Экстерриториальный принцип действия закона

Александр Иванович БАСТРЫКИН
Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
доктор юридических наук, профессор
генерал полковник юстиции.
Статья в сборнике
Расследование преступлений: Проблемы и пути их решения.
Сборник научно-практических трудов 4 (10) 2015

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНА

Аннотация. В статье анализируются проблемы, возникающие при расследовании преступлений против иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, при этом совершающие преступления вне пределов Российской Федерации против интересов Российской Федерации либо граждан Российской Федерации.
Ключевые слова: Следственный комитет, экстерриториальность, противодействие преступлениям, расследование преступлений, юрисдикция.

Annotation. The article analyzes the problems arising in the investigation of crimes against foreign citizens and stateless persons not residing permanently in the Russian Federation, thus committing a crime outside the Russian Federation against the interests of the Russian Federation or Russian citizens.
Keywords: Investigation Committee, extraterritoriality, countering crimes, investigation of crimes, jurisdiction.


Право России на уголовное преследование иностранных граждан на территории других государств основывается на экстерриториальном принципе действия уголовного закона, который предполагает возможность распространения юрисдикции государства на преступные деяния, совершенные за его пределами1.
В этой сфере действует ряд принципиальных правовых положений, устанавливающих пределы экстерриториальной юрисдикции государства. Эти положения носят универсальный международный характер, регламентируются международными договорами. Причем они включены, в том или ином виде, в законодательство большинства стран.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
То есть распространение действия российского уголовного закона на преступления, совершенные за рубежом против интересов России, наших граждан, возможно при условии, что причастные не были осуждены в иностранном государстве.
Этот принцип предусмотрен большинством международных договоров в области противодействия международной преступности.
Например, согласно параграфа 7 Уголовного кодекса Федеративной Республики Германии немецкое уголовное право действует в отношении деяний, совершаемых за границей против немца, если деяние наказуемо в месте его совершения или если место совершения деяния не находится под чьей-либо уголовно-правовой юрисдикцией.
Кроме того, Россия имеет право на уголовное преследование иностранных граждан, представляющих угрозу глобальному миру и безопасности, вне зависимости от места преступного события.
Статья 12 УК РФ допускает привлечение к уголовной ответственности по российскому уголовному закону в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Круг деяний, на которые распространяется универсальная юрисдикция, конечно же, ограничен. Речь идет о серьезных международных преступлениях против мира и человечности, геноциде и пытках.
Изначально обязанность привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших тяжкие преступления по международному праву, лежит на государстве, на территории которого такое преступление было совершено. И если сами эти государства в силу политической обстановки или иных причин не желают или не могут реализовать эту обязанность, международное право позволяет сделать это другим государствам как участникам глобальной системы обеспечения мира и безопасности человечества. Поэтому универсальная юрисдикция является одним из важнейших средств отправления правосудия в условиях, когда территориальная юрисдикция бездействует.
Это условие нашей страной соблюдено в полном объеме. Всем известно, как ведутся и чем заканчиваются на Украине расследования даже по тем немногочисленным делам, производство по которым открывается в отношении членов добровольческих карательных батальонов, активных участников националистических движений, а тем более военнослужащих украинских вооруженных сил.
Следует заметить, что в данном случае наличие военных действий является обязательным для квалификации деяния как военного преступления.
Женевские конвенции 1949 года, которые регламентируют правовой режим периода вооружённого конфликта разделяют такие конфликты на две группы: военные конфликты международного и немеждународного характера. Вооруженные конфликты немеждународного характера регламентируются статьей 3 этих конвенций, а также дополняющим ее вторым протоколом. Пункт 1 статьи 1 этого протокола определяет немеждународный вооруженный конфликт как конфликт, локализованный в рамках территории одной из стран-участниц, возникший между ее вооруженными силами и антиправительственными войсками или другими вооруженными группами, находящимися под командованием и осуществляющими такой контроль над частью территории страны, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия. В пункте 2 этой статьи говорится о том, что режим вооруженного конфликта не применяется к ситуациям нарушения порядка и к обстановке внутренней напряженности, которые проявляются лишь в отдельных, от случая к случаю, актах насилия.
