Работа в НИИ ИТ

(НИИ ИТ (бывшее здание школы) в котором проработал 4,5 года)               


                Вхождение в должность и тематику 

Итак, по совету сослуживца по 2 ЦНИИ и ЦКБ «Алмаз», ставшего другом, Олега Фёдоровича Горбадея, решил перейти работать в Научно-исследовательский институт информационных технологий (НИИ ИТ). Его возглавлял выходец из 2 ЦНИИ, относительно молодой доктор технических наук Владимир Николаевич Асеев. С ним, моим ровесником, познакомился во 2 ЦНИИ в начале 70-х годов, когда консультировался с ним по одному вопросу.
 
История создания НИИ ИТ, вкратце, такова.
В Москве для разработки автоматизированных систем управления (АСУ) для командных пунктов ЗРВ существовал Московский НИИ приборной автоматики (МНИИПА, бывший Институт № 5 («Пятёрка») Главного артиллерийского управления Министерства обороны СССР.
 
(Институт имел богатую научную историю. В МНИИПА сформировалась своя научная школа, у истоков которой стояли такие выдающиеся ученые, как А. Л. Лившиц, З. М. Бененсон, Д.Б. Юдин, В. В. Липаев, С. В. Володин, Л. Б. Горощенко, Ю.В.Асафьев и многие другие.
В институте для зенитно-ракетных войск были разработаны автоматизированных систем типа «АСУРК», «Сенеж», АСУ зенитной ракетной бригады «Байкал» (в подвижном исполнении «Байкал-1»), в котором реализовались функции управления ЗРС С-300П.
В 1980 году институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Лауреатами Государственной премии РФ стали Я.В.Безель, А.В.Грибов, К.С.Дисский, Л.А.Фидловский и Ю.М.Гиршович. Премии Правительства РФ удостоены Ю.А.Коган, И.Т.Шаповалов, А.Ф.Сопрунов, Ю.Е.Тихомиров, А.А.Абраменко. Более 80 специалистов МНИИПА награждены орденами и медалями.)

Фамилии называю потому, что по учебникам А. Л. Лившица мы учились, а с Я.В.Безелем, К.С.Дисским, Ю.М.Гиршович Ю.Е.Тихомировым, А.А.Абраменко бок о бок трудились на учениях и испытаниях системы С-50.

В 70-е «застойные» времена МНИИПА стал расширяться и решил в Калинине создать свой филиал. Для руководства им из 2 ЦНИИ был приглашён молодой, перспективный доктор технических наук В.Н.Асеев. Из этого же института в филиал «Пятёрки» перешли работать многие научные сотрудники из гражданских и офицеров, уволенных в запас.
 
Работа филиала была организована достаточно просто. Сотрудники ехали в Москву, в МНИИПА, к научным руководителям темы, получали там задание и необходимые исходные данные. В Калинине они проводили соответствующие разработки. При необходимости, выезжали в командировку в Москву для консультаций. К заданному сроку проделанную работу сдавали. Опытные сотрудники МНИИПА могли работу оценить, сделать необходимые замечания, предложить что-то доработать, уточнить и т.п. В результате, разрабатывалась замечательная техника. Один из их образцов («Байкал-1») видел на Балхашском полигоне в 1987 году. Финансирование филиала осуществлял МНИИПА.

С развалом СССР заказы и, естественно, финансирование МНИИПА, как всего ВПК, значительно уменьшилось. Ему пришлось отказаться от калининского (тверского) филиала.
 
Развал филиала спасло то, что одновременно с этим оказалось, что НИИ, разрабатывающий АСУ для нашей авиации осталось в Армении.
 
(Ереванский научно-исследовательский институт математических машин (ЕрНИИММ) — один из ведущих НИИ советского периода в области проектирования ЭВМ и АСУ.

История его начинается с июня 1956 года. С 1992 года, ряд подразделений института, занятых разработкой вычислительных комплексов и глобальных (территориальных) АСУ, были реорганизованы в Ереванский научно-исследовательский институт автоматизированных систем управления (ЕрНИИАСУ).

В Москве было решено на базе тверского филиала МНИИПА создать НИИ ИТ, который бы разрабатывал АСУ для авиации. Институт стал работать по заказам Главного штаба ВВС. Кроме того, НИИ ИТ должен был работать в тесной связке с военным НИИ, расположенным под Ногинском и занимающимся тематикой ВВС.

