Легенда об Александре Невском

Княжил на Руси во времена монголо-татарского ига в Переяславле-Залесском князь Ярослав со своей княгиней. И родила ему княгиня двоих сыновей: Андрея и Александра. Оба сына получили православное воспитание и достойное образование. Но однажды вызвали Ярослава в Золотую Орду, там Ярослав и был казнён. Старший сын его, Андрей, в Переяславле княжить стал, а младший, Александр, не хотел князем становиться и решил отправиться в Новгород, где был большой мужской монастырь, чтобы постричься в монахи. Переоделся Александр попроще, взял благословение у матери и пошёл в Новгород.
…Вскоре Александр прибыл в Новгород, но у входа его остановили баскаки хана Золотой Орды:
— Никого не впускаем и не выпускаем из города, пока дань не соберём и не расквитаемся с бунтовщиками!
Через забор Александр слышал, как жители Новгорода кричали:
— Последние крохи забирают! Ничего не отдадим! Нам всё равно от чего на тот свет пойти: от мечей монголо-татар или от голода!
Слышался свист бичей, крики, этому не было конца, и ситуация становилась для простых людей всё  более печальной.
— Люди Новгорода! Послушайте меня! — пытался что-то сделать митрополит Новгородский.
— Будем их казнить! — сказал главный среди баскаков.
— Постойте, впустите в город меня, быть может, я их уговорю отдать дань! — Испугался за людей Александр.
Баскак посмотрел на юношу. Ничего примечательно он не представлял, таких на Руси было много: одет Александр был просто, самым красивым на лице были синие глаза . При светлых вьющихся волосах, постриженных чуть короче плеч, это смотрелось посредственно. Но всё-таки  баскак впустил в городские ворота Александра. Александр вдохнул, набрался мужества и встал посреди главной площади города. Все вдруг прекратили крик и обернулись на Александра.
— Люди Новгорода! — начал Александр. — Если вы не отдадите дань, вас казнят!  Всё, что у вас сейчас заберут, можно снова нажить, а жизнь одна, поэтому я предлагаю отдать дань баскакам!
Сначала люди застыли от таких речей, потом кто-то выкрикнул:
— Да на кол его посадить!
Народ схватился за плащ Александра, порвали его на куски, но Александр стоял совершенно спокойный. Тут поднял вверх руку митрополит. Все расступились. Митрополит произнёс речь о том, что юноша прав, и народ неохотно согласился отдать дань. После того, как баскаки получили желаемое и уехали на своих вороных конях, митрополит подошёл к Александру.
 
— Я вижу, что ты храбрый человек. Кто ты,  сколько тебе годков, какого ты роду, как нарекли тебя, кто твои родители  и зачем ты сюда пришёл? — спросил митрополит у Александра.
— Меня нарекли Александром, мне шестнадцать лет, я — сын князя Ярослава, который недавно погиб. Я пришёл в мужской монастырь  постричься в монахи. А зачем вы это спрашиваете? — удивился Александр.
— А потому я  тебя расспрашиваю, что нет у Новгорода князя, ты сегодня показал себя с удивительной стороны. Я бы хотел, чтобы ты стал князем Новгорода. Что скажешь? — ошарашил Александра митрополит.
— Что я скажу?!  Нет! Нет! И ещё раз нет! Я прибыл сюда не для этого и я не смогу княжить!  — стал упираться Александр.
— Но почему? Ты просто ещё юн и не знаешь собственных возможностей! Попробуй быть князем, ведь твой отец княжил, значит, у тебя хорошее образование и благородное происхождение. В конце концов, тебя зовут Александр, что означает победитель. Так же звали Александра Македонского, великого правителя и воина! — стал уговаривать митрополит.
— Но я не воин, тем более не победитель, и, слава Богу, Азию не завоёвывал! И мне шестнадцать лет, у меня только вчера щетина появилась, не выставляйте меня курам на смех, какой из меня князь! — возмутился Александр.
— Александр, подумай, Русь в плачевном состоянии, быть может, ты её последняя надежда! — изрёк митрополит, посмотрел на смутившегося Александра и ушёл.
А на следующий день в постоялый двор, где остановился Александр, пришли  митрополит с жителями Новгорода. Все люди кричали:
— Александра! Александра на княжение!
Митрополит зашёл в комнату Александра, закрыл дверь и сказал:
— Александр! Я вручаю тебе последний уцелевший от монголо-татар город! И тебя никто не спрашивает: так захотел народ, а, значит, на то воля Божья! Я буду тебе помогать. И не говори, что боишься, ты просто не знаешь своих способностей! Никто их не знает, пока не попробует сделать что-то великое! Будем дальше упираться или будем миропомазываться на княжение?
— Будем! — со вздохом ответил Александр и поднял чёлку.
Скоро всё было готово.
— Только одна мелочь, — добавил митрополит и подал Александру красивую княжескую одежду и кольчугу с мечом, — перед тем, как появиться перед своими подданными, ты должен переодеться!
 
