Снеговик

Сначала прочитал детектив, затем посмотрел фильм. Киноценарий во многом отличен от текста книги Ю Несбё. Продюсером кинофильма выступил Мартин Скорсезе.

Главные действующие лица:
Харри Холе – главный герой, специалист по серийным убийцам, алкоголик.
Ракель - любовь всей жизни главного героя, любовь трагическая.
Матиас – любовник и гражданский муж Ракели.
Герт Рафто (Железный Рафто) – пропавший сыщик, кармический двойник Харри.
Катрина Братт – коллега Холе и дочь Рафто.
Снеговик.

Первый снег это что-то волшебное, прекрасное и удивительное, но именно с первым снегом в норвежской столице Осло совершает свои преступления убийца по прозвищу Снеговик. Детектив, от которого веет морозом и алкоголем, типичный норвежский треш, классика жанра. Пропадают женщины уже на протяжении нескольких лет. И появление снеговиков на месте преступления стало отличительной чертой серийного убийцы. Главный следователь Харри, побитый жизнью, склонный к алкоголизму берётся за дело. По ходу расследования появляется много различных подробностей, сюжет несколько раз меняет свое направление, заставляя отбрасывать все новые догадки о том, кто же убийца. Маньякепит своего ангела смерти, когда земли коснётся первый снег, и с этого момента уже никто не сможет чувствовать себя в безопасности.

Для начала, прежде чем приступить к рассказу о детективе и фильме, надо привести краткую информационную справку о снеговиках.

Первое письменное упоминание о снеговике появилось не в России и не в Скандинавии, что было бы вполне логично, а в Германии конца XVIII века. Причем даже само слово «снеговик» впервые появилось именно в немецкой транскрипции — schneeman. В то же время не следует думать, что первые снеговики выглядели добряками, какими их изображают сегодня. В те годы они были огромными свирепыми созданиями изо льда и снега.

Снеговики олицетворяли могущественные сверхъестественные силы. Считалось опасным лепить снеговиков в полнолуние например. Будто бы человеку, нарушившему этот запрет, слепленная при полной луне снежная баба будет являться каждую ночь в кошмарах и принесёт одни неудачи. В Норвегии строжайше запрещалось после заката солнца рассматривать снеговика даже в окно из-за опущенной занавески. В деталях одеяния снеговиков угадывался мистический характер.

На Руси снеговиков лепили с древних языческих времен и почитали как духов зимы. К ним, как и к морозу, относились с должным уважением и обращались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов.
В представлении европейских народов снеговик это всегда существо мужского пола.
Снежные бабы и снегурочка это наше, русское достояние. Наши предки верили, что зимними природными явлениями, а именно туманами, снегами, метелями, повелевают духи женского пола.
Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб. А месяц январь в некоторых местностях так и называли: снеговик.

По ходу повествования тень подозрения вполне обоснованно падает на Катрину. Дело в том, что именно она присвоила маньяку имя Снеговик. Она от имени убийцы прислала Харри письмо. И это создало шумиху в СМИ. Катрина ведёт собственное расследование, собирает вырезки из газет об успешных расследованиях Харри.
В детективе фигурирует версия, что Катрина страдает сомнамбулизмом и совершает убийства во сне. В конце концов она оказывается на приёме у психиатра.

Статистика свидетельствует: исследование шведских социологов показало, что около 15–20 процентов детей рождены не от того, кого считают своим отцом. На фоне драматичных событий Ю Несбё даёт возможность поразмыслить над темой отцовства. Что значит быть отцом? Можно ли им считаться при биологическом отцовстве? Или важно быть прежде всего тем, кто воспитывает и растит? И закономерна ли последует кара? Харри Холе оказывается в эпицентре событий и как сыщик, и как бывший муж женщины, биологическим отцом сына которой Олега он не является.

Снеговик несёт в себе многозначность.
Сам снеговик символизирует собой общеязыческое европейское прошлое. Маньяк же выступает как латентный гомофоб.
Так как снеговик изначально двупол, он по сути шимейла. От него отделяется снегурочка.
"Снеговик" имеет тайный шифр. Это возвращение к европейской языческой первооснове. Которой сопротивляется гомофобное настоящее. И режет головы женщинам, водружает их вместо голов снеговиков.

На гигантском трамплине в финале повествования Харри вступает в схватку со Снеговиком. И это метафора необходимости решительного прыжка, броска к обретению европейского будущего.