(Научно-исследовательский центр систем управления ВВС (НИЦСУ ВВС), г. Ногинск Московской обл.– филиал 30 ЦНИИ МО. Занимался создание единой АСУ ВВС).
 
В Армении были выкуплены и вывезены разработки прежних лет. На этой основе началась работа по новой тематике.
 
В 1993 году становление института по новому направлению деятельности продолжалось. Оно было не простым. Во-первых, в НИИ ИТ не было научной школы, в нём были узкие специалисты, системщики остались в Москве и Ереване. Во-вторых, АСУ ЗРВ и АСУ авиации – разные вещи.

Одновременно институт получил как бы существенное преимущество, стал самостоятельной финансовой единицей. Он мог распоряжаться деньгами так, как ему заблагорассудится. Это впоследствии использовалось в полной мере и не всегда на дело.Начальство, порой, делило деньги так, как это делал Попандопуло в фильме «Свадьба в Малиновке».
 
И так, я пришёл в институт, чтобы переговорить со своим будущим начальником о будущей работе. Начальник, это был Юрий Евгеньевич Гаврилов, побеседовав со мною, а так же в результате протекции Олега Фёдоровича Горбадея, решил взять меня на работу. Действительно, оклад мой возрос в 2 раза.
 
В течение недели рассчитался с НПО «Алмаз» и переводом с ноября 1993г. стал работать в НИИ ИТ. Работал в отделе Юрия Евгеньевича. В нём, в большинстве своём, были хорошо знакомые мне бывшие сотрудники 2 ЦНИИ. Это: Олег Фёдорович Горбадей, Анатолий Александрович Павлишин, Виктор Иванович Зеленец, Сергей Петрович Сидоров, Юрий Иванович Мищенко, Виктор Исаакович Панарин, Татьяна Михайловна Баранова, Борис Иванович Юльев, Владислав  Александрович Винник.

Кроме этого были две девочки для работы на компьютере, в том числе Елена Евгеньевна Назарова и Марина Григорьевна Беликова. Ещё трое специалистов: Владимир Николаевич Грачёв, Сергей Арсеньевич Михеев, Сергей Васильевич Шушунов, которые работали по отдельной тематике.

Определили меня на должность ведущего инженера, входил я в группу, которую возглавляли А.А.Павлишин и В.И.Зеленец. Начальник отдела Ю.Е.Гаврилов озадачил меня лаконично: «Будешь заниматься протоколами».
 
Что это такое протоколы, он не пояснил. Олег Горбадей сразу предупредил: «Гаврилов не любит вопросов. Он любит только ответы». Павлишин, мой непосредственный научный руководитель, тоже не спешил уточнять мою задачу.

Пошёл искать помощь у ветеранов отдела, в числе которых был Владимир Николаевич Грачёв. Он сразу меня ошарашил своим вопросом: «Каким уровнем протоколов ты будешь заниматься?» Этого я, бывший локаторщик, конечно, не знал, что такое протоколы и тем более то, что они могут иметь какие-то уровни. Он мне дал почитать переводную книгу, в которой описывались все уровни протоколов. Их оказалось семь. Наконец, понял, что отдел должен участвовать в создании Единой АСУ ВВС, а я должен заниматься протоколами информационного сопряжения.

После этого вторично подошёл к Толе Павлишину. Услышав от меня, как я понял свою задачу, он обрадовался и сказал, что я работою в нужном направлении.

Пришлось изучать состояние современной авиации. Первоначальные, примитивные знания о ней остались с 1958-1961 годов, когда учился в Даугавпилском авиационном училище.

Современные ВВС, которыми мы должны были заниматься, имели три рода авиации: дальняя, фронтовая и военно-транспортная. Для того чтобы ими управлять в полёте, им и от них нужна соответствующая информация для решения различных задач. Между землёй и самолётом должен осуществляться обмен информацией. Ранее АСУ разрабатывались отдельно для каждого рода авиации. В НИИ ИТ было решено создать Единую АСУ.
 
Пришёл в отдел, когда на Единую АСУ писался эскизный проект. Товарищи, сведущие в этих вопросах несколько более меня, брали армянские отчёты и с минимальными изменениями их переписали, размножили на лазерных принтерах и сделали современные красочные переплёты.

Вскоре приехала комиссия из Главного штаба ВВС принимать эти творения. Так как  его сотрудники включались в исполнители наших работ, то всё оказалось отлично. Состоялся чудесный банкет, на который, не знаю за какие заслуги, был приглашён и я.

