О стихах и поэтах. Страница третья

+    Учительница математики, могучая басовитая старуха,
 с напором воспитывала нас, восьмиклассников:
    «Что из вас получится! Опомнитесь! Что будет с нашей страной,
когда вы вырастите! Вы же ничего не хотите знать!
Вот посмотрите на вашего учителя  литературы:
он до сих пор любую теорему из школьной программы помнит наизусть!».
Я не сомневаюсь, что она говорила правду.
    Но надо же так было случиться, что наш любимый учитель литературы,
Юрий Евгеньевич Ряшенцев, вскоре издал свою первую книгу стихов,
в которой были строчки, замечательно передающие ритм вальса:
    « Площадь круга, площадь круга, два пи р…»
Но «два пи р» – это не площадь круга,
а длина окружности! Как такое могло случиться с памятливым поэтом?
    Видимо, магия ритма стиха оказалась сильнее математической памяти
моего славного учителя, ставшего впоследствии одним из лучших поэтов России.


+   Не следует бранить поэта за совпадение его строки со строкой
предшествующего ему собрата. Это – случайное совпадение. Возможно,
память вытащила совершенно забытый аналог, еще вероятнее – поэтическая
мысль двух поэтов бродила в одном энергетическом поле. Вот  пример.
    Знаменитая формула: «сороковые, роковые…» - визитная карточка
большого современного поэта.
    Теперь читаем известную статью Александра Блока
«О назначении поэта», написанную за тридцать лет до приведенных слов:   
«Приближались роковые сороковые годы…» - это было сказано Блоком в
контексте с последними днями Пушкина.
    Не мог наш поэт в молодости не читать эту статью А.Блока.
И, однако, не вызывает ни малейшего сомнения, что мы имеем дело не с
плагиатом, а с примером одинаковости поэтического мышления,
порожденного напряжением схожих по высочайшему драматизму
исторических ситуаций в сороковых годах двух разных веков,
двух разных поэтических эпох.


Рецензии