Анализируя развитие обстановки на Украине, можно сделать вывод о том, что, если на этапе первых волнений на майдане ситуацию еще можно было отнести к нарушению внутреннего порядка и к обстановке внутренней напряженности, то с возникновением самопровозглашенных ДНР и ЛНР она приобрела исключительно статус вооруженного конфликта немеждународного характера.
Во-первых, конфликт локализован в пределах территории одной страны – Украины и не является следствием ее военного противостояния с другими государствами.
Во-вторых, сторонами этого вооруженного конфликта являются власти Украины и ополченцы, как они себя сами называют, самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик.
В третьих, последние фактически контролируют часть территории страны, а именно юго-восток Украины, и имеют упорядоченную систему централизованного командования.
В четвертых, сам масштаб противостояния указывает на то, что в регионе ведутся именно затяжные непрерывные и согласованные военные действия, а не единичные случайные акты насилия.
То, что ситуация на юго-востоке Украины является полноценным вооруженным конфликтом немеждународного характера, признал и Международный комитет Красного Креста.
В настоящее время в Украине совершаются следующие преступления, подпадающие под экстерриториальный принцип российского уголовного законодательства:
1) применение запрещенных средств и методов ведения войны, ответственность за которое предусмотрена ст. 356 УК РФ.
Кроме того, статья 3 Женевских конвенций 1949 года, Конвенция ООН 1979 года и дополняющие ее протоколы о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которое может считаться наносящим чрезмерные повреждения или иметь неизбирательное действие, устанавливают запрет на применение отдельных видов оружия. Несоблюдение этих ограничений, запретов и гарантий как раз и образуют объективную сторону расследуемого нами преступления;
2) геноцид.
То есть действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы, ответственность за которое установлена ст. 357 УК РФ.
По этой категории дел лица, причастные к военным преступлениям, обвиняются и в сопутствующих преступных деяниях: о фактах многочисленных безвестных исчезновений, похищений людей, убийств, воспрепятствования журналистской деятельности, призывов к развязыванию агрессивной войны, реабилитации нацизма и других циничных и зверских преступлений, совершенных представителями украинских националистических организаций, правоохранительных органов, Вооруженных сил Украины и членами других действующих на Украине воинских и военизированных формирований сомнительной принадлежности. Особую озабоченность вызывает то, что среди жертв много детей, причем часто они становятся жертвами не случайно, а в результате целенаправленных действий.
В настоящее время, в связи с отказом выдачи лиц, совершивших и совершающих указанные преступления, Украиной и странами Запада привлечение их к уголовной ответственности возможно следующими способами:
1) если по каким-либо причинам эти люди попадут в зону досягаемости российских компетентных органов, например, будут выданы России или сами прибудут в нашу страну, то могут быть осуждены российским судом;
2) с учетом масштаба трагедии, нельзя исключить, что в будущем, по примеру бывшей Югославии, Косово, Сьерра-Леоны, Гватемалы и других стран, будет создан так называемый международный трибунал по Украине.
То есть временный наднациональный судебный орган для рассмотрения военных преступлений, совершенных конкретно на территории данного государства. Однако для этого, разумеется, необходимо соответствующее решение Совета Безопасности ООН;
3) не исключено инициирование такого судебного разбирательства и в Международном уголовном суде.
Согласно пункту 5(с) Римского статута Международного уголовного суда компетенция этого органа распространяется, в том числе и на серьезные преступления, совершенные в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, подпадающих под статью 3 Женевских конвенций 1949 года, если они вызывают озабоченность у международного сообщества. При этом в Римском статуте предусматривается возможность распространения юрисдикции Международного уголовного суда в том числе и на преступления, совершенные на территории государств, не являющихся участниками этого Статута. Статья 13 определяет два таких основания:
1) обращение Совета Безопасности ООН к прокурору этого суда на основании главы 7 Устава ООН.
2) передача материалов непосредственно прокурором суда по результатам проведенного им расследования, которое возбуждается с санкции Палаты предварительного производства.