Вскоре мне подсказали, что армянами в своё время для обмена информацией с самолётами был разработан протокол под названием УКВО (универсальная кодограмма внешнего обмена). В секретной библиотеке института разыскал соответствующую армянскую литературу, естественно на русском языке, и стал тщательнейшим образом изучать содержание всех модификаций УКВО. Информация анализировалась и обобщалась.
 
Оказалось, что в НИИ ИТ эту основополагающую информацию по УКВО никто не знает. С моего согласия мне было запланировано проведение нескольких занятий по УКВО. Проведение занятий для меня было дело привычным. На занятия собиралась достаточно большая аудитория. Многие, меня, недавно появившимся в новом, достаточно большом коллективе, расположенном в двух больших зданиях стали узнавать.

Но всё равно, я ещё слабо представлял свою задачу. Главное, у меня не было подготовки по основам АСУ. Кроме того, в моей работе не было ни входа, ни выхода. То есть, никто меня практически не озадачивал, не выдавал исходные данные для работы, и я не знал, кому передавать результаты полученных исследований. Дело усугубилось ещё и тем, что в конце ноября 1994 года внезапно погиб Олег Горбадей, с которым мы часто обсуждали какие-либо вопросы, пытаясь совместно понять, что же нам делать.

Тем не менее, по наитию, с помощью всё той же армянской литературы, писал какие-то отчёты, которые представлялись военной приёмке. Слабая подготовка в области информационных технологий, порой затрудняла защитить представленный материал. Выручал заместитель руководителя научной группы Виктор Зеленец. Он, имея лучшую подготовку в этой области, понимал мой материал лучше, чем я. Тем не менее, я в отделе был на хорошем счету. Других не озадачивали, так же как и меня, и они неозадаченные скромно сидели целыми днями и ковырялись в носу, склонялись, для отвода глаз, над какой-нибудь книгой.
 
Вдруг наступил срок представления макета Единой АСУ ВВС, описанного в эскизном проекте. Он должен был быть создан на базе компьютеров, организованных в локальную вычислительную сеть (ЛВС). Для решения этой не подъёмной для отдела, в частности, и института, в целом, задачи, были срочно вызваны армяне, с которыми была соответствующая договорённость. Они в течение нескольких недель организовали ЛВС, ввели ранее разработанные программы, которые отражали боевую работу авиации. В результате, и этот этап создания Единой АСУ был успешно пройден.

От такой организации работы, и собственной некомпетентности была неудовлетворённость. Чтобы как-то понять, что мы и я, конкретно, должен делать, поехал в командировку в НИЦСУ ВВС, расположенный под Ногинском. Поехал вместе с Таней Барановой. Она, ветеран института, знала дорогу и сотрудников НИЦСУ. Как оказалось, лучше бы я туда не ездил. Мне не дали никаких разъяснений. Одновременно высказали всё, что они думают о нашем НИИ ИТ.

В этой, непривычной для меня жизни, запомнилось светлое пятно.

                Академия имени Ю.А.Гагарина

 В конце 1995 года на базе Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина должна была состояться конференция. Пригласили на неё и НИИ ИТ, который должен был представить свои разработки. Вдруг, меня вызвал к себе начальник отдела Ю.Е.Гаврилов. Не озадачивая, он направил меня к заместителю начальника института Васильеву Виктору Арсеньевичу. Виктор Арсеньевич рассказал о конференции, когда и где она будет проходить, кто в ней от института будет участвовать, что планируется представить, и попросил меня продумать, что нужно сделать.

Имея определённый опыт в организационных вопросах, в течение пару часов составил план мероприятий, включающий: что нужно сделать, к какому сроку, предложил ответственных за выполнение запланированных мероприятий. Оказалось около двадцати пунктов.

Для согласования и уточнения мероприятий, сроков и ответственных лиц, направился к Васильеву В.А. Просмотрев мой проект плана мероприятий, он, практически его не уточняя, написал резолюцию: «В МБ» (машинописное бюро).
 
Напечатанный и утверждённый план доводил до исполнителей, контролировал его исполнение. Вскоре вызвал меня к себе всё тот же Васильев и сказал, что завтра едем в Монино, в академию имени Ю.А.Гагарина, на рекогносцировку. Так я впервые побывал в академии, родной для меня авиации. Моё внимание обратили на мозаику, выполненную слушателем академии Александром Руцким.
 
