Я стираюсь!

          Только осуществляя свои лучшие мечты, человечество продвигается вперед.
                (К. А.Тимирязев)

       Мария Александровна Шмидт – «старушка Шмидт», так её называли в семействе графа Льва Николаевича Толстого, была, по воспоминаниям Татьяны Львовны Толстой-Сухотиной, утончённо воспитанной, хорошо образованной, хрупкой тоненькой женщиной из старой дворянской семьи. Всю свою жизнь старалась жить она, согласно учению Л.Н.Толстого, по-крестьянски. Боготворила Л.Н.Толстого, переписывала и распространяла среди крестьян его рассказы.
- Вот, Танечка, - говорила она, указывая на свою стиральную машину, - какое подспорье эта машина. Без неё я не в силах была бы обходиться без прислуги, а с её помощью я могу всё, что нужно, сделать для себя сама.

       Вот как! в 19 веке в России были стиральные машины.

       А у нашей мамы в середине 20-го века были лишь корыто и рубчиковая стиральная доска. В этом корыте она нас, троих детей, мыла, а после ставила в него стиральную доску и затевала стирку. Руками стирала. Вывешивала выстиранное бельё на, протянутых во всю длину двора, верёвках. Сушилось бельё в хорошую погоду, мокло в дождь, вставало колом зимой. Бывало что на морозе ломались замёрзшие рубахи.

      Но и к нам пришёл прогресс. В конце пятидесятых годов и наша семья приобрела стиральную машину, выпущенную тут же в нашем городе. Называлась она «Алма-Ата», женщины ласково называли её алмаатинкой. Обычный стиральный бак с активатором, а поверх бака были приделаны валки с ручкой для отжимания. Бак приводился в действие электроприводом. Отец-электрик смастерил самодельный кипятильник, чтобы воду для стирки греть.
   
      Теперь по субботам, приходя из школы, я должна было сунуть кипятильник в бак с водой, включить его в электророзетку, чтобы к маминому приходу с работы было много горячей воды.  Каждую субботу мама затевала стирку. Машинка стирала, мама тут же в корыте полоскала бельё, руками отжимала, затем крутила ручку валков, между которыми бельё проворачивалось и отжималось окончательно, затем выносила таз с выстиранным бельём во двор и развешивала по тем же верёвкам. Стиральной доске была дана отставка, отправили на отдых в кладовую.

      Конечно и мы, дети, тоже помогали. Нужно было наносить из колонки много вёдер воды, помочь провернуть бельё через валки и после уже развесить его по верёвкам. Когда же приносились горы высушенного белья в дом, его надо было выгладить тяжёлым утюгом и разложить по полкам шкафов.

      Выросла я, замуж засобиралась. Мама стала собирать мне приданное. И прежде всего, купила для любимой дочки экспериментальную стиральную машину-полуавтомат «Аурика», в которую была вделана кроме стирального бака с активатором  ещё и центрифуга для отжима белья. «Аурика» и стирает сама и выжимает сама. Чудеса, да только полоскать бельё приходилось в том же ванне-корыте и воду надо предварительно нагреть, залить в машину, а по окончании стирки вылить из машины. Всё равно здорово! Хорошая машина "Аурика". А сама мама по-прежнему стирала на своей старенькой «Алма-Ате».

       В 90-х годах двадцатого века в Россию хлынули новинки из-за заграницы. Появились в магазинах и стиральные машины-автоматы. Автомат сам воду наливает, сам бельё стирает, сам его полощет, отжимает тоже сам. Ничего делать не надо, всё машина сама сделает. Хозяйке остаётся только крышку открыть и хорошо отжатое бельё вынуть. Люди с опаской ходят вокруг этих машин, смотрят на цену, а цена кусается – дорого! Замечтали советские женщины о таких машинах. Ведь стирка для женщины большой и тяжёлый труд.