Александр переоделся, и митрополит вывел Александра к людям с возгласом:
— Это ваш новый князь Александр!
— Да здравствует князь Александр! — кричали жители Новгорода.
Да, в постоялый двор пришёл юноша Александр, а спускался красивый, сильный князь Новгородский Александр Ярославович.
 
 
Митрополит смотрел на смущённого робко ступающего Александра и думал, что юный князь очень красив, красив русской красотой: пшеничными вьющимися волосами, прямыми чертами лица, большими голубыми глазами.
— Ты такой красивый в этих княжеских одеждах! Воистину с твоей красотой тебе должно быть князем! — удивился митрополит.
Александр ничего не сказал, но приосанился.
 Шло время, Александру уже исполнялось девятнадцать, он стал ещё мужественнее и красивее. Митрополит стал ругать его:
— Александр, что ж ты,  юноша в самой своей красоте и в самом расцвете сил, как монах живёшь? Вот тебе мой совет:  женись!
Александр, хотя и сам подумывал о том, чтобы обзавестись княгинею, отвечал, шутя:
— Времени у меня на девиц нет. Да и молодой я, с женой не управлюсь  — И сам же засмеялся .
Так было, пока Александр не встретил младую деву невиданной красоты. Как он потом узнал, его таинственную незнакомку звали тоже Александрой, была она дочерью князя Брячислава Полоцкого.
Александр поехал с богатыми дарами к Брячиславу свататься к Александре, но получил отказ.
— Девица капризная эта Александра: говорит, что хочет жениха поближе узнать! Срам один с ней! — сокрушался Брячислав.
Тогда Александр пригласил её на конную прогулку. Было лето, приятный запах клевера витал повсюду, шелестели зелёные листья деревьев, таких же могучих сосён, как Александр, и таких же тонких берёз, как его возлюбленная. Юный князь расспрашивал обо всём Александру, повествовал о себе и закончил речь словами о том, что хотел бы себе найти жену, что поддерживала его.
 
Александра поняла намёк и склонила голову на сильное плечо князя.
Они подъехали к самому обрыву, и, любуясь голубой лентой реки, Александр, улучшив момент, предложил:
— Давай обвенчаемся! 
Скоро митрополит организовал пышную свадьбу молодой паре. И, говорят, не было красивее супругов, чем князь и Александра.
 
На молодой княгине блестели украшения из жемчуга и венец, Александр тоже был очень нарядно одет.  Но главным украшением были их сияющие от счастья глаза.
Долго же все удельные князья гуляли на свадьбе Александра, а как свадьба прошла, зажили супруги, как святые Пётр и Феврония, в благочестии и ладу. Княгиня ребёнка ждала, когда до Александра тревожная весть дошла: высадились у  реки Невы шведы, хотят на Русь войной идти.
Александр закусил губу, чтобы не было видно волнения, и приказал:
— Собираем ополчение и выступаем!
Ох, и плакала княгиня:
— Что ж ты меня оставить вдовой с ребёнком маленьким хочешь? Не ходи на войну!
У Александра  сердце разболелось: с одной стороны жена беременная плачет, с другой стороны ослабленная монголо-татарами, как младенец, беззащитная  Русь в нём нуждается: разорвут без защиты Русь, как волки младенца, шведы.
 