(Александр Владимирович Руцкой (16 сентября 1947 года, Проскуров, УССР, СССР) — российский государственный и политический деятель, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, доктор экономических наук, кандидат военных наук, профессор. С 1990 по 1991 год народный депутат РСФСР, член Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР. С 10 июля 1991 года по 25 декабря 1993 года — первый и последний вице-президент Российской Федерации. С 22 сентября по 4 октября 1993 года — и. о. Президента Российской Федерации. С 1996 по 2000 год — губернатор Курской области, член Совета Федерации.

В 1967 году в звании сержанта поступил в Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков-инженеров им. К. А. Вершинина и закончил его в 1971 году.
В 1980 году закончил Военно-воздушную академию им. Гагарина.
 
С 1985 по 1988 год участвовал в боевых действиях в составе контингента советских войск в Афганистане. Занимал должность командира отдельного авиационного штурмового полка (40-я армия). Совершал боевые вылеты на штурмовике Су-25. За время войны совершил 428 боевых вылетов.

6 апреля 1986 года во время 360-го вылета Руцкого его самолёт Су-25 был сбит с земли у Джавара. При ударе о землю Руцкой серьёзно повредил позвоночник и получил ранение в руку.
 
После тренировок вернулся в строй и в 1988 году был вновь направлен в Афганистан — на должность заместителя командующего Военно-воздушными силами 40-й армии. 4 августа 1988 опять был сбит в районе Хоста, на этот раз истребителем F-16 ВВС Пакистана. 5 дней отстреливался, уходил от преследования, пройдя 28 км, после чего попал в плен к афганским моджахедам.
 
16 августа 1988 был передан пакистанскими властями советским дипломатическим представителям в Исламабаде.
8 декабря 1988 указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен звания Героя Советского Союза.)

Мозаика выполнена на торце пятиэтажного дома. Запомнилась огромная рука, с которой стартует космический корабль. В народе это толковалась так: «Дашь на лапу, полетишь в космос».
 
Но, вернёмся к делу. Водили нас по аудиториям, показали комнаты, где мы сможем поместить свою экспозицию. Мы оценивали, подходят ли они по площади и количеству розеток. Определили необходимое количество столов и стульев, где можно повесить поясняющие плакаты. Чтобы как-то оправдать своё пребывание, полученную информацию, фамилии и телефоны сотрудников академии, ответственных за наше размещение, записывал себе в тетрадь.
 
Накануне отъезда на конференцию составил и утвердил у начальника института В.Н.Асеева список участников конференции. На конференцию взяли и меня, как рекогносцировщика, а так же для перевозки секретных документов.

Конференция прошла отлично. На пленарном заседании присутствовал и я. Хотелось услышать перспективы развития нашей авиации. Институт что-то показывал на компьютерах, соединённые в ЛВС. Так я, бывший авиатор, спустя 35 лет после прощания с авиацией, впервые присутствовал на авиационной конференции.

Поездка на конференцию запомнилась ещё тем, что от товарища вооружённого пистолетом, сопровождающего меня с секретной литературой, впервые услышал об Игоре Губермане и его «Гариках». Вскоре у меня появилась одна из его книг с «Гариками» и интерес к нему и его произведениям.

По возвращении с конференции мне поручили составить и согласовать список участников конференции для поощрения денежными премиями. Решение этой задачи оказалось не простым. На поощрение было выделено 12 миллионов рублей (2400$). Помимо тех, кто ездил на конференцию, нужно было включать и тех, кто её готовил.

С помощью всё того же Васильева распределил деньги по подразделениям, а затем руководители подразделений делили их между сотрудниками. Некоторые не укладывались в заданные квоты, требовали от меня дополнительных средств. Список поощрённых постоянно уточнялся.

Заместитель директора по экономике и финансам Лев Николаевич Шиян был щедрым и демократично шёл на уступки. Так он добавил ещё 800 тысяч рублей. Получил и я свою премию в 400 тысяч рублей (80$).

                Приятные моменты пребывания в НИИ ИТ

Другим приятным моментом пребывания в институте было то, что мы, находящиеся в одной комнате, Виктор Панарин, Татьяна Баранова, Юрий Мищенко, Александра Горбадей (дочь покойного Олега Горбадея) и я жили дружно и часто устраивали, в эти голодные годы, общие обеды, в основе которых были жареная картошка. Иногда к столу приносил своё дачное вино. (Его начал заготавливать с появление дачи в 1980 г.) Овладел самыми современными технологиями. В год заготавливалось 50 - 70 литров замечательного вина. Так как сам считаюсь непьющим, то щедро делюсь им с друзьями, сослуживцами врачами и прочими, кто делает мне приятное).
 