      Первым решился на дорогую покупку Володя, брат мой младший. Уговорила его жена Валентина.
- Ну, ладно, - сказал он, - пошли в магазин. Поищем. Надо чтобы машина была и хорошей, и надёжной, и недорогой. С денежками у нас как всегда не очень…
Нашли, даже со скидкой. Скидку им по тем временам существенную дали, аж 50 долларов скинули. Сбоку на корпусе царапина была. При разгрузке-выгрузке царапину сделал магазин. А так машина целенькая, смотрится аккуратно. Подумал Володя и сказал:
- Царапину никто не увидит, боком машина к стене встанет. Всё нормально будет.

      Привезли машину домой, он сам её установил, шланги подсоединил, Валентину проинструктировал как стирать и поехал на работу.

      Возвращается домой и чувствует, что что-то дома не так как обычно. На плите супчик благоухает, манты налепленные в мантоварке варятся. А Валентины не видать. Обычно она его встречает, ходит по квартире, чего-то делает: то пол вытирает, то посуду моет, штопает или шьёт. А тут тишина, как будто нет её, никто его не встречает. Володя разувается, проходит в зал и видит свою Валентину. Лежит жена на диване, перед собой книжку держит, болтает по воздуху согнутыми ногами.

      Володя изумился такому раскладу и строго спрашивает её:
- Валя, ты чего это мужа не встречаешь? и почему лежишь, ничего не делаешь?
Она голову к нему повернула, смеётся и отвечает:
- А ты не видишь что-ли? Я СТИРАЮСЬ!

     Володя стоит и сказать ему нечего, слышно как машина гудит потихоньку, отжим у неё начался. Немая сцена получилась, как в гоголевском Ревизоре.

- И не мешай мне отдыхать, - добавила с улыбкой Валентина, - я стираюсь! -  и на полном серьёзе добавила, - Я бы памятник поставила тому, кто эту машинку изобрёл!

      А после стирки, Володя видел с какой нежностью, как маленького ребёнка, жена насухо протирала тряпочкой купленную машину.

      Всего несколько лет порадовалась Валентина, умерла от тяжёлой болезни. А стиральная машина работает, служит свою службу. «Я стираюсь!» –  вспоминает слова жены Володя, когда начинает стирку. Вспоминает и другие её слова: «Я бы памятник поставила тому, кто эту машинку изобрёл!»

      Через несколько лет приехала я к брату в гости, далеко друг от друга живём, редко навещаем друг друга. Интересно мне было посмотреть на заграничную машину в действии, ни у кого из моих знакомых её ещё не было.
- Сейчас посмотришь, - заторопился Володя, - сейчас-сейчас белья для постирушки наберу, и покажу тебе какова стирка в этой машинке.

      Принёс он бельё, заложил внутрь, установил программу, потом взглянул на меня и говорит: "Нажимай на пуск". Нажала я на нужную кнопку и машинка зашумела, процесс пошёл. Присели мы с ним неподалёку, разговариваем, а я всё на работающую машину поглядываю. Вова комментирует ход стирки.

      Закончилась стирка, я по Володиной указке нажала на ту же кнопочку и выключила машину. Вынули мы с братом из машины практически сухое бельё, разложили  постиранные рубахи со штанами по комнате, а через пару часиков собрали и в шкаф сложили. Всё!
- Действительно, за такое электрокорыто и денег никаких не жалко, очень хорошее корыто, мне понравилось. Приеду домой, заначку потрачу, куплю такую же машинку! - решила я.

- Славик! - по возвращении едва, зайдя в дом, сказала я,- мы с тобой срочно покупаем современную стиральную автоматическую машину! Отличная вещь эта машинка, сама на ней стирала, знаю что и как. Деньги найдём, пояски подтянем потуже, зато здоровье своё сбережём.

       После первой же зарплаты пошли мы с ним в магазин и купили себе помощницу-новинку. Много лет прошло, уже и в ремонте машина побывала, а всё равно служит, бережёт моё здоровье. И всё время помню Валентину, которая сказала:«Я бы памятник поставила тому, кто эту машинку изобрёл!». Я бы тоже.


Рецензии