Однако следует отметить, что Международный уголовный суд, согласно статье 1 Римского статута, действует на основании так называемого принципа комплементарности, лишь дополняя, но не подменяя национальную систему уголовного правосудия. Это означает, что он компетентен рассматривать дела в том случае, когда судебные органы государства территориальной юрисдикции отсутствуют, не могут или не желают выполнить свои функции. И эти обстоятельства должны быть предварительно установлены судом. Вместе с тем на многочисленные факты преступных нарушений прав человека на Украине и отсутствие реакции на них со стороны местных правоохранительных органов уже неоднократно указывал в своих документах ряд авторитетных должностных лиц и организаций, осуществляющих деятельность на международном уровне, в частности комиссар Совета Европы по правам человека Нил Муйжниекс. А также международная следственная комиссия под эгидой Совета Европы и ЕСПЧ.
Вне зависимости от того, какой суд, национальный или международный, будет рассматривать дела, ему потребуются доказательства. И вряд ли действующие украинские власти, да и европейские правоохранительные органы в сложившейся политической ситуации изъявят желание собирать их. Кроме того, украинский народ неразрывно связан с российским, поэтому этот конфликт непосредственно затрагивает нашу страну. Большинство его невольных жертв переселяются именно в Россию. Статус беженца уже предоставлен почти 108 тысячам человек. Развернуто более 400 пунктов временного размещения граждан Украины. При этом жители России не только сострадают, но и реально помогают братскому украинскому народу. Они уже приютили около 534 тысяч вынужденных переселенцев из Украины.
Помимо этого, промедление с фиксацией следов преступления, в том числе с проведением допросов очевидцев и жертв, изъятием вещественных доказательств, может повлечь за собой их невосполнимую утрату. Именно поэтому Следственным комитетом делается титаническая работа, в рамках которой уже допрошено в качестве свидетелей и потерпевших около 109 тысяч человек, в том числе более 2 тысяч несовершеннолетних.
К сожалению, до настоящего времени ни Совбез ООН, ни прокурор Международного уголовного суда не инициировали разбирательство по фактам указанных преступлений в международных судах. Вероятно, вследствие недостаточно объективного освещения украинского конфликта в западных СМИ они не видят всего масштаба бедствия. А может быть, считают, что этот масштаб еще не достиг того уровня, когда он должен вызвать озабоченность международного сообщества. Возможно, немаловажную роль в процессе принятия подобного решения играет политическая составляющая конфликта. Иначе, чем объяснить то обстоятельство, что в международных судебных инстанциях инициировались разбирательства дел по злодеяниям, повлекшим гораздо менее существенные по своим масштабам и тяжести последствия.
Например, Президент Кении Уильям Руто был предан суду за преступления против человечности, совершенные во время протестов по результатам президентских выборов в 2007 году. Жертвами этих преступлений стали около двух тысяч человек.
На юго-востоке же Украины уже погибло более 6000 мирных жителей, причинен вред здоровью 16.000 человек, полностью или частично разрушены 15.000 жилых домов, вынужденно покинули места своего постоянного проживания более 800.000 тысяч человек русскоязычного населения. И это только по данным, находящимся в производстве Следственного комитета уголовных дел.
Совершенно очевидно, что известным политическим силам за рубежом, да и в нашей стране, не нравится, что Россия становится мощной державой, способной отстаивать свои геополитические интересы. Но этим силам рано или поздно придется смириться с тем, что отныне политическая линия нашей страны будет именно такой. Сотрудников Следственного комитета нисколько не пугает то информационное давление, которое оказывается на них в связи с резонансными уголовными делами, связанными, в свою очередь, с событиями в Украине, да и не только с ними. Развязанная против Следственного комитета информационная война не ослабила ведомство, а сделала его еще сильнее.
В заключение необходимо акцентировать, что деятельность Следственного комитета по уголовному преследованию лиц, совершивших и совершающих где бы-то ни было преступления в отношении российских граждан или против мира и безопасности человечества, станет более целенаправленной, активной, более эффективной и результативной.


1 См. подробно: Козлова Н. Главный следователь России рассказал об уголовных делах, связанных с Украиной // Российская газета. 2015. 8 сентября; СК РФ возбудил 54 дела о преступлениях в Донбассе.URL: http://www.rg.ru; Александр Бастрыкин заслушал юго-восток: СКР отчитался о расследовании событий на Украине. URL: http://www.kommersant.ru.


Рецензии