Третьим приятным моментом было то, что на территории института была мастерская. Я познакомился с токарем, который позволял мне работать на его токарном станке. Хотя с токарным станком расстался более 35 лет тому назад (в 1958 г.), но руки и память не забыли привычных движений.

С развалом СССР и общим обнищанием началось массовое воровство на дачах. В основном залезали в дачный домик через окна. Чтобы как-то защититься, в начале 90-х годов сделал внутренние деревянные ставни. Они были громоздки и не очень удобными в использовании. Решил сделать на окна решётки. Насобирал старых водопроводных труб и железных прутьев. На токарном и сверлильном станках проделал необходимую работу. Так как окон было шесть, а на каждое окно уходило три метровых трубы и десять полуметровых прутьев, то работа была проделана огромная.
 
Светлым пятном в нашей институтской жизни было так же и то, что я, Виктор Панарин и Юрий Мищенко дважды в день делали получасовую зарядку. Это позволяло держать организм в тонусе.

Время шло, экономическое положение в стране не улучшалось. А после переизбрания Ельцина в президенты в 1996 году, стало совсем худо. Заработную плату стали платить нерегулярно. Затем нас собрали и туманно разъяснили, что для того, чтобы институту выжить, нужно уменьшить с него налоги, для этого нам будут платить минимальную заработную плату. Разницу будут компенсировать премиями. Минимальная заработная плата составляла 100 тысяч рублей (20$). Мне за отличную работу платили несколько выше – 300 тысяч рублей, вместо положенных 500 тысяч. И эта минимальная зарплата выдавалась нерегулярно. А обещанных премий мы так и не видели.
 
Настроение, вместе с дисциплиной труда с каждым днём падало. Из отдела ушли Володя Грачёв и мой научный руководитель Толя Павлишин. Я на работу стал ходить не к 8-30, а к 9-30. Уходил не в 17-30, а в 15 часов, чтобы в 16 часов пойти на пробежку. Так бегал я до весны 1998г. Дома особого обнищания не было. Работала жена, я получал военную пенсию, дети уже себя обеспечивали. Я стал думать о поиске нормальной работы. В мае 1998 года я ушёл на новое место работы. Ту да же я перетащил и Юрия Мищенко.

Вскоре после моего ухода ушёл Виктор Зеленец, самый работящий из нас. Потеряв опору, сбежал начальник отдела Гаврилов. В начале двухтысячных ушли Татьяна Баранова и Виктор Панарин.
 
Я с Юрой Мищенко ушли, а дружба осталась. Ещё несколько лет подряд приходили с Юрой в гости в НИИ ИТ к Виктору и Татьяне Барановой, вспоминая при этом нашу общую, желанную, жареную картошечку, в лихие 90-е годы.

По случаю моего ухода из НИИ ИТ, при прощании, получил следующее стихотворное признание и пожелания. Оно написано Виктором Исааковичем Панариным. Дружественными узами мы связаны с ним с 1973 года по сей день (2017 год).

Уважаемый Юрий Игоревич!

Звучит труба – последняя минута
Здесь, в НИИ ИТе. Что там впереди?
А позади и «Взмах» с «Крылом», и смута.
Хорошего немало позади.

В 406-ую, в зданье школы,
Пять лет спешил походкой молодой,
Вы стали ассом, богом «Протоколов».
В застольях быв прекрасным тамадой.

Рассказчик по-никулински отменный,
Когда Вы представляли анекдот, –
От хохота дрожали пол и стены,
Держался за животики народ.

«В здоровом теле…» – Вы конечно знали.
И чтобы дух был вправду молодой,
Вы так тренировали нас в «спортзале»,
Что каждый стал на вид совсем «крутой».

Талант Левши! Вам нет ни в чём преграды:
То ль подоконник лихо нарастить,
Иль законопатить карбюратор,
Иль сумочку изящно починить.

Вы много лет и семьянин примерный,
Два сына взрослых – слава Вам, почёт,
С Матвеевной, супругой Вашей верной,
И внучек Костя в дедушку растёт…

Да, жизнь идёт, хоть и порою круто.
И ждёт Вас институт уже другой.
Страница «НИИ ИТ» перевернута –
В счастливый путь, товарищ дорогой!
(г.Тверь, 12 мая 1998г.)


Рецензии