Перед походом Александр попросил благословения у митрополита, тот благословил и сказал:
— Возьмите меня хотя бы полковым священником, княже, я пригожусь!
— Пожалуйста, не обращайтесь ко мне так официально, вы старше меня. Я возьму вас своим духовником. Вы согласны?  — смутился Александр.
— Конечно, согласен! Но мне нужно от тебя, Александр, ещё кое-что… — ответил митрополит.
— Что? — удивился Александр.
— Чтобы ты поверил в себя! — изрёк митрополит, глядя в глаза Александра.
 
Но вот ополчение собрано, выступает войско Александра к Неве. Тут в лесу недалеко от Невы Александр приказал остановиться.
— В чём дело, княже? — стали спрашивать все.
— Не пойдёт так. Разведать всё нужно! — объяснил своё поведение Александр (никто не догадался, что Александр побаивается: он мечом-то никогда не пользовался).
Тут один старый воевода сказал:
— Княже, я ещё при вашем отце служил, доверьте разведку мне!
— Хорошо! — согласился Александр.
Тем временем воевода шведов Биргер не торопился:
— Что мне стоит победить этого юнца Александра и завоевать Русь!
Скоро Александру доложили:
— Шведы  у Невы разгружаются, уже установили главный шатёр! 
И войско, и Александр были в нерешительности. Тут Александра позвал митрополит и сказал:
— Александр, вот твой час, я увидел твои возможности, ещё когда ты пришёл в Новгород мальчиком, так скажи же своё слово и поведи воинов в бой!
 Александр выехал перед войском и начал речь:
— Дружинники мои, мы обязательно победим, потому что не в силе Бог, а в правде,  наше дело правое: мы защищаем сою Родину!
 
И начался бой. Александр, как стрела, подлетел на коне к главному шатру шведов и порвал его. У шведов началась паника.  Русские воины показывали чудеса храбрости. И тут Александр столкнулся лицом к лицу с Биргером. Биргер обнажил меч. Александр тоже достал дрожащими руками меч, Биргер замахнулся, Александр отразил удар, нанёс следующий удар, Биргер пошатнулся, Александр опустил меч, отошёл и увидел, что от его удара на лице у Биргера остался огромный уродливый шрам. А тем временем шведы уже садились на свои корабли и сбегали, Биргер тоже поспешил на корабль, но крикнул с акцентом:
— Александр, я тебе отомщу!!!
Но Александру было всё равно: русские победили, Александр отпустил всех пленных шведов и решил, что можно возвращаться домой.
Все воины во главе с Александром ехали в главную Новгородскую церковь: стоять благодарственную службу. Александр ехал на белом коне, а люди кричали:
— Да здравствует князь Александр Невский!
Да, за эту победу Александра прозвали Невским.
Выстояв благодарственную службу и поставив свечи, Александр поехал домой и вдруг увидел митрополита. Александр поклонился и произнёс:
— Спасибо вам!
Митрополит ответил, улыбнувшись:
—Я только открыл тебе твои же способности. За что же мне спасибо? 
Тут на крыльцо терема выбежала княгиня со свёртком, Александр слез с коня и обнял жену, посмотрел на свёрток и расплылся в улыбке: княгиня родила сына. Александр взял малыша на руки и прижал ребёнка к груди.
— Голубка моя, суженая, спасибо тебе  за сына, как назвали-то его при крещении? — обратился к жене Александр.
— А мы его не крестили, тебя ждали! — отвечала жена.
Князь  хотел поцеловать её, но Александра сказала:
— Нельзя же при людях!
— Ничего, княгиня на то и нужна князю! — кто-то посмеялся в толпе.
— А как вас в миру звали? — спросил Александр митрополита.
— Василий! — ответил митрополит.
 
— Тогда я назову сына Василием, Василёчком! — решил Александр.
В день крещения своего сына, Александр Невский подарил жене соболиную шубу и венец с самоцветными камнями, а митрополиту — ларец с золотом.
И вот прошло несколько лет. Александр  возмужал, стал хорошо владеть мечом и копьём. Князь и княгиня так же продолжали жить в ладу.  Старший сын княгини и Александра, Василий, был уже взрослым человеком. Подрастали другие дети князя: Дмитрий, Андрей, Даниил и Евдокия. Только постаревший митрополит говорил:
— Да, внешне ты сильно изменился, но в сердце ты всё тот же честный и храбрый юноша, который способен на многое, нужно лишь сказать ему, что он на это способен!
И вот однажды к Александру прибыли посланники папы римского и предложили:
— Александр Невский, вы — великий князь, мы предлагаем вам принять католичество и крестить в эту веру свой народ, тогда вы станете величайшим католическим правителем!
 