#ЕВРОПА #ПИСАТЕЛИ_МИРА #НОРВЕГИЯ #литература #литературная_мистификация #плагиат #книгоиздательство #союз_писателей_и_журналистов #книжный_детектив #расследование #cоюз_авторов_детективного_и_политического_романа

Ю. Несбё: «Том Сойер был моим первым детективом»

Норвежский автор детективных романов рассказывает о том, что повлияло на него на раннем жизненном этапе, меняющихся вкусах и возрастных ограничениях в чтении Хемингуэя

Моя любимая книга в детстве Приключения Гекльберри Финна и Том Сойер . Мой отец вырос в Нью-Йорке; наверное, именно поэтому в нашем доме было много американских книг. Эти два произведения Марка Твена были пищей для фантазии такого ребенка, как я. «Книга про Гека» была моим первым дорожным романом, «Том Сойер» — первым детективом.

Книга, которая изменила меня в подростковом возрасте

"Дневник вора", классический роман Жана Жене о жизни и эксплуатации гея, живущего на задворках Европы в 1930-х годах, изменила мой взгляд на то, с чем может и должна иметь дело литература. В том возрасте мне было трудно её читать, потому что ментальный ландшафт главного героя вызывал у меня отвращение. Не из-за его сексуальной ориентации, а потому, что он находил какое-то удовольствие в том, что с ним плохо обращались. Я не мог этого понять. И, вероятно, именно это привлекло меня к роману.

Книга, которая пробудила во мне желание писать

Это две книги. "В дороге" Джека Керуака и "Хлеб с ветчиной" Чарльза Буковски. Я действительно считаю, что писательство — это результат чтения, как создание музыки — результат прослушивания музыки. Что это в основном социальный рефлекс, как истории, рассказываемые за обеденным столом; кто-то поделился своей историей, теперь ваша очередь.

Книга, которую я никогда больше не смог бы прочесть

Я был большим поклонником Хемингуэя. Недавно я начал перечитывать (что делаю очень редко) его роман и понял, что он кажется устаревшим. Не знаю, связано ли это с тем, что Хемингуэй, как и Рэймонд Чэндлер повлиял на стольких писателей, что теперь их можно воспринимать почти как комические копии. Когда я упомянул о своём разочаровании, мой редактор, который был моложе меня на 25 лет, сказал со вздохом мировой усталости: «Но, знаете, Хемингуэй — писатель для молодых людей».

Книга, которую я открыл для себя в более позднем возрасте

"Марш Радецкого" Йозефа Рота. Недавно я просматривал книги, доставшиеся мне в наследство от родителей. В ней рассказывается о трёх поколениях семьи, на фоне распада австро-венгерской монархии, и это жемчужина романа. Есть такое ощущение времени и места, которое, я знаю, невозможно создать — оно уже должно быть внутри писателя. Это печально, это эпично, и в этом есть трагическая серьёзность, от которой у меня комок подступает к горлу: тот факт, что ты не можешь вернуться назад, что прошлое — не будущее — это сад обетованный.

Автор, к которому я вернулся

Ну, Генрик Ибсен был обязательным к прочтению в школе в Норвегии, и в том юном возрасте он казался старым и скучным. Только позже, прожив жизнь и став кем-то, я начал читать его. Я прочитал все его пьесы, каждую из них, и понял, какой он замечательный человек.

Книга, которую я читаю сейчас

"Праведный разум" Джонатана Хайдта. Хайдт имеет образование в области социальной антропологии и психологии, приводит убедительный аргумент о том, как эволюционировала мораль и как она разделяет нас в политике и социальном поведении, раскрывает, почему некоторые американцы голосуют за республиканцев, несмотря на то, что они порядочные, интеллигентные люди. Как сказал Дэвид Юм разум — раб эмоций. Мы используем свой интеллект, чтобы найти подтверждение тому, что то, что мы чувствуем и хотим считать правдой, на самом деле является правдой. Предвзятость подтверждения может увести нас из детства в могилу, и мы даже не почувствуем, что глубоко заблуждались. Это относится и к «ним», и ко мне, и к вам, читатели.

Подробнее на livelib.ru






 


Рецензии
Страшно! Чего только не бывает на свете или в фантазиях писателей.

А для меня снеговик - олицетворение зимы и детства.
Да, жду ссылку на ваше произведение о трезвости и вреде употребления алкоголя.

С наступающим Новым годом Вас!
Здоровья, счастья, успехов в делах!

Галина Санорова   31.12.2020 12:08     Заявить о нарушении
Благодарю! И Вас поздравляю с Новым годом! Успехов в Вашем важном деле отрезвления России!

http://proza.ru/2017/02/13/1481

Анатолий Обросков   31.12.2020 20:14   Заявить о нарушении