есть принципа ритмичности/ резонансности/соотносительности.


2. В прошлой главе мы видели, что принцип полярности (5) был связан прежде всего с одономикой СВА, а принцип знаковости/опосредованности (6) с энергономикой DAB. Эти парадигмы идентичности симметричны друг другу относительно центральной вертикали FIH контекстограммы и представляют собой парадигмы второго порядка (половинки) то есть контекстные группы.

3. Если такое отождествление правильно, то возникает вопрос, а не является ли парадигматическим соответствием этого седьмого принципа расположенная между этими боковыми парадигмами по обе стороны центральной вертикали FIH гипономика ВНА?. В книге Время смыслов я выяснил, что развернутая снизу вверх и опирающаяся на угол АНВ нижнего среднего контекстного поля Н обьектов, работников и ценностей гипономика выражает собой идею бескорыстного служения истине А, добру/благу J и прекрасному В. Она (особенно в модифицированном виде, включающем нижнее и верхнее месономные контекстные поля  К и J) является идущей снизу от “земли” (нижняя репрезентационная горизонталь CD) к “небу” ( верхняя сигнификативная горизонталь АВ) самоотверженной творческой альтернативой эгономике/эпиномике CFD, парадигме своекорыстия и самовозвеличивания.

4. Именно гипономику использовали в критические моменты своей жизни Сократ (см. Апология Сократа Платона, где Сократ определяет свою задачу как служение подлинному Благу J родного города, не имеющему ничего общего с предрассудками ищущей богатства и власти афинской верхушки F) и Иисус (высказанная им накануне ареста и казни идея служения Н большего меньшему ради подлинного Блага J, противопоставленная корыстолюбию и самомнению властных земных  выгодополучателей в контекстном поле субьекта власти F).

5. Гипономика включает в себя агономику НВF (связанную с идеей подвига, самоотверженного героизма и поэтому популярную в кругу идеологов военной аристократии Средних веков и Нового времени, дифференциальная линия социальных статусов НВ изначально связана именно с этой способностью личности совершить уникальный, неповторимый, героический поступок) и регуланомику HAF, центральной функцией которой является способность индивида Н сообразовывать свое поведение с общими принципами истины и справедливости А, отображенная в контекстограмме референциальной полувертикальной диагональю НА.

6. Как я уже отметил и Сократ и Иисус используют не просто гипономику, а модифицированный месономный вариант этой парадигмы, включающий верхнее среднее месономное
поле J Блага /смысловых соответствий и нижнее среднее месономное поле К смысловых ориентаций.

7. Что может числовой вариант контекстного анализа (разработанный в книге Числа и идентичность) дать нам для понимания гипономики? Для ответа на этот вопрос нам надо сначала ближе присмотреться к предшествующему шестому принципу знакового опосредования и выражающей его парадигме энергономики DAB.

8. Энергономика это очень сложная и неоднозначная контекстная смысловая группа. В зависимости от прочтения она включает в своем составе с одной стороны возмездие, смерть и разделение (парадигмы мерономики DIA и экзономики DAF) , а с другой любовь, исцеление и соединение (парадигмы трансферономики BED и репарономики BEA) . О любви и смысловом соединении внутри энергономной знаковой опосредованности мы говорили в прошлой главе, где мы выяснили связь энергономики с коэффициентом смыслового соединения (корень из трех 1, 73) или так называемой “рыбой”, то есть соотношением 265/153 (что примерно равняется 1, 73) высоты и ширины сегмента, образованного кругами, пересекающимися между собой таким образом, что центр одного из них расположен на окружности другого.

9. По видимому именно эта рыба, как геометрическая модель идеального взаимоотношения, имеется в виду в заключительной главе Евангелия от Иоанна, где воскресший Иисус спрашивает у Петра любит ли он его, и где упоминается, что в этот день ученики поймали в Галилейском море 153 рыбы. Таким образом авторам Нового Завета был известен коэффициент смыслового соединения. Но они вероятно также знали и о коэффициенте смыслового разделения 137, поскольку в Апокалипсисе с его центральной темой Божественного суда, смерти и разделения семерка (7 это порядковый номер центрального верхнего контекстного поля субъекта власти F, разделяющего парадигму DAB на две части по линии DF) упоминается 137 раз. 

10. Интересно, что выдающийся физик, нобелевский лауреат и один из создателей квантовой механики Вольфганг Паули в последние годы своей жизни вместе со своим другом знаменитым психоаналитиком Карлом Юнгом был поглощен поисками смысла числа 137 в мистике и эзотерике и по странному совпадению умер от рака в 1958 г. в палате номер 137 в Цюрихской больнице.