Александр сдвинул брови, грозно взглянул на заморских гостей и ответил:
— Нет, Русь уже много лет православие исповедует,  и я, и мои подданные — православные люди. От вас учение не принимаем!
— Тогда наши рыцари пойдут на Русь войной! — пригрозили посланники католиков.
Александр задумался, но потом сказал своё слово:
— Нет, я решения не поменяю, православная вера — это то, что спасает меня и мой народ!
Кардиналы раскланялись с недовольными выражениями лиц и удалились.
 
— Молодец! Так им и надо! Захотели, чтобы мы предали веру свою! Не бывать такому! Ты правильно ответил! — шепнул митрополит Александру, но Александр отвечал:
— Рано хвалите меня,  ещё надобно рыцарей иноземных победить!
— А ты, Александр, после такой удачи,  всё ещё не веришь в себя? — с улыбкой спросил митрополит.
— Да не в этом дело, — отвечал Александр Невский — просто я ещё не воевал с таким сильным врагом…
Прошло несколько месяцев, был апрель, в Новгороде поднялся бунт (причина была в том, что Александр не выступал войной против хана), Невского с семьёй выгнали из города, но Александр не расстроился, знал, что без него долго не смогут, построил избушку, стал рыбачить. Не прошло и недели, как приезжают к нему послы из Новгорода:
— Александр Невский, пожалей нас, сиротушек, прости, неразумных, возвращайся на княжение с княгинею своей, да собери рать свою, да защити нас, непутёвых, от врагов: нынче супостаты в Пскове людей иную веру заставляют принимать!
— Хорошо, прощаю, возвращаюсь на княжение, только с кем мне воевать предстоит? — спросил  Александр.
— С проклятым Ливонским орденом! — отвечали ему.
Александр закусил губу,  хотел сказать то, что успокоило и его, и новгородцев, но слов таких не нашёл.
— Что оробел, князь? Али не помнишь своих способностей, али не помнишь, чему я тебя учил?! — с упрёком  задал вопросы митрополит и подал Александру меч.
 
Александр отвёл взгляд и после долгого молчания сказал:
— Не знаю, что из этого получится, но дальше пускать рыцарей Ливонского ордена нельзя, так что собираем ополчение!
Потом Александр обратился к митрополиту:
— Благословите на бой!
— Вот этот настрой мне по душе! Благословляю! В тяжёлое время живёшь и княжишь, Александр, но поверь, от того и будешь великим! — произнёс речь митрополит.
Собрав ополчение, Александр выступил к Чудскому озеру, где стоял лагерь рыцарей Ливонского ордена.
 
Александр ехал на коне и думал: «Да, не знаю прямо что делать:  рыцари Ливонского ордена сильнее и многочисленнее моего ополчения, да и бой они вести умеют: недаром участвовали в крестовых походах! А надо их одолеть во имя Руси! И как это сделать?».
Вот прибыла армия Невского к Чудскому озеру.  На одном берегу русский лагерь расположился, на противоположном — рыцари Ливонского ордена.
 
И спросил Александр Невский у своих советников:
—Ну, что, братцы, на каком берегу будем бой давать?
— Нечего Ливонцев проклятых так далеко пускать! На том берегу будем бой давать! — говорят одни.
— Нет, на этом берегу будем бой давать! — оспаривают другие.
Александр думал с таким напряжением, что у него сильно разболелась голова.
«Надо отдохнуть! Ни о чём не думать…» — проскочила мысль у Александра, он откинулся, закрыл глаза…
И тут Александру ясно вспомнилось, как отец Александра, князь Ярослав, куда-то повёл сына.
— Куда мы идём, батюшка? — спросил у отца мальчик.
— Встречать посла, сынок… — ответил отец.
Тут они подошли к озеру. На противоположном берегу стоял иноземный посол в латах.
— Переходите к нам! — крикнул Ярослав.
Посол стал переходить по озеру, но на самой середине лёд треснул под ним, посол провалился, отец Александра подскочил, помог вылезти послу и стал ругать себя:
— Вот я старик, голова с дырой! Насоветовал вам, а ведь апрель, лёд некрепкий.
... А тем временем, пока Александра одолевали воспоминания, советники всё спорили. Александр открыл глаза, сел прямо, улыбнулся от осенившей его идеи и заявил:
— Бой на озере давать будем!
— Как на озере?! Зачем?! — спросили хором все советники, только митрополит улыбнулся и шепнул Александру:
— Мне можешь не объяснять, я понял, почему ты принял такое решение…
Александр начертил план. По его плану впереди должен стоять самый слабый полк, с боков более сильные полки, которые не дадут свернуть рыцарям Ливонского ордена.  Враги должны воодушевиться отступлением, ступить на середину озера, лёд треснет, рыцари в своих тяжёлых латах пойдут ко дну, а русские сойдут на берег.
И вот идёт бой. Вооружённые, одетые в тяжёлые латы крестоносцы встали клином, соединили щиты, выставив копья, и стали похожи на ежа с гигантскими иглами. Русские стали отступать. Александр стоял под стягом с изображением Христа у Вороньего камня, сжав кулаки до боли и закусив губу, и шептал:
— Ну, давай, Боже, помоги: пусть лёд треснет…
 Тут в разгаре боя посередине озера  пробежала трещина. Все развернулись и застыли, но было поздно: лёд со скоростью мысли начал проваливаться под крестоносцами, причём не в одном месте, а сразу под всеми рыцарями.
 
Они пытались выкарабкаться, но в латах рыцари были так не подвижны, что не могли даже слезть с коней, которые тоже тонули. Увидев это, русские сошли на берег.
 
— Спасибо, Боже! — прошептал Александр и поцеловал край стяга. Уже скоро Александр и его войско праздновало победу. Александр въехал в Новгород на белом коне, все приветствовали его, как победителя. Потом Александр стоял благодарственную службу, только после этого под одобрительные крики князь Невский вернулся домой, к семье. Обняв жену и детей, Александр подумал, что самое большое счастье на Земле — это когда тебя ждут дома. Но это было не последнее испытание для Александра. Скоро ему пришло известие, что его вызывает в Орду хан. Александр задумался: ещё ни один князь не возвращался живым из Орды, потому что, чтобы быть допущенным до хана, надо пройти «очистительный огонь», а так как это — языческий обычай, князья отказывались его выполнять. Невыполнение этого обычая каралось казнью. Так погиб отец Александра. Александр долго думал и решил, что ехать в Орду надо, но «очистительный огонь» он проходить откажется, даже если это будет стоить ему жизни…
— Вы благословляли меня на ратные подвиги, благословите же теперь на подвиг смирения! — попросил Александр.
— Благословляю!  Я поражён тобой, Александр, ты действительно способен на подвиг во имя Руси! Теперь я вижу, что не ошибся, выбрав тебя в князья!
Александр желал бы пойти войной на монголо-татар и освободить от их ига Русь, но как человек разумный и дальновидный,  понимал, что монголо-татары пока сильнее русских и не хотел обрекать Русь на поражение, поэтому смиренно поехал в Золотую Орду.
Александр очень волновался, понимая, что за невыполнение обычаев монголо-татар, он может быть казнён. Князь остановился в шатре и стал читать девяностый псалом, и вера давала ему какие-то небывалые силы.
Когда Александр прибыл в то место, где остановился хан, его встретили двое монголо-татар, велели слезть с коня и куда-то повели.
 