11. . Теперь посмотрим на разделительный аспект энергономики. В числовом плане присутствие разделительного аспекта внутри энергономики обозначается наличием числа 137, т. е. коэффициента смыслового разделения в суммарной числовой форме этой парадигмы (сумме числовых значений сторон энергономного треугольника DAB в определенном векторном прочтении): D 5 B 3+ B 3 A 2+ D 5 A 2= 137.

12. Число 137 (тридцать третье по счету простое число) играет большую роль в квантовой механике. Числовое значение одной из основных констант квантовой механики-константы тонкой структуры, связывающей квантовую механику с теорией относительности и теорией электромагнитного поля примерно 1/137. Вот, что писал об этом числе 137 известный американский физик, Нобелевский лауреат и один из создателей квантовой электродинамики Ричард Фейнман: " Оно было загадкой с тех пор как оно было открыто более 50 лет назад и все хорошие физики теоретики вешают его на стену и беспокоятся о нем...Это одна из величайших тайн физики (one of the greatest damn mysteries of physics)..."

13. Константа тонкой структуры определяет вероятность того что электрон на внешней орбите атома излучит фотон или поглотит его (то есть та же идея соединения/разделения). У элемента номер 137 таблицы Менделеева в ядре будет 137 протонов (т.е. оно будет очень тяжелым) и вероятность захвата фотона электроном будет равняться 100 процентам. Согласно модели атома Бора электрон,на самой внутренней орбите атома в этом случае будет двигаться чуть ниже скорости света. Более тяжелые элементы по этой схеме (с порядковыми номерами выше 137) предполагают, что электроны будут двигаться со сверхсветовой скоростью, что невозможно. Поэтому Фейнман предположил, что гипотетический элемент 137 будет последним элементом таблицы Менделеева. 

14. Современный ученый химик Филип Болл в своем комментарии обьясняет, что  модель Бора не учитывает размеров атомного ядра, а это значит что элементы с порядковыми номерами выше 137 возможны, но они не будут нейтральными, а электроны в них будут осциллировать. Действительной проблемой для таблицы Менделеева, считает Болл, может быть 173й элемент, когда энергия внутриатомного состояния попадает в негативный континуум,предсказанный уравнением Дирака:" But when Z reaches around 173, things get more complicated. The bound-state energy then "dives" into what is called the negative continuum: a vacuum sea of negative-energy electrons predicted by the Dirac equation" (Philip Ball, Column: The crucible. The Royal Society of Chemistry 28 October 2010). 

15. Вот именно эта упомянутая Боллом диапазонного характера связь между 137 (коэффициентом смыслового разделения) и 173 (коэффициентом смыслового соединения) крайне интересна в нашем контексте и ниже я объясняю моим читателям, в чем собственно состоит этот интерес.

16. Легко заметить, что разность между 173 и 137 это 36 (двойное значение 18 членного алгоритма идентичности который мы обнаружили в 18 псалме см. мою книгу Свиток и сапог, а на иврите двойное значение слова "жизнь"). Однако 36 это также расстояние между верхней сигнификативной АВ и нижней репрезентационной CD горизонталями контекстограммы (матрицы идентичности) если считать за это расстояние сумму двух отрезков центральной инструментальной оси матрицы I(1) F(7)и I(1) H(9), которая также является центральной осью гипономики. Именно внутри этого диапазона согласно моей гипотезе развертывается динамика знакообразования и знакоразрушения семиосиса, которую исследовал в своих замечательных работах незабвенный Юрий Михайлович Лотман.

17. Но эта центральная инструментальная ось HF также является основой, так сказать спинным хребтом входящей в гипономную контекстную группу парадигмы идентичности, регуланомики FAH, которая в определенном векторном прочтении F 7 A 2 H 9 F 7 дает нам с точностью до четырех цифр действительное значение вышеупомянутой константы тонкой структуры альфа(приблизительно 1/137, а точно 0,007297).

18. Интересно, что значение константы тонкой структуры можно вычислить с помощью так называемой бабочки Хофштадтера, фрактальной самоподобной (а самоподобие один из характерных признаков идентичности)структуры, предсказанной в 1976 г. Дугласом Хофштадтером и описывающей поведение электронов в электромагнитном поле. Изображение этой структуры (физическое существование которой было в 2013 г. подтверждено тремя независимыми друг от друга экспериментами с атомами графена)в виде квадрата с диагональными, вертикальными и горизонтальными осями поразительно напоминает структуру контекстограммы/ матрицы идентичности. Оно также очень красиво. 

В следующей главе мы продолжим разбор седьмого принципа смысловой реальности.


Рецензии