«Сейчас мне предложат пройти очистительный огонь, и я откажусь, совершено спокойно откажусь, не показав, что боюсь!» — мысленно уговаривал себя Александр.
Тут один монголо-татар поставил меч к горлу Александра и спросил:
— Через очистительный огонь пойдёшь, русский?
Не знаю насколько спокойно, но Александр отказался.
— Готовься тогда встретиться со своим Господом, гордый русский! — засмеялись монголо-татары.
Невский опустил голову и стал читать молитву, один из монголо-татар начал точить саблю, когда из шатра послышался голос хана:
— Оставить этого русского в живых и допустить ко мне без очистительного огня!
Александр выдохнул, монголо-татары посмеялись:
— Повезло ж тебе, русский!
Александр прошёл в шатёр и увидел человека с узкими глазами, чёрной маслянистой косой и грязной кожей. Обыкновенно князья перед ханом становились на колени, но Александр то ли растерялся, то ли не хотел этого делать, застыл при входе. Но хан начал беседу первым:
— Тебя, значит, Александром Невским зовут?
 
— Меня… — ответил Александр.
— Да, ты красивый человек, Александр. Значит, ты шведское войско разбил? Тебе Биргер грозился отомстить? — не унимался хан.
— Да, великий хан, моя дружина разбила шведов, и мне Биргер грозился отомстить… — отвечал, уже не робея,  Александр.
— Значит, ты рыцарей Ливонского ордена под лёд отправил? — с ухмылкой спросил хан.
— Не я один — русский народ — без тени гордости отвечал Александр.
— Да ты же великий человек, Александр! Проси у меня что захочешь, ни в чём не откажу! — восхитился Александром хан.
— Великий хан, не сердитесь, у меня будет несколько просьб. Во-первых, позвольте жить в Орде нескольким православным священникам, это нужно для тех русских, которые живут у вас, в Золотой Орде. Во-вторых, я прошу освободить русских юношей от военной службы у вас: нам нужны самим воины, чтобы защищать Русь. В-третьих, позвольте мне самому собирать дань: ваши баскаки обижают простых людей. Обещаю привозить дань вовремя… — начал Александр.
И хоть Александр попросил для Руси очень многое, хан сказал, что всё исполнит.
 
Ах, если бы вы знали, как обрадовалась княгиня Александра, когда Невский вернулся! Сколько слёз она пролила, ожидая его! А тем временем сын Александра, Василий, натворил беды: собрал молодых, да бойких и выступил против баскаков. Хан очень разозлился и хотел послать отряды сжечь Русь, но Александр закрыл зачинщиков бунта, поехал к хану и уговорил его не палить русские города.
— Ну вот, теперь князь Александр на нас рассердится! Всё из-за тебя! — упрекали Василия друзья, которые были заперты вместе с ним.
— Никто вас за верёвку не тянул! Я сам отца боюсь… — вздохнул Василий.
Тут вошёл Александр, вид его был суров. Князь промолвил:
— Эй, беспокойный народ, больше чтобы не бунтовали, а то чуть не навлекли беду на Русь!
— Не будем больше! — начали уверять Александра виновники бунта наперебой.
—Хорошо, отпускаю! — сказал Александр. Только Василий хотел тихо уйти вместе с друзьями, как отец заметил это:
— А ты куда, Василий? Я с тобой разговор не окончил!
Василий потупил взор и заговорил:
— Простите нас, великий князь…
Александр долго смотрел на сына, а потом не выдержал: обнял и сказал:
— Не обращайся так ко мне, я же твой отец! Ты бы знал, как я испугался за тебя: ведь тебя могли казнить монголо-татары за бунт, я бы этого не пережил, я тебя… люблю! Понял, сынок, Василёчек ты мой?
— Понял, батюшка, больше так не буду, честное слово!  — глядя с любовью на отца, ответил Василий.
 
Много ещё событий было в сложной жизни Александра Невского, а когда сыновья его стали взрослыми, Александр оставил Русь на них, а сам исполнил мечту своей юности: постригся в монастырь. Когда не стало Александра, митрополит вышел к народу и сказал:
— Чадо Руси, осознаёте ли, что закатилось солнце земли Русской?
— Да, уже плачем! — со слезами на глазах отвечали новгородцы.
Народ оценил и духовные, и военные подвиги князя Александра, человека, который сделал колоссально много для страны в самое тяжёлое время. Храбрость Александра, честность, мудрость и любовь к Родине вошли в легенды.  Не только историки и народ оценили свершения Александра, но и церковь: князя Александра Невского причислили к лику святых. А для меня он стал примером того, что человек способен на очень многое, только стоит в это поверить.


